Агриппина Ваганова, известная как русская и советская танцовщица, а также педагог и балетмейстер, была удостоена премии Сталина и звания Народной артистки РСФСР.
С самого детства Агриппина мечтала стать известной балериной, однако судьба распорядилась иначе, и она стала известной как великий учитель и хореограф. Она пережила много испытаний, но несмотря ни на что, смогла внести огромный вклад в историю русского балета.
«Царица вариаций»
Ранние годы
Учительница родилась 14 июня 1879 года в Санкт-Петербурге. Отец девочки был армянином и работал в Мариинском театре капельдинером. Помимо Груши, в семье выросли еще две ее сестры. Семья Вагановых жила очень скромно. Их домом была небольшая квартирка в подвале дома, которая затапливалась дождями в пасмурные дни.
С детства Агриппина благодаря отцу знакома со всеми спектаклями, проходящими в Мариинке. В будущем хореографе, она мечтала покорять сцену, но ее мечты не сбылись из-за того, что ее родители считали ее слишком полной, чтобы легко выполнять фуэте. Несмотря на это, ее устроили в Императорское театральное училище, что вызвало огромный восторг у юного таланта. Отцы и матери рассматривали то, что в этом университете отличницы принимали на бюджетное отделение, как серьезный аргумент для ее поступления. Их доходы были невелики, поэтому обучение наследницы за государственный счет было большой помощью для скромной семьи.
Попав в долгожданный институт, девушка быстро разочаровалась в его правилах. Больше всего ее возмущало то, что преподаватели не разъясняли материал подробно, но требовали идеального его запоминания.
У Груши сложилась репутация «непокорной» студентки с необычным характером. Она буквально изматывала преподавателей дополнительными вопросами, на которые они не привыкли отвечать. По мнению балерины Екатерины Вазем, обучение девушки было делом напрасным и бесполезным из-за несоответствия физических данных. Агриппина была слишком крупной и имела выраженную кавказскую внешность, что не соответствовало балетным стандартам. Однако преподаватели не могли отрицать: их ученица демонстрировала невероятное упорство и самоотдачу на всех репетициях.
Выпускные экзамены юная танцовщица сдала на отлично, получив 11 из возможных 12 баллов. Благодаря этому девушку приняли в Мариинский театр, где в то время сияла Матильда Кшесинская. Груша круглыми сутками усердно учила ведущие партии и исполняла их значительно лучше своих одноклассниц. Тем не менее, главные роли ей не доверяли.
У Вагановой возникли сложности в отношениях с главным хореографом театра Мариусом Петиппа. Он регулярно высказывал критику по поводу выступлений артистки, отзываясь о них как об ужасных, и даже заявлял, что аплодисменты зрителей были куплены девушкой.
Карьера
По настоянию своего сына, Груша вернулась в театр. Увидев фотографии своей матери в костюмах, мальчик спросил, почему она бросила свою работу. С того дня балерина начала вспоминать свои танцевальные движения, что изначально было для нее трудно. Однажды утром няня застала хозяйку в интересном положении: она сидела на шпагате и выглядела очень раскаленной.
По возвращении в свой домашний театр, Агриппина Ваганова начала свою карьеру практически с пустого места. За свою удивительную точность в прыжках она получила прозвище "Стальные ноги". В этот период ее мечта сбылась — ей была доверена главная роль вместо Тамары Карсавиной, получившей травму. Наслаждаться успехом Груши ей не довелось долго: в 1916 году ее отправили на заслуженный отдых из-за возраста. После октябрьских событий ее пенсию прекратили выплачивать.
Агриппина Яковлевна вновь оказалась в сложном материальном положении. Чтобы прокормить свою семью, она устраивала импровизированные концерты, на которых были матросы, солдаты и рабочие. Кроме того, она преподавала хореографию в нескольких клубах. Позже Ваганова принялась работать в своем родном институте, который находился в полном упадке в послереволюционные годы. Ученики жили в нищете и репетировали в холодных помещениях.
Для женщины, мечтавшей завоевать большую сцену, наставничество стало основным занятием в жизни. Из непослушной студентки Груша превратилась в жесткого, непреклонного преподавателя, формирующего из учениц глубоких артисток. Несмотря на всю строгость, к каждой ученице наставница относилась как к собственной дочери. Среди ее подопечных была известная Майя Плисецкая, которая утверждала, что уже после нескольких занятий с Вагановой ее техника значительно улучшилась, а сам танец стал более осмысленным.
Великим заслугам Вагановой можно приписать то, что она сумела убедить советское правительство в важности балетного искусства. Эта женщина разработала уникальный метод тренировки мышц, который в настоящее время используют современные хореографы.
В первые годы большевизма новые лидеры называли балет пренебрежительно «дрыгоножством». Мариинский театр относился к нему с пренебрежением, считая его царским развлечением и прошлым. Агриппина Яковлевна смогла доказать, что хореографическое искусство не только развлечение для буржуазии, но и сильный инструмент для повышения престижа молодой страны на мировой арене.
В 1930-х годах, Агриппина Ваганова занимала пост художественного руководителя труппы Мариинского театра (тогда Ленинградский театр оперы и балета имени С. Кирова). К тому времени у неё появилось много недрузей, которые упрекали её в излишней требовательности и самодурстве. Среди её противников оказалась даже знаменитая балерина Галина Уланова.
Вскоре многочисленные нарекания привели к тому, что Ваганову уволили. Впрочем, она продолжила преподавать в училище и начала писать книгу под названием «Основы классического танца». С тех пор, с 1934 года эта книга стала переиздаваться и выходить в больших тиражах.
Личная жизнь
В ранние дни жизни Агриппины было несколько кратковременных романов. В начале своей карьеры она была достаточно популярна среди поклонников, которые приглашали ее в петербургские рестораны. После нескольких бокалов вина танцовщица начинала исполнять балетные номера прямо в зале заведения, заставляя публику восхищаться.
Крупные изменения в личной жизни Вагановой начались после ее знакомства с отставным полковником Андреем Померанцевым, который был членом руководства Екатеринославского строительного общества. Избранник был значительно старше Груши, но это ее не смущало. Померанцев щедро дарил ей дорогие подарки, и с ним она впервые познала, что такое обеспеченная жизнь.
Весной 1903-го года во время репетиции Агриппина потеряла сознание. Оказалось, что причиной обморока была беременность артистки. Для будущей матери это было радостным событием, но она беспокоилась о потере карьеры. Однако в итоге она выбрала материнство.
Позднее у них родился сын Саша, но отношения между супругами начали портиться. Когда дело дошло до развода, балерина не согласилась подписать бумаги. Таким образом, Андрей остался жить с ней как законный муж.
Позже умерла старшая сестра Груши, и ее двое наследников переехали к Вагановой с Померанцевым. Танцовщица относилась к ним как к собственным детям, а не как к племянникам. Агриппина Яковлевна любила баловать своих малышей и они часто вместе посещали зоопарки и цирки.
Для актрисы два революции 1917 года прошли почти незаметно, а вот ее муж воспринял исторические события как личную трагедию. С каждым днем он становился все более угрюмым, и в конце концов покончил с собой. Избалованная богатством дама в одночасье превратилась в полунищую домохозяйку, вынужденную одной растить троих детей.
Тем не менее, Ваганова справилась — таков был ее характер. Старший сын и племянники выросли достойными людьми, в чем, безусловно, была заслуга их матери.
Смерть
Агриппина Ваганова скончалась 5 ноября 1951 года. Причина ее смерти остается неизвестной, в официальных источниках утверждается, что это было вызвано «тяжелой болезнью».
Могила известной хореографини находится на Волковском кладбище неподалеку от Мытищи. Через два года после ее похорон на месте был установлен памятник — скульптура молодой балерины с книгой в руках.
Память
- Учебное заведение, посвященное изучению русского балета и названное в честь А.Я. Вагановой
- Памятная доска в городе Санкт-Петербурге, установленная на стене дома, где проживала известная хореограф
- Кинолента под названием «Агриппина Ваганова», рассказывающая о жизни талантливой танцовщицы
- Конкурс по балету для студентов балетных училищ с названием «Ваганова — Prix», привлекающий участников из разных стран
- Документальный фильм с названием «Вспоминая великую Ваганову», посвященный памяти выдающейся балерины
- Кинолента «Агриппина Ваганова. Великая и ужасная», рассказывающая о жизни и творчестве известной танцовщицы