Афанасий Никитин – выдающийся представитель России, которым гордятся его соотечественники. Этот торговец и мореплаватель совершил путешествие в Индию задолго до португальцев, открыв эту восточную страну для европейцев. Его путевые записки, известные под названием «Хождение за три моря», детально описывают быт и политическое устройство восточных государств. Никитин считал свои записки греховными, но их ценность была признана только через несколько столетий, когда Николай Карамзин опубликовал их в своей работе «История государства Российского».
Детство
Информации об детстве известного русского путешественника крайне мало, так как его жизнь начали записывать только во время его экспедиций. Родившийся в Твери примерно в XV веке в семье крестьянина, будущий торговец отца звали Никитой, поэтому «Никитин» считается не фамилией, а отчеством. В молодые годы Афанасий стал купцом, часто путешествовал по миру, по делам торговли посещал Византию и Литву. Его товар пользовался спросом, и вскоре он стал богатым человеком.
Экспедиции
Купец, который нуждался в расширении своих рыночных возможностей, решил осуществить торговлю в городе Астрахани. Для этого ему потребовалась поддержка тверского князя Михаила Борисовича III. Князь утвердил этот план, поэтому многие исследователи предполагали, что Никитин мог быть тайным дипломатом. Однако, современным историкам не удалось найти какие-либо подтверждения этой теории.
Получив поддержку князя, купец отправляется из Твери в Астрахань. Он плывет по Волге, делает первую остановку в городе Клязин. Там Никитин идет в монастырь, где получает благословение у игумена. Чтобы его опасное путешествие было благополучным, он молится Святой Троице. Затем Никитин продолжает путешествие, останавливаясь в Угличе, Костроме, Плесе.
Сначала путешествие проходит удачно. Но в Нижнем Новгороде купцу нужно встретиться с Хасан-беком, послом Ширванского государства. Планы Никитина уже нарушены, он хотел присоединиться к русскому посольству Василия Папина, но не успел догнать его экспедицию.
В районе Астрахани группа путешественников подверглась нападению. Их экспедицию атаковали татарские разбойники, ограбившие корабль. Один из кораблей затонул, вынуждая торговцев продолжать путешествие на двух оставшихся судах. В результате они остановились в городе-крепости Дербент и принялись подсчитывать убытки.
Для многих из путешественников возвращение на родину стало невозможным. Они должны были отвечать за потерянный товар, который был приобретен в кредит на государственные средства. Более состоятельные мореплаватели, обладавшие возможностью погасить свои долги, вернулись на родину. В то время как другие были вынуждены искать убежище еще в Шемахе, а некоторые ушли работать в Баку.
Афанасий Никитин был настоящим позитивистом, который никогда не терял веры в лучшее. Для улучшения своего финансового положения он принял решение продолжить свое путешествие на юг. После Дербента он отправился в Персию, а затем пунктом его назначения стал город Ормуз. Это был оживленный порт, где пересекались торговые маршруты разных континентов.
Из Ормуза можно было достичь Египта, Китая, Индии и Малой Азии. В своих записях русский путешественник назвал этот портовый город «пристанищем Гурмызьским». Именно отсюда на Русь доставляли жемчуг.
Никитин обладал высоким уровнем интеллекта, прозорливостью и предпринимательскими способностями. Он узнал, что в Ормузе можно купить высококлассного жеребца, которого нельзя найти в Индии. Его планировали продать по очень высокой цене. Торговец приобрел жеребца и отправился в Индию. Эта страна уже была отмечена на картах, но ни один европеец еще не успел побывать в ней.
В 1471 году Никитин прибыл в город Чаул. После возвращения домой он не спешил. В Индии он прожил три года. Он не терял время зря и тщательно изучал быт и систему управления этой удивительной страны. Все свои наблюдения и выводы путешественник изложил в своих рукописных работах.
В этой стране все выглядело необычно и удивительно. Женщины и дети ходили по улицам голыми, в то время как князья накрывали голову и бедра покрывалами. Сначала путешественник подумал, что им приходится ходить обнаженными из-за нужды, но это оказалось не так. Многие жители этой страны носили золотые браслеты, что свидетельствовало о их хорошем материальном положении.
Афанасий не мог понять, почему индийцы приобретали дорогие украшения, но не могли позволить себе купить одежду. И его удивляло большое количество жителей, множество женщин, находившихся в положении.
Путешественнику из Чаула не удалось найти покупателя для своего жеребца по хорошей цене, поэтому он решил отправиться в поисках удачи в другие места. Вскоре он наткнулся на крепость Джуннар, где правил наместник по имени Асад-Хан. Хоть жеребец был действительно породистым, наместнику не понравилась цена, поэтому он просто отобрал животное у несчастного путешественника.
Поговорив с купцом Асадом, Афанасий узнал, что Никитин исповедует христианство, и предложил ему принять ислам. В замен он обещал вернуть жеребца и еще добавить золота. Но если торговец откажется, то через 4 дня его ждет смерть.
В своей записи Афанасий утверждает, что только счастливый случай спас Никитина от верной гибели. Не желая показать жестокость перед старцем Мухаммедом, наместник решил пощадить Никитина. Он отпустил путешественника и вернул ему жеребца. Однако возникают сомнения по поводу этого конца истории. Некоторые исследователи считают, что Никитин мог принять ислам, так как его записи были полны иностранных слов.
Удивление Никитина вызвали не только обычаи индийцев. Он был поражен природой этой страны, экзотическими растениями и животными. Здесь он впервые увидел змей и обезьян. Путешествие показалось ему ярким и красочным, и он уехал из Индии, полный впечатлений. Однако он не получил торговой выгоды — продажа единственного жеребца обернулась убытком и наложением штрафа.
Так что Афанасий вернулся на родину без добычи, кроме дешевого перца и красок.
Путешествие по солнечным странам утомило мореплавателя, и он мечтал оказаться на Руси. Свой путь на родину он начинает из торгового порта Ормуз, плывет через Иран на север. Так Никитин оказался в турецком Трабзоне. Здесь его приняли за шпиона, изъяли все ценное, что находилось на судне. Интересно, что рукописи никому не понадобились и сохранились.
После Никитин был освобожден и достиг Феодосии. Здесь он встретился с русскими торговцами, взял деньги в долг. Зимой 1474 года он остался в городе Кафе. Когда наступила весна, путешественник планировал отправиться в Тверь, но ему не удалось вернуться на родину.
Личная жизнь
Информация о личной жизни мореплавателя остается тайной, поскольку никаких данных об этом не сохранилось. Однако благодаря его запискам мы можем сформировать устный портрет этого человека. Он был истинным оптимистом, не боявшимся никаких трудностей. Во время своего путешествия Никитин успел выучить несколько иностранных языков, в его записках содержится много арабских, персидских, тюркских слов.
Внешне Афанасий имел облик типичного славянина: кудрявые светлые волосы, голубые глаза. Путешественник носил короткую квадратную бороду.
Причина смерти
В Смоленске скончался путешественник. Причина его ухода из жизни остается неясной, однако исследователи утверждают, что долгие путешествия по разным климатическим зонам негативно сказались на состоянии путешественника. Его здоровье было крепким, но не смогло выдержать всех испытаний, которые выпали на его долю.
Товарищи Никитина, которые сопровождали путешественника, привезли его дневник в Москву. Они передали записи мореплавателя советнику Ивана III. Рукописи путешественника были добавлены в летопись в 1480 году.