Абдулла Алиш – выдающийся татарский писатель и военный герой. Он творил в различных литературных жанрах: стихи, проза, драматургия. Основная тема большинства его произведений — дети.
Абдулла Алиш — это писатель с многогранным талантом. Он с одинаковой легкостью творил прозу, очерки, пьесы и поэзию. Но основной вдохновением для него были дети, именно им он посвятил большую часть своих произведений.
Алиш старался сделать жизнь своих юных читателей более интересной и доброй. После того, как он увидел ужасы войны, писатель хотел научить молодое поколение ценить мирное небо и наслаждаться каждым моментом детства.
Детство и юность
Поэт и писатель Алиш родился в татарской деревне Каюки в 1908 году. Его отец, простой крестьянин, получил неплохое образование и вдохновлял сына на чтение татарской и восточной литературы. Отец также выписывал периодические издания. Алиш-старший был предназначен стать муллой, но из-за обстоятельств не закончил обучение в медресе и послужил в царской армии, где получил травму и стал инвалидом после четырех лет службы.
Мать будущего писателя не только писала сказки, но и увлекательно рассказывала их. Многие из ее произведений были посвящены сыну Абдулле.
В семье с такими талантливыми родителями не могло не родиться исключительного ребенка. С пятилетнего возраста младший Алиш погрузился в мир книг, заставляя своих родителей перечитывать их снова и снова. Он выучил большинство произведений наизусть. Когда настало время для поступления в школу, отец выбрал для своего сына далекое, но очень престижное медресе.
Любимым предметом мальчика стала литература, и он начал коллекционировать народные сказки, предания, песни и старинные пословицы. К сожалению, после Октябрьской революции медресе закрыли, и мальчик вернулся в родительский дом.
Все детство Абдуллу окружала удивительная природа, которую он воспевал в своих произведениях. Маленький писатель любил традиционные татарские праздники, где собирались люди разных национальностей – татары, русские, чуваши. Их веселье иногда нарушали провокации религиозных фанатиков, но простые жители продолжали дружить, несмотря на свою национальную принадлежность.
Особое место в ранней жизни писателя занимал труд. Помогая родителям по дому, парень особенно полюбил заботиться о пчелах. Кроме того, он участвовал в сенокосе и ночных работах на поле. Отцу было жаль отпускать такого помощника, но он понимал – сын должен получить образование. Когда появилась возможность, отец отвез мальчика в Спасск, где техникум открыл школу.
В течение четырех лет Абдулла учился в Спасской семилетней школе. Он жил в интернате, потому что дом был в 25 километрах от школы. Мальчик быстро нашел свое место в коллективе и активно участвовал в школьной жизни. Алиш вступил в редакцию пионерской газеты "Вперед" и позже стал ее главным редактором.
Крестьянский сын хорошо учился, и педагоги не имели нареканий к его поведению. Он также посещал драмкружок, участвовал в концертах и любительских постановках. Зимой Абдулла вместе с друзьями катался на самодельных коньках по замерзшей речке Бездна. Вечером все собирались у кровати Алиша, чтобы слушать его собственные сказки.
Покинув стены интерната, молодой парень сначала поступил в Спасский педагогический техникум, но уже на первом курсе покинул это учебное заведение и поступил в Казанский землеустроительный техникум.
Интерес к литературе только увеличивался. Студент присоединился к местному поэтическому кружку, стал членом редакций изданий «Новые специалисты» и «Красный землеустроитель». С конца 1920-х годов его произведения начали публиковаться в газетах и журналах «Кызыл яшьлэр», «Атака», «Авыл яшьлэре», «Яналиф».
Трудовая деятельность
В 1930 году Абдуллу был направлен в Мензелинск для прохождения практики. Здесь он был принят на работу в редакцию местной газеты «Игенче» в качестве корреспондента. Помимо своей основной работы, молодой автор участвовал в драмкружках и выступал на концертах для колхозных тружеников.
Принимая участие в сборе урожая, Алиш также занимался созданием стенгазет и проводил собрания сельских корреспондентов. Именно здесь, в Мензелинском районе, писатель начал работу над сказкой «Толстобрюхий патша», в которой рассказывается о борьбе простого народа с жадным и деспотичным царем.
После окончания стажировки молодой специалист вернулся в столицу Татарии, чтобы присоединиться к проекту по строительству Казанской ТЭЦ. В течение 1932 года он работал гидротехником на строительстве канализационной сети города. Он выразил свое восхищение подвигом трудящегося народа в произведениях с названиями "Кабан побежден" и "У светлого озера".
Со временем мастер пера полностью посвятил себя журналистской деятельности. С 1932 года и до начала войны он сотрудничал с различными редакциями и публиковал собственные произведения. В 1935 году талантливого писателя приняли в члены Союза писателей СССР.
Современники вспоминали о Алише как о человеке, который увлеченно относился ко всему вокруг. Однажды он посетил Феодосию, где увидел полотна Айвазовского впервые. Он был настолько восхищен творчеством этого художника, что, вернувшись в повседневную жизнь, назвал своего сына в честь Айвазовского.
Абдулла уделял значительное время общению с молодыми людьми. Он поддерживал Пионерское движение в Татарской Республике и в 1933 году основал первый молодежный литературный кружок в Казанском клубе пионеров.
