Абрахам Маслоу — биография психолога и пирамида потребностей личности

Американский психолог Абрахам Маслоу изучал гуманистическую психологию и разработал иерархию человеческих потребностей, известную как «пирамида Маслоу». За годы работы в США он опубликовал ряд важных работ, которые продолжают вдохновлять многих ученых сегодня.

Детство и юность

Ученый родился 1 апреля 1908 года в штате Калифорния. Абрахам был старшим из многих детей бондаря Самуила Маслова и его жены Розы Шиловской, которые эмигрировали в Америку из Киевской губернии. Они выбрали США, потому что мечтали о жизни в развитой капиталистической стране.

Семья поселилась в не самом престижном районе Бруклина. Отец много работал, чтобы обеспечить детям достойное существование. Помимо Абрахама, у них было еще шестеро детей.

Немного обжившись и скопив небольшой капитал, семья Маслоу перебрались из еврейского района в нееврейский. Здесь будущий психолог столкнулся с антисемитизмом из-за своей ярко-выраженной еврейской внешности.

Постоянные насмешки со стороны сверстников привели к тому, что мальчик стал замкнутым и несчастным. У него не было друзей, так что ему приходилось компенсировать отсутствие общения чтением книг. Полученная из литературы информация помогла Абрахаму формировать свое собственное видение окружающего мира.

Если его одноклассники издевались над Маслоу, то учителя очень любили его. Этот умный еврейский паренек из рабочей семьи с большим интересом изучал различные науки: математику, естественные науки, геометрию и анатомию.

Родители настояли, чтобы их сын пошел учиться в исторический юридический колледж после школы. В начале обучения юноша познакомился с англо-американским ученым и экспериментатором в области психологии Эдвардом Бредфордом.

Начав общаться со своим старшим товарищем, Абрахам был увлечен новым направлением и вскоре совсем забыл о своей юридической карьере. Переехав в Мэдисон, молодой человек поступил на факультет психологии Университета Висконсина. Получив поддержку от профессора Бредфорда, он был зачислен без вступительных экзаменов.

В течение нескольких лет студент изучал систематический подход в изучении особенностей поведения животных и людей. В начале 1930-х годов молодой человек получил степень бакалавра, после чего приступил к написанию научной диссертации. Прочитав работу молодого ученого, рецензенты утверждали, что его ждет великое будущее.

Психология

Исследование Абрахама началось с изучения поведения обезьян в их колониях, исследуя детали их сексуальной жизни и влияние этого аспекта на их поведение.

После успешной защиты диссертации, Маслоу переехал в Нью-Йорк, где нашел себе сторонников в лице еврейских интеллектуалов: Альфреда Адлера, Карены Хорни, Курта Гольдштейна и Макса Вертгеймера. В конце 1930-х годов они стали коллегами и верными соратниками. В начале своей научной карьеры Абрахам интересовался работами Джона Бродеса Уотсона, но затем понял, что они применимы только в лабораторных исследованиях. Главной целью Маслоу было изучение концепции человеческой природы на практике.

Он глубоко исследовал процесс самоактуализации, но не все его коллеги, преподаватели и друзья поддерживали его в этом. Однако со временем ученому удалось доказать правильность своих идей и проложить путь для их дальнейшего изучения.

Занимая должность профессора в колледже Бруклина, Маслоу разрабатывал свою собственную гуманистическую теорию личности. В своих трудах он ориентировался на психику обычного человека, в отличие от большинства своих коллег. Для начала изучения этой сложной, но удивительно увлекательной темы, автор опубликовал несколько статей, которые были не до конца понятны всем.

Профессор понял, что необходимо разделить исследования на три основных этапа. В результате объединения этих важных этапов была создана знаменитая пирамида Маслоу, представленная широкой публике в 1950-х годах.

Автор ввел ряд новых концепций, которые были связаны со самореализацией, удовлетворением дефицитных потребностей и метамотивацией. В своих исследованиях психолог говорил о «пиковых переживаниях», что многим его коллегам казалось чужим и непонятным.

