Адам Мицкевич (1798-1855) – выдающийся поэт Польши, который справедливо сравнивается с А.С. Пушкиным для польского народа. Он стал создателем нового направления в польской литературе – романтизма, а также одним из лидеров движения освобождения в Польше.
Детство и юность
Адам Мицкевич был рожден в хуторе Заоссе, который расположен недалеко от Новогрудка. Ранее эти земли принадлежали Речи Посполитой, но позже они были присоединены к России. Сегодня это территория Беларуси, поэтому белорусы хорошо осведомлены о жизни и творчестве Адама Мицкевича.
Поэт был рожден в 1798 году. Его отец, Миколай, происходил из древнего рода Литвы. В прошлом отец Мицкевича был знатным человеком, но семья разорилась и потеряла свое состояние. Миколай Мицкевич работал адвокатом, чтобы обеспечить свою семью. В 1794 году он принял участие в вооруженном восстании, организованном Тадеушем Костюшко.
Он учил своих сыновей любить Родину и уважать польских шляхтичей. Мать Адама, Барбара, была еврейкой из скромной семьи служащих.
В период с 1805 по 1815 год Адам получает образование в монастырской школе доминиканцев, где начинает проявлять серьезный интерес к литературе. Еще подростком он начинает сочинять свои первые стихи. Учеба приносит Адаму много удовольствия, и он вскоре получает государственную стипендию. Это помогает ему поступить в Виленский университет.
В 1815 году Мицкевич становится студентом этого университета. Сначала он учится на физико-математическом факультете, но позже переходит на исторический, так как его интерес к литературе и истории постепенно усиливается.
Студент нового факультета Мицкевич увлечённо изучал оригиналы античных произведений, изучал несколько иностранных языков и посещал занятия известных преподавателей. Их влияние сыграло важную роль в формировании взгляда на мир молодого человека и научило его иметь собственное мнение по отношению к общественным и политическим событиям. Идеи классицизма в лекциях, которые слушал Адам Мицкевич, удивительным образом переплетались с романтическими тенденциями, питавшими интерес молодого поколения.
С 1817 года молодой студент присоединяется к объединениям патриотов в университете, включая филоматов и филаретов. Они стремились сохранить родной язык и достоинство своей страны национальном уровне, а также активно пропагандировали помощь нуждающимся. Это позднее стало частью политической программы новой организации.
В 1819 году Мицкевич окончил университет и начал преподавать в городе Ковно (современном Каунасе). Некоторые чиновники пытались отстранить его от политики и тайных обществ, что побудило его начать создание романтических баллад и поэм, в которых отразились его политические взгляды.
Творчество
Первый сборник стихов поэта вышел в 1822 году. Название первого тома было "говорящее" — "Поэзия", в нем содержались баллады и поэмы. Через год вышел в свет второй том с поэмами "Гражина" и "Дзяды". Молодой человек активно участвовал в общественной жизни, его социальная деятельность была тесно связана с его творчеством.
В 1823 году Мицкевича арестовали по причине, известной под названием "дело филоматов". Он провел несколько месяцев в тюрьме, но благодаря усилиям друзей был освобожден в 1824 году, хотя позже был вынужден покинуть город.
Вынужденный покинуть свою родину, поэт отправился сначала в Санкт-Петербург, затем в Крым, Одессу и Москву. После такого путешествия он снова вернулся в Санкт-Петербург, потратив около пяти лет на это турне. Благодаря ему он познакомился с интеллигентными людьми России. Впоследствии Мицкевич принимает решение посетить европейские страны, такие как Швейцария, Германия и Италия. В Германии Адам с интересом слушает лекции по философии.
Пытаясь вернуться на родину в Польшу в 1830 году во время Ноябрьского восстания, Мицкевич не был допущен в Польшу. Ему пришлось остаться в Париже, а затем возобновить свои европейские странствия, которые привели его на итальянскую землю.
Вместе с путешествиями Мицкевич продолжает заниматься своим творчеством. У него есть разнообразные стихотворные формы, включая двухтомник, о котором уже было упомянуто. Адам создает свою собственную программу, используя легенды и верования народа. В основе его творчества лежит романтическое направление с чувствами в центре внимания. Что касается жанра его произведений, его часто сложно определить.
Среди романтических произведений Мицкевича наиболее известными являются «Свитезь», «Свитезянка», «Парис» и «Романтика». Выпуск «Крымских сонетов» поэта состоялся, безусловно, после российской части его путешествия. Главная тема «Крымских сонетов» — это единство человека и природы.
В 1826 году была выпущена книга о магистре Конраде Валленроде, рассказывающая о событиях, произошедших в 14 веке. Основным героем произведения является рыцарь одного из монашеских орденов крестоносцев, а сама книга называется «Конрад Валленрод. Историческая повесть из литовской и прусской истории». Магистр ордена крестоносцев оказывается в сложной ситуации.
Он не может определиться между верностью кодексу рыцаря и своими патриотическими чувствами. Поскольку Мицкевич сам был членом тайной организации, именно этот герой послужил ему примером для описания тех эмоций, которые он сам переживал.
