Известный философ, музыкальный теоретик и математик Аль-Фараби является выдающимся ученым Востока. Он комментировал сочинения Аристотеля и Платона, что принесло ему почетное прозвище «Второй учитель». Кроме того, он был создателем Отрарской библиотеки.
Современный мир по-прежнему уважает и прославляет учения древних арабских ученых. Несмотря на то, что многие их идеи сегодня могут казаться устаревшими, в свое время они были великими просветителями, стимулирующими прогресс и вдохновляющими интерес к наукам. Особую похвалу заслуживает Аль-Фараби, которого его современники почитали как второго учителя, второй по значимости после Аристотеля. Аль-Фараби был заинтересован в личности человека, его нравственности и интеллектуальном развитии, и все это нашло свое отражение в его книгах, которые дошли до наших дней.
Детство
Родной город Аль-Фараби – Весидж, местность Фараб, расположенный в точке пересечения двух рек – Сырдарьи и Арыси. В настоящее время это территория Отрарского района Казахстана. Один источник утверждает, что его рождение произошло в 870 году, в то время как другие утверждают, что это произошло в 872 году. Его отец был членом богатого тюркского племени и служил военачальником.
Его знатное происхождение отразилось и на его имени, которое в полной версии звучит как Абу-Насыр Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан Ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Существует множество споров относительно его национальности, так как считается, что в его жилах течет не только тюркская, но и персидская кровь.
Его редко называли его полным именем, чаще всего он был известен как Аль-Фараби. В те времена мало кто писал биографии известных личностей, поэтому информации о детстве и юности мыслителя до нас не дошло.
Известно лишь, что он был очень скромным, предпочитал учиться вместо того, чтобы принимать участие в мирских мероприятиях, и проводил много времени, изучая труды Аристотеля и Платона. В те годы будущий философ несколько раз менял место жительства – Самарканд, Ташкент, Бухара. Его знания с каждым годом становились все более обширными, у него были энциклопедические знания. Особенно юношу увлекала логика и естествознание, он также учился иностранным языкам и медицине, а ещё занимался музыкой. Кто был тем человеком, кто передал будущему мыслