Аида Ведищева — известная певица, которая стала известна своим исполнением песен из фильмов "Кавказская пленница" и "Бриллиантовая рука".
Она обладает всеми необходимыми качествами, чтобы достичь вершины популярности и занять своё место на сцене. Однако, этого не произошло, не только в музыкальной сфере, но и в жизни. Трудно сказать, кто в этом виноват — завистливые коллеги, влиятельные люди, ставящие палки в колеса, или же самоуверенность и тяжелый характер. Аида Ведищева пережила многое, пересмотрела свою жизнь, столкнулась с эмиграцией и страшным заболеванием, но она преодолела все трудности. Несмотря на свой возраст, она продолжает радовать зрителей своими творческими достижениями.
Детство
Ида Вайс, настоящее имя которой неизвестно, была рождена 10 июня 1941 в городе Казань. Родители девочки проживали в Киеве, но в 1939 году отца Соломона Вайса пригласили в местный университет в качестве преподавателя стоматологии. Он был профессором медицины, написал множество работ по стоматологии, которые стали учебными пособиями для студентов стоматологических факультетов во всех университетах страны. Мама Иды, Елена Емельянова, была хирургом.
Родители Евы мечтали, что она вырастет врачом или, в крайнем случае, учителем английского языка. В возрасте четырех лет для нее наняли гувернантку из Шанхая, которая занималась ее английским. Девочке легко давались занятия, и она даже решила сдать экзамен по английскому, хотя учила немецкий. Но больше всего Еве нравилось петь и танцевать, и с детства она проявляла свой артистизм и неординарность.
Семейство Вайсов перебралось в город Иркутск, когда девочке было всего десять лет. Несмотря на то, что ее родители были врачами, она выросла в очень творческой атмосфере. Ведь семья проживала вместе с родственниками мамы, которые отлично владели музыкальными инструментами. Каждое утро Ида просыпалась под звуки гитары, балалайки и аккордеона, и это только укрепило ее любовь к музыке. Родители отправили ее в музыкальную школу, где она участвовала в постановках местного ТЮЗа и Иркутского музыкального театра.
Всегда мечтала стать певицей, но родители убеждали, что сначала нужно получить надлежащее образование, а затем уже следовать своей мечте. Из-за уговоров родных Ида после окончания школы поступает в институт иностранных языков. Учеба ей не нравилась, но знание немецкого и английского пригодилось в жизни.
Получив диплом вуза, Вайс решает, что настало время воплотить свою мечту в жизнь. Уехав в столицу, Ида решает испытать удачу в Щепкинском училище. Она успешно сдаёт экзамены и полна надежды на поступление. Однако, когда получает отказ, она очень удивляется. Причины ей не называют, но позже она понимает, что отказ был связан с её фамилией — Вайс.
В этом же году началась ее художественная карьера. К тому времени она уже вышла замуж, изменила «неловкую» фамилию Вайс на Ведищева, а имя Ида на Аида. Талантливую молодую женщину пригласил в свой оркестр Олег Лундстрем, где она успешно выступала несколько лет. После этого Аида перешла к Леониду Утесову, затем было сотрудничество с ансамблями «Мелотон», «Голубые гитары», «Поющие новеллы».
Музыка
С годами Аида все больше набирала популярность, но пик ее успеха пришелся на 1966 год. После выхода фильма «Кавказская пленница» от режиссера Леонида Гайдая, о ней заговорил весь Советский Союз. Ведищева исполнила знаменитую «Песенку о медведях», которая стала хитом благодаря героине Натальи Варлей. Чтобы записать эту песню, Гайдай попросил Аиду прервать гастроли на Дальнем Востоке и приехать в Москву. Позже был выпущен сингл с этой песней, и уже в первые дни продаж он разошелся тиражом в семь миллионов копий.
Через один год, Ведищева исполнила еще одну известную композицию — «Гуся, гуся», что помогло ей стать дипломантом музыкального фестиваля в Сопоте. Ее приветствовали овациями, и Аида решила отпеть на «бис» еще одну песню — «Будь со мной ласков», написанную Владимиром Шаинским. Так как композитор был в «опальном» списке, то и Ведищева автоматически попала в черный список властей из-за этого выступления.
Следующая песня — «Помоги мне» из фильма «Бриллиантовая рука» только увеличила популярность Ведищевой среди зрителей, но была негативно воспринята министерством культуры и его главой Екатериной Фурцевой. От ее имени Аида получила телеграмму, в которой министр требует прекращения этого скандала.
После этого, в репертуаре певицы появилась песня «Товарищ», за которую она была удостоена премии ВЛКСМ. Автором этого шедевра оказался обычный студент-медик по имени Олег Иванов. Он лично обратился к Ведищевой и попросил ее рассмотреть ноты. Певица не побоялась выступить с этой композицией на сцене конкурса молодых композиторов и занять первое место. Через несколько лет эту песню стал исполнять Лев Лещенко.
Певица приобретала все большую популярность, что неудивительно, ведь она исполнила несколько примечательных песен к художественным фильмам. Ее репертуар включал в себя композиции «Лесной олень» (х/ф «Ох, уж эта Настя!»), «Пусть говорят» (х/ф «Три плюс два»), «Дорожная песня» (х/ф «Белый рояль»), «Чунга-Чанга» (м/ф «Катерок»), «Колыбельная медведицы» (м/ф «Умка»). Количество поклонников Ведищевой увеличивалось с каждым днем, однако появлялись и недоброжелатели, занимающие высокие посты.