По мнению одного врача, все самоактуализированные люди обладают общими чертами характера:

  • Принятие себя и окружающих
  • Способность концентрироваться на проблеме
  • Умение адекватно воспринимать реальность
  • Прямота, естественность, простота
  • Потребность в уединении и его эффективное использование
  • Демократичность
  • Креативное мышление
  • Философское, доброжелательное и незлобное чувство юмора

Книга с названием «Мотивация и личность» стала отправной точкой для теории, которая изначально не была принята учеными. Первым, кто внимательно выслушал Маслоу, был американский психолог Карл Роджерс, а позже к нему присоединились ученые из других стран. В течение длительного времени доктора не воспринимали всерьез, считая его тезисы алогизмами и явным обманом.

Постепенно диаграмма, отражающая человеческие потребности, стала популярной среди интеллектуалов, которые стремятся к прогрессивному подходу в науке. Таким образом, теория Абрахама была признана значимым вкладом в развитие управления и экономики, наряду с другими специализированными фундаментальными работами.

Маслоу ярко изобразил эволюцию личности, что стало важным научным достижением прошлого века. Графическое изображение было включено в учебники классической психологии в Соединенных Штатах и некоторых европейских странах.

Авраам Маслоу был назначен руководителем кафедры исследовательского университета Брендайса и возглавил международную ассоциацию психологов. С течением времени труды исследователя стали публиковаться не только в Соединенных Штатах, но и во многих других странах мира. У этого автора появились тысячи последователей в России, Франции, Англии и Германии. Работы этого психолога были опубликованы в «Журнале трансперсональной психологии» и во многих других специализированных изданиях.

В последние годы своей жизни профессор сотрудничал с исследователями из Калифорнии. Много времени ученый уделял созданию тематических научных обществ, в которые входили специалисты со всего мира.

Личная жизнь

Маслоу не публиковал подробности своей личной жизни, так как был полностью посвящен своей научной работе. Однако известно, что он женился на своей двоюродной сестре по имени Берта Гудман. Родители девушки были евреями, и они были довольны выбором своей дочери. Сам Маслоу чувствовал себя неуверенно делать предложение, но в конечном итоге они поженились в 1928 году.

Американский исследователь ощущал абсолютное счастье в своем браке. Внутренне и внешне он претерпел удивительные изменения, которые изменили его жизнь. После появления дочерей он почувствовал себя еще более уверенным мужчиной. Взрослые дочери последовали путем отца и стали его коллегами в научной деятельности.

Смерть

8 июня 1970 года ушел из жизни выдающийся ученый, столетие оставив всемирному научному сообществу. Его внезапная смерть стала настоящим потрясением для близких и коллег, ведь Маслоу всегда считался человеком крепкого здоровья. Его вклад в науку был высоко оценен во всех уголках планеты, и его научное наследие принесло огромную пользу мировому сообществу.

Интересные факты

  • Трудное детство оставило свой след во всей последующей жизни ученого. Его отношения с матерью были очень сложными — он боялся её и старался избегать контактов. Чтобы не сойти с ума из-за обстановки в доме, юноша уходил в мир книг и своих фантазий.
  • Маслоу пользовался неограниченным уважением среди своих студентов и старался ответить им взаимностью. На его лекции приходили молодые люди разных национальностей и социальных слоев. Профессор делился с ними ценными жизненными советами.
  • Какое-то время психолог сотрудничал с одной передовой американской компанией, проводил для её сотрудников тренинги, используя собственные труды. Компания занималась передовыми технологиями, и задачей Маслоу было доступно изложить сложные понятия.
  • Профессор в своем интервью журналистам отметил, что его успех зависит от ума, выдержки и доброжелательности. Всю свою жизнь Абрахам придерживался гуманистических принципов.

Книги

  • «Мотивация человека: теория и практика»
  • «Психология бытия: основные направления»
  • «Управление собственными эмоциями и мыслями»
  • «Личность: мотивация и самопознание»
  • «Психология научных исследований: предварительный обзор»
  • «Религия, ценности и духовный рост»
  • «Эволюция человеческой природы: новые горизонты»
  • «Саморазвитие и самосовершенствование»
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий