Адам Смит, известный философ-этик и экономист, является основоположником экономической теории как науки, а также основал классическую политэкономию.
Адам Смит вызывает восхищение и изумление своими гениальными идеями. Он — создатель классической политической экономии, научно объяснил отношения, связанные с производством, понял механизмы накопления капитала и показал, что экономика любой страны — это единый механизм. В своих двух книгах он также работал над системой организации производства.
Именно поэтому его цитируют уже много лет. Но при этом мало кто знает подробности его биографии, его внутренние проблемы и мотивацию. Никто не знает, что его волновало больше всего, кого он любил, обстоятельства его смерти и почему он уничтожил свои рукописи перед смертью.
Детство и юность
Адам Смит увидел свет 16 июня 1723 года в Шотландии как единственный наследник таможенного чиновника Адама Смита и его супруги Маргарет, дочери землевладельца. Отец скончался, когда Адаму-младшему исполнилось всего два месяца, и Маргарет унаследовала все имущество своего мужа, став богатой вдовой.
Детство Адама прошло в портовом городе Керколди, известном как "Длинный город" из-за широких улиц, протянувшихся вдоль берега залива Ферт-оф-Форт. В те времена это был богатый и благоустроенный город, пополнявший свой бюджет за счёт торговли товарами, рыболовства и угольной промышленности. После гражданской войны судостроение возродилось, но сегодня он уже не является торговым узлом. Из главных достопримечательностей современного Керколди можно выделить только средневековую церковь и театр, названный в честь Адама Смита.
После того, как он закончил университет, Адам решил продолжить образование в Бейлиол-колледже в Оксфорде. Ему даже предоставили стипендию, но он не смог привыкнуть к методам преподавания, используемым в Англии. Чтобы заполнить пробелы в знаниях, Смит начал активно читать книги известных авторов, самостоятельно учиться, не обращая внимания на мнения преподавателей и ученых того времени.
Экономика и философия
В 1748 году Смит начал активную деятельность, став преподавателем в университете Эдинбурга. Его наставником был знаменитый философ по имени Генри Хьюм, который убедил Смита отказаться от изучения английской литературы в пользу юриспруденции, политической теории, экономики и социологии.
Изучая материалы, Адам Смит все больше задумывался о практическом применении этих наук, в результате чего сформулировал основные идеи, лежащие в основе экономического либерализма, впервые высказанные им в 1750 году.
Вскоре Адам встретил психолога и скептика Дэвида Юма, который разделял мировоззрение Смита. Их совместные работы по экономике, политике и религии были написаны в период преподавательской деятельности Смита.
В конце 50-х годов XVIII века Адам стал профессором логики и занял место декана в университете Глазго. Вскоре Смит опубликовал свою работу под названием «Теория нравственных чувств», которая основывалась на научных материалах и лекциях. Именно после этой публикации Адам задумался о том, чтобы начать творческую работу.
В этой книге Смит проанализировал стандарты поведения, свойственные различным слоям общества, и на основе принципа симпатии разработал концепцию морального равенства каждого члена общества. Кроме того, автор выразил свое недоверие к религиозной этике, особенно к ее распространенным принципам, которые основаны на обещаниях беспечной жизни и страхе перед наказанием со стороны Господа.
После выпуска этой книги, имя Адама Смита стало известно каждому образованному жителю Великобритании. Вскоре философ опубликовал еще одно свое произведение под названием «Исследование о природе и причинах богатства народов», в котором исследовал принципы экономики в условиях полной экономической свободы производства. В этом труде Смит сформулировал теорию laissez-faire, ярко демонстрирующую общественно полезную силу индивидуального эгоизма. Важное значение Смит придавал рынку, предпринимательству и разделению труда.
Вскоре библиография Смита была дополнена книгами под названиями «Размышления о состоянии соревнования с Северной Америкой», «Рассказ о жизни и трудах Дэвида Юма», «Система двойного вложения», «Эссе по философским темам». Эти произведения были написаны в 70-80-е годы XVIII века, и после смерти экономиста были изданы несколько раз.
Личная жизнь
О личной жизни известного экономиста почти ничего неизвестно. По мнению его последователей и биографов, он никогда не женился и не имел детей. Ходили слухи, что он избегал женщин и не стремился к серьезным отношениям. Однако некоторые источники утверждают, что ученый имел романы с двумя женщинами — одна из них была по имени Джин, а вторая была из Файфа.
Тем не менее, есть предположения, что когда он работал преподавателем в университете Глазго, Адам влюбился в одну женщину и почти женился на ней. Но что-то остановило его и заставило отказаться. Оставшуюся часть жизни Смит провел со своей мамой.
Из сохранившихся свидетельств современников видно, что Смит увлекался народными песнями, стихами и танцами. Последней книгой, которую он приобрел перед смертью, было первое издание произведений Роберта Бернса. Высокоморальные жители Шотландии не одобряли театр, но Смиту он нравился, особенно увлекался он французскими пьесами.
В те времена фотографий не существовало, и все известные или богатые люди оставляли свой образ на холстах у художников. Сэмюэл Смит никогда не позировал для художников, поэтому его портреты были написаны по памяти Джином Кеем и Джеймсом Тэсси. До наших дней дошли два описания внешности философа.
По одному из описаний, у Адама был крупный нос, выдающиеся глаза и выпяченная нижняя губа, а также нервный тик. Второй современник ученого считает, что у него было "мужественное и приятное" лицо. Сам Смит о себе говорил, что красив только в своих книгах.
Дискуссии в научном сообществе по-прежнему не утихают вокруг религиозных убеждений Адама Смита. Родители ученого поддерживали умеренное течение пресвитерианской Церкви Шотландии, и многие считают, что он отправился в Оксфорд с намерением посвятить свою жизнь Англиканской церкви.
Однако, многие ученые склоняются к мнению, что Смит был деистом, поскольку в своих работах, посвященных мировой гармонии, он ни разу не упоминал Бога. Кроме того, дружба ученого с атеистом Дэвидом Юмом также свидетельствует о его скептическом отношении к вере. Во время преподавания в университете Глазго, Смит также смог избежать обязательного чтения молитвы перед своей лекцией. Тем не менее, есть и альтернативное мнение, согласно которому социально-экономическая философия ученого тесно связана с богословскими убеждениями, и он вплетал модель социального порядка в фигуру Господа.
Смерть
Несколько лет перед своей кончиной ученый проживал в Эдинбурге. В наследство остался личный архив Смита, из писем видно, что он был владельцем дома и клуба. Другими словами, философ был состоятельным человеком, у которого жизнь должна была протекать легко и беззаботно.
Но никто не способен предсказать появление болезни, она приходит неожиданно. Адам переносил страдания из-за болезни кишечника, от которой он скончался 17 июля 1790 года. Его местом вечного покоя стало кладбище Киркелди.
Избранные труды
- Рассмотрение моральных чувств
- Анализ природы и причин богатства народов
- Обзор жизни и творчества Дэвида Юма
- Размышления о состоянии соревнования с Америкой
- Эссе по философским темам
- Концепция двойного вложения