Абай Кунанбаев — биография поэта, жизнь и творчетсво

Абай Кунанбаев – известный классик казахской литературы, который был не только поэтом, но и мыслителем, композитором и общественным деятелем.

Жизнь Абая Кунанбаева приходилась на тяжелые и неспокойные времена, отмеченные усилением феодального и колониального угнетения, упразднением ханства и установлением нового правительства. В это время происходила беспримирная борьба за власть, поддерживаемая принципом "разделяй и властвуй". Несмотря на усилия местных и колониальных властей, казахская художественная литература и прогрессивная общественная мысль развивались на удивление быстрыми темпами. В эти времена зародилась национальная реалистическая литература, в основе которой стоял именно Абай Кунанбаев.

Детство

Фактически, знаменитого казахского поэта звали Ибрагимом, таково было его имя по рождению. «Абаем» называла его бабушка по имени Зере, которая очень любила своего внука. С самых ранних лет она заботилась о нем, внимательно следила за его развитием и характером. Она придумала ему это прозвище, которое переводится как «осторожный» на русский язык. Бабушка даже не предполагала, что он станет известным не только в своей стране, но и за ее пределами.

Историки исследовали родословную Кунанбаева, начиная с его прадеда – славного батыра Ыргызбая, который родился в XVIII веке и сражался с джунгарами. В преклонном возрасте его выбрали народным судьей(бием), чьими обязанностями было разрешение мелких конфликтов между соплеменниками.

В конце 1870-х годов в семье Ыргызбая появился сын по имени Оскембай, который унаследовал место бия после своего отца.

Сын Оскембая, Кунанбай кажы, родился в 1804 году и занимал еще более высокое положение в обществе, став старшим султаном Каркаралинского внешнего округа. Он ушел из жизни в 1886 году в возрасте 82 лет.

Мама Абая, по имени Улжан, была из рода каракесек племени Аргын.

Как уже упоминалось, бабушка Зере воспитывала мальчика и сыграла ключевую роль в его жизни. Она дала ему прозвище, под которым его знает весь мир, и учила родному языку, в то время как отец желал, чтобы мальчик учил в первую очередь русский язык.

Ибрагим Кунанбаев родился в урочище Жидебай Чингизской волости Семипалатинского уезда Восточного Казахстана 10 августа 1845 года. В начале своего образования мальчик учился у местного муллы, но в 9 лет его отправили в медресе в городе Семипалатинск, где он активно изучал арабский и персидский языки. Параллельно он ходил в русскую школу вместе с детьми военных и чиновников, послуживших в Казахстане. После окончания школы Ибрагим попробовал свои силы в поэзии, пиша первые стихотворения, хотя и пытался скрыть свое авторство.

Еще когда Абай был тринадцатилетним мальчишкой, его отец старался научить его тем обязанностям, которые возлагаются на главу рода. Абай продолжал выполнять эти обязанности в течение 15 лет, но к 28 годам отказался от них, чтобы посвятить себя самообразованию и поэзии. Первые его взрослые стихи появились только к 40 годам. Он активно общался с Н.Долгополовым, С.Гроссом, Е.Михаэлисом.

Еще одной страстью Абая стало чтение — он уважал творчество Лермонтова, Пушкина, Байрона, Гете, Крылова. Произведения великих европейских классиков он читал в переводе на русский, благодаря этому постепенно просвещался и развивался, научился тонко чувствовать прекрасное.

Кунанбаев стремился познакомить свой народ с европейской культурой, и ему это удалось.

В свое время Гете написал стих под названием «Ночная песня странника», который так восхитил русского поэта Михаила Лермонтова, что он сделал его перевод на русский и создал адаптированную версию под названием «Горные вершины спят во тьме ночной». Спустя несколько десятилетий этот стих попал в руки Кунанбаева, и он решил перевести его на казахский. Так появилось стихотворение «Горы дремлют в темной ночи», которое затем стало народной композицией и получило большую популярность.

Абай Кунанбаев скончался 6 июля 1904 года, на тот момент ему исполнилось 58 лет.

«Слова назидания»

Эксперты считают, что основным наследием казахского поэта являются «Слова назидания», оригинальное название которых – «Кара соз». Эти произведения включены в обязательную программу обучения в школах и вузах Казахстана. Всего в сборнике собрано сорок пять небольших притч, выразленных в стихах.

Когда поэт перешагнул порог зрелости и узнал мировоззрение своего народа, возникли эти слова. Автор не старался "изобретать велосипед", а просто собрал обычные правила морали и нормы поведения в обществе. Но сегодня "Слова" кажутся обыденными, а в то время они были восприняты с восторгом. Понятные всем благодаря простому языку, они стали популярны среди обычных жителей Казахстана. Эти слова способствовали формированию высокой нравственности и просвещенности у местного населения.

«Кара соз» был переведен на русский язык несколько раз. В 1945 году, 1954 году и 1979 году были выпущены книги с большим тиражом. Также были попытки выпустить книгу на немецком языке, но в переводе «Слова» она теряла свою художественную ценность, поэтому работа так и осталась незавершенной.

Достижения в литературе

Абай Кунанбаев пользуется большой популярностью в родной стране. В Казахстане даже появился предмет под названием «абаеведение», в рамках которого изучаются его произведения в поисках глубокого смысла.

Ни одна книга Абая не была опубликована за его жизни. После его смерти их начали часто издавать.

Первый сборник под названием «Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева» был выпущен в 1909 году. В 1922 году его переиздали — сначала в Казани, затем в Ташкенте.

Впоследствии были опубликованы и другие произведения автора, которые издаются до сегодняшнего дня. В 1940 году была опубликована книга «Лирика и поэмы», а через пять лет — «Избранное». Книги выходили на двух языках — казахском и русском.