Имя ее так и не появлялось в начале кинолент, запрет на ее появление в телевизоре, количество выступлений было постоянно ограничено или отменено. Когда песня "Лесной олень" была признана победителем на ежегодном конкурсе "Песня года", она стала звучать в исполнении Большого детского хора Центрального телевидения и Всесоюзного радио. В 70-х годах Ведищева полностью исчезла с радио и телевидения. Министерство культуры выдало неофициальное распоряжение размагнитить и уничтожить все записи и пленки выступлений певицы. Если бы у нее не была собственная фонотека, то многое из ее наследия было бы навсегда потеряно.
Эмиграция
Ведищева испытывала трудности из-за недовольства властей не только из-за своей еврейской национальности, но и после выступления в Сопоте, где она исполнила песню композитора Шаинского.
Нескончаемые унижения и отсутствие комфортных рабочих условий заставили Аиду задуматься об эмиграции. Когда ей исполнилось почти сорок лет, она решила, что наступил подходящий момент для перемен, и в 1980 году Аида уехала в Америку со своей семьей. Благодаря своему знанию английского языка, она быстро нашла свое место в новой стране.
Айда поступила в театральный колледж и вскоре получила диплом. Через два года после приезда, Аида выступила с сольной программой в знаменитом Карнеги-холле. Ее продюсером стал известный Джо Франклин, который ранее работал с такими знаменитостями, как Барбара Стрейзанд и Лайза Минелли. В Америке Аида кардинально изменила свой стиль – огненная брюнетка стала блондинкой, и этот имидж она сохраняет до сегодняшнего дня.
Через некоторое время у артистки возникли проблемы со здоровьем, и ей пришлось переехать из Нью-Йорка в Калифорнию. Там она основала свой собственный театр и выступала под псевдонимом Удивительная Аида. Ее талант и оригинальность помогли ей завоевать сердца аудитории по всей стране. Ведищева часто выступала в престижном клубе «Фрайерс-клаб», который еще помнил выступления Боба Хоупа и Фрэнка Синатры.
Аида стала первой из российских певиц, которая завоевала Америку своим талантом. Такой же успех ожидал в новом веке и группу «Тату», однако Лена и Юля выступают в другом стиле.
Ведищева основным направлением своей деятельности выбрала бродвейские мюзиклы, музыку для которых она писала самостоятельно. Певица постоянно пополняла свой репертуар русскими и цыганскими романсами, еврейскими народными песнями, не забывая и о родном русском языке. Со временем она представила публике произведения под названиями «Старый сад», «Баллада о Чернобыле», «Я вернусь, Москва!», «Рождество», «Жизнь – это музыка». Кроме того, она стала автором мюзикла «Шедевр и поющая Свобода», посвятив его событиям 11 сентября 2001 года.
Через много лет ее песни начали появляться на ее родине. В 2002 году был выпущен альбом в ретро-стиле под названием «Где-то на белом свете», включающий в себя восемнадцать композиций, которые полюбились слушателям. Затем были выпущены видеоклипы, в которых использовались кадры из фильмов и записи концертов певицы в 60-70-е годы.
У молодой, талантливой и очень привлекательной девушки было множество поклонников, но 20-летняя артистка выбрала акробата Вячеслава Ведищева. Именно он дал ей новую фамилию, познакомил ее с Олегом Лундстремом и помог попасть в Москонцерт. Через год после свадьбы у них родился сын Владимир, который сейчас занимается музыкой и успешно ведет свой бизнес. Брак продержался несколько лет, но они поняли, что слишком разные, и решили расстаться.
Второй раз Аида вышла замуж в ЗАГСе за Бориса Дверника, который был лидером и пианистом группы "Мелотон". Хотя он был моложе нее на девять лет, это не помешало им быть счастливой семьей. Вместе с ним Аида уехала за границу, но вскоре после переезда они развелись. До сих пор Ведищева не может понять, почему это произошло. Позже стало известно, что Борис покончил с собой.
Аида встретила своего третьего мужа в 45 лет. Она вышла замуж за миллионера Джея Маркаффа, которому было 15 лет больше. Первые годы были счастливыми, но когда Аида выразила желание вернуться на сцену, муж отказал. Ведищева не согласилась подчиниться, и их брак распался после трех мучительных лет развода.
В 90-х годах у Аиды был обнаружен рак, находившийся уже на третьей, запущенной стадии. Врачи не рекомендовали ей проходить операцию, но певица настояла на этом. В это время у неё появился друг – бизнесмен из Израиля Наим Беджим, который поддерживал её. После операции и химиотерапии болезнь отступила.
Аида решила связать свою жизнь с Наимом Беджимом, который оказался ей рядом в трудные моменты. С тех пор их семейная жизнь длится уже много лет.
Аида Ведищева сегодня
Возвращается на родину Аида Ведищева не так уж и часто. В честь своего 75-летия в 2016 году она стала героиней документального проекта «Аида Ведищева. Играя звезду», снятого Первым каналом. Ее поклонники тоже не забывают знаменитую певицу. В 2017 году в театре музыкальной комедии Екатеринбурга была представлена постановка «Оттепель.
Мелодии судьбы», посвященная творчеству трех советских певиц – Аиды Ведищевой, Нины Бродской и Ларисы Мондрус.