В России большую популярность получили поэмы Адама Мицкевича под названиями "Альпухара" и "Повесть Вайделота". Они были опубликованы в то же время, что и сказание о Валленроде, однако содержали в себе другой смысл.
Пребывая в европейских странах, Мицкевич продолжает работу над своим произведением «Дзяды». Он объединяет различные сюжетные линии этой поэмы, рассказывая о том, какие убеждения и обычаи существовали у народа, и к чему стремится лирический герой поэмы. В произведении чётко прослеживается переплетение событий с современной реальностью, в которой жил поэт.
Большое значение Мицкевич придавал филоматам и их борьбе. Главный герой поэмы обращается к Богу, молится о справедливости в обществе и о том, чтобы народ не был угнетён. Именно через призму сказки Мицкевич подробно рассказывает о деспотизме монархического строя.
Самым известным и многожанровым творением поэта является «Пан Тадеуш», написанный Мицкевичем в 1834 году во время его пребывания в Париже. Поэма вскоре стала национальным явлением, которого больше нигде не найти. В этом произведении автор описал польское общество, готовящееся к вторжению французских войск. Радостный конец, описанный в произведении, к сожалению, не сбылся в реальности.
Публицистика, кроме стихов и политики, также представляет собой один из главных интересов Мицкевича. В 40-х годах XIX века из-под его пера выходит так называемая «лозаннская критика», с примерами романтического мессианства и предсказаниями. В своих стихах поэт выразил свою склонность к позитивным изменениям в общественной жизни народа, именно они должны были прекратить разруху. Эти изменения критики сравнивали с вторым пришествием Христа, с глобальным распространением христианских идей.
Подобные мысли можно найти и в творчестве Мицкевича, особенно в его произведении «Книга польского народа и пилигримства», опубликованном в 1832 году. Поэт верил, что Польша способна сопротивляться тирании, которую демонстрировала монархия. Несмотря на религиозные аспекты книги, католическая церковь их не одобряла.
В 1849 году Мицкевич проводит серию лекций в Париже, где он удивляет своей способностью преподавать литературу различных стран, таких как Польша, Россия, Чехия и Сербия. В своих занятиях он всегда связывал литературные аспекты с историческими событиями, углубляясь в мессианские идеи и своё личное мировоззрение.
Творчество этого поэта оказало огромное воздействие на культуру Польши. В литературе 19-го и 20-го веков его произведения полны цитат и ссылок. Польские театральные деятели использовали его работы в качестве основы для пьес, а режиссер Анджей Вайда снял кинокартину "Пан Тадеуш" в 2000 году.
Личная жизнь
И личная жизнь, и биография Мицкевича имеют тесную связь с социологией и политикой его времени. Во время университета поэт влюбился в Марылю Верещако, но его отец обручил её с другим человеком — графом Путткамером. Несмотря на это, Мицкевич долго страдал по своей любви к ней и считал её своей музой.
Настоящая семья появилась у Мицкевича в 1834 году, когда он женился на Целине Шимановской, дочери одной из пианисток, которая посещала петербургские салоны. В браке у них появилось шестеро детей.
Мицкевич всегда ценил работу на благо общества. Он зарабатывал деньги, уделяя время семье и публичной деятельности. К 1841 году мистика и мессианство А. Товяньского стали авторитетными для Мицкевича. Поэт делился идеями Товяньского с учениками, за что его уволили с работы. В 1851 году Мицкевич ушел в отставку.
Также он организовал Польский легион, который пропагандировал независимость итальянского народа, и стал издателем газеты под названием «Народная трибуна» в Париже. В 1852 году Мицкевич стал библиотекарем. Через три года умерла его жена. Поэт уделял меньше времени своим детям, чем своей активной деятельности. Вместе с союзниками он мечтал сформировать новый Польский легион.
Язык Адама Мицкевича
Польская шляхта, проживающая на территории Литвы и Белоруссии, использовала язык, на котором писал свои произведения Адам Мицкевич. Сам поэт также относился к этой шляхте. В этом языке содержится множество фраз из белорусского языка, который отличается своими местными говорами. Эти говоры называются "провинциализмами", и поэт намеренно включал их в свои произведения, чтобы подчеркнуть свое личное происхождение. Один из профессоров Белорусского государственного университета, Н. Хаустович, отметил, что Мицкевич называл язык своих произведений "польским", а иногда "литвинским".
Так как Мицкевич владел литовским языком, он создавал красивые и оригинальные имена, используя литовские слова — например, Гражина или Живиле. Поэт записывал жемайтский диалект литовского языка в виде отрывков во время своего пребывания во Франции, в Париже. Там он встретился со своим другом Л. Корыльским, их времяпровождение включало игру в шахматы и пение песен как на польском, так и на литовском языках. В песнях, исполняемых Корыльским, Мицкевич услышал жемайтский диалект и начал записывать его. Эти записи были опубликованы Мицкевичевым сыном Владиславом в 1908 году.
Смерть
В 1855 году поэт отправился в Константинополь с намерением создать новую организацию, объединяющую французский и английский народы для борьбы против российского народа во времена войны в Крыму. Эти планы вдохновили Мицкевича, но он не смог их осуществить: он заболел холерой и скончался. Поэт был похоронен в Париже, а затем перенесен в Вавельский собор в Кракове.