В середине 1930-х годов по решению Татарского обкома партии писатель был направлен в Харьков, где открылся первый в стране Дворец пионеров. Впечатленный масштабом этого проекта, Алиш привез в Казань подробное описание этого дворца и вскоре принял активное участие в создании подобного в Казани.
Главной заботой жизни Абдуллы Бариевича стало воспитание молодых литераторов и журналистов. Он усердно работал с молодыми корреспондентами, помогая им набираться опыта и давая полезные советы. Многие из его юных друзей в будущем стали известными людьми искусства: Махмуд Хусаин, Джавад Тарземанов, Самат Шакир, Лутфулла Фаттахов, Харис Якупов.
Алиш был автором детской литературы и он очень ценил мнение своих маленьких читателей. Перед тем, как опубликовать свою новую книгу, он всегда читал ее детям и внимательно слушал их мнение.
Недавно перед началом войны была опубликована книга под названием «Мамины сказки», которая стала настоящим сокровищем татарской литературы. Когда мир узнал о «коричневой чуме», Алиш написал пьесу под названием «Маленький узник», которая показала ужасы фашизма. Все произведения Алиша всегда впечатляли своей убедительностью, независимо от выбранной темы. Его книги воспитывали в детях любовь к Родине, трудолюбие и чувство товарищества. Писатель надеялся, что благодаря его труду, дети научатся ценить смелость, правдивость, честность и уважение к старшим.
Усердно трудясь, Абдулла был принят в Казанский государственный педагогический институт. Однако он так и не смог окончить учебу, так как в момент начала войны он находился уже на четвертом курсе, и вся страна была потрясена этой новостью.
Великая Отечественная война
Сразу после начала войны Алиш отправился на фронт вместе с другими советскими патриотами. От него перестали поступать письма в 1941 году, и связь была потеряна. О судьбе Абдуллы стало известно только после окончания войны: он был захвачен в плен во время боев за освобождение Брянска.
Историки постепенно собрали информацию о жизни советского воина. Оказалось, что Алишу привели через множество лагерей, где людей подвергали голоду, пыткам и моральным унижениям.
Вместе с легендарной «Моабитской тетрадью» записи Мусы Джалиля чудом остались нетронутыми и до сих пор сохранились. В них содержится хроника последних лет жизни писателя, который мог бы прожить еще много лет и написать еще много замечательных произведений.
Пока Абдулла Бариевич был в плену у фашистов, он побывал в разных лагерях. В одном из них он встретил Газима Кадырова, который позже оставил свидетельство о писателе. В один раз, из-за какого-то нарушения, надзиратели жестоко избили журналиста, затем бросили в подвал и всю ночь мучили светом.
После изменения нескольких лагерей, Алиш окончательно попал в чехословацкий рабочий лагерь. Отработав как шлифовщик некоторое время, писатель снова оказался в концлагере. Оттуда его перевели в Польшу, а после – в пригороды Берлина. Так в зимнее время 1943 года, он встретил своего давнего друга и коллегу Мусу Джалиля.
Муса командовал подпольными заключенными. Фашисты пытались расколоть их, создавая легионы национальности. В легионе «Идель-Урал» оказались пленные из Поволжья: татары и башкиры. Главная цель группы Джалиля была разрушить планы надзирателей и использовать их собственное оружие против них.
Подпольщики решили подставить Алиша в типографию газеты «Идель-Урал», где нужен был переводчик. Таким образом, им удалось получить доступ к печатному станку, на котором изготавливались антифашистские материалы.
Абдулла, подвергаясь угрозе смерти, выполнял указания тайного сообщества и в итоге стал самым близким союзником Мусы Джалиля. Благодаря деятельности этой организации, планы фашистов по распространению измены среди татарских солдат потерпели неудачу. Отряд «Идель-Урала», отправленный на восточный фронт, совершил восстание по пути. Все немецкие офицеры были уничтожены, а пленные смогли присоединиться к белорусским партизанам.
Гестапо не могло простить татарским военнопленным такого бунта. Используя информацию предателя, фашисты раскрыли деятельность повстанческой группы и достигли организаторов подполья. Мусу Джалиля, Абдуллу Алиша и их сообщников арестовали накануне общего восстания легионов.
Героев закинули в Моабит – темный берлинский тюрьму. Начались мучения, издевательства, допросы. Задержанных регулярно избивали, не кормили и не давали питье.
Казнь
Весной 1944 года состоялся суд над патриотами Советского Союза в Дрездене. После того, как им был вынесен смертный приговор, подпольщики провели еще несколько месяцев в тюрьме Шпандау, которая также находилась под фашистским контролем. 25 августа 1944 года джалильцев казнили на площади перед тюрьмой Плетцензее.
Подробности казни неукротимых героев стали известны после публикации фашистских архивов, где была подробно зафиксирована вся хронология событий. Всем участникам подпольной ячейки были обезглавлены на гильотине.
Часть творений Алиша, написанных во время фашистского заточения, утрачена. До нашего времени дошло только пятнадцать его стихов, но каких! В каждой строке ощущается любовь к отечеству, преданность воинскому долгу. Тетрадь с произведениями Абдуллы побывала у многих солдат, но в конце концов оказалась в руках Нигмата Терегулова, который отправил ее в Советский Союз.