Вклад в родную культуру

Одним из ключевых достижений поэта было стремление максимально приблизить культуру своего народа к русской культуре. Он посвятил много времени переводу как классических, так и современных произведений на родной казахский язык, приложив максимум усилий, чтобы они стали понятными для его соотечественников.

Многие из стихов Абая стали народными песнями, что также способствовало развитию культуры казахского народа. В то время в стране грамотность была доступна лишь немногим, поэтому определенные знания и идеи можно было передать народу только через фольклорные произведения.

Прогрессивные взгляды

Годы обучения в школе и общение с передовыми людьми приносили несомненную пользу. Это позволило Абаю взглянуть на жизнь своего народа, его обычаи и традиции с новой перспективы. Он искренне не разделял многие из них, и эта позиция нашла отражение в его произведении под названием «Слова назидания».

Поэт выступал против древних обычаев, которым долгие века следовал простой народ. Абай боролся с жадностью, подхалимством и поклонением перед богатыми. Он пытался изгнать эти привычки из сознания казахов. Особое внимание он уделял равенству женщин. До прихода русских женщин относились как к рабыням. У них не было никаких прав, их жизнь принадлежала отцу, а затем мужу.

Убийство женщины оставалось безнаказанным, или убийца мог заплатить символический штраф, если жертва была чужой. Кунанбаев осуждал такое положение дел в своих произведениях.

Много упреков поэт направил на жадность. В настоящее время в обязательной школьной программе имеется поэма «Искандер» об Александре Македонском. Ее суть заключается в том, что Македонский разговаривает с Аристотелем — своим учителем, который убеждает знаменитого военачальника, что нет смысла бесцельно накапливать деньги, они еще никого не сделали счастливым.

Практически во всех притчах, вошедших в «Слова назидания», Кунанбаев высоко восхваляет русских людей, и призывает казахов брать с них пример.

Сегодня, многие строки могут быть использованы в качестве обвинительного приговора поэту, обвинить его в экстремизме. Например, одна цитата утверждает, что русские всегда трудятся, учатся новым ремеслам, а не устраивают унизительные разбирательства. А по поводу людей высшего класса, по мнению Абая, казахи не могут даже приблизиться уровнем к их слугам.

Поэт призывал своих соотечественников отдавать своих детей в русские школы, если, конечно, они в состоянии это сделать. Он также предлагал назначать казахов, обладающих русским образованием, на должности бия или управленца. По мнению Абая, только зная русский язык, можно было погрузиться в мировой океан знаний.

В настоящее время произведения этого классика изучают в сокращенной форме, так как многие из них считаются устаревшими.

Потомки прославленного поэта

У Абая Кунанбаева была удачная личная жизнь. Мы не знаем, сколько у него было женщин и как их звали, но имена его детей дошли до наших дней.

Первый сын, Акылбай, родился в 1861 году, когда Абай был еще очень молод — ему исполнилось семнадцать. Заботы о мальчике взяла на себя младшая жена Абая — Нурганым. Акылбай умер в 1904 году.

В 1868 году поэт Абай стал отцом второго сына, которого назвали Абдирахман. Согласно желанию Абая, мальчика отправили учиться в Тюмень, где он поступил в ремесленное училище. Позже наследник Кунанбаева поступил в Михайловскую школу артиллерии в Санкт-Петербурге. Абай надеялся, что его сын станет курсантом военной академии, но из-за проблем со здоровьем парня не приняли. В 1895 году Абдирахман скончался от туберкулеза.

Третьим сыном казахского писателя был Магауия, который родился в 1870 году и умер в возрасте 34 лет. Его отдали учиться в Семипалатинск, после чего он вернулся в родное селение. Следуя примеру отца, Магауия начал писать поэмы, но не добился большого успеха. В итоге занял должность народного судьи (бия) и скончался в 1904 году.

Родившийся в 1875 году, Четвертый ребенок Кунанбаева, Турагул, прославился как общественный деятель и был представителем политической партии «Алаш Орда». Он увлекался литературой и занимался переводами произведений классиков мировой литературы на казахский язык. Среди его любимых авторов были Максим Горький, Джек Лондон и многие другие. К сожалению, многие его переводы не дошли до наших дней. Он скончался в 1934 году в городе Чимкенте.

Из потомков знаменитого просветителя следует отметить двух племянников – Мухтара Ауэзова и Шакарима Кудайбердиева. Первый известен в Казахстане как писатель, написавший исторический роман «Путь Абая», второй – известный поэт.

Память

Более столетия прошло с тех пор, как Абай Кунанбаев ушел из жизни, но его наследие продолжает жить. Нет фотографий просветителя, потому что в те времена они просто не существовали, но есть множество устных описаний его внешности, по которым удалось воссоздать его образ.

Первым необычным памятником поэту стала почтовая марка, выпущенная в 1965 году. На ней было изображено лицо мыслителя и ее стоимость составляла четыре копейки. В 1995 году было выпущено еще две марки стоимостью 4 и 9 тенге.

Когда Казахстан ввел в оборот свою национальную валюту, изображение известного просветителя появилось на банкноте номиналом в 20 тенге. Она была выпущена в 1993 году.

Дни рождения Кунанбаева также не остаются незамеченными, общественность устраивает литературные встречи и чтения его произведений.

Многие населенные пункты в Казахстане носят имя Абая Кунанбаева, которые были основаны русскими переселенцами. Такие поселки, как Сухиновка, Мичуринск, Авангард, Интернационал, Шавровка, сегодня носят его имя в честь великого поэта.

В столице Казахстана и других крупных городах установлены памятники Абаю, а улиц и проспектов, названных в его честь, просто не пересчитать. Большинство из них появились после обретения Казахстаном независимости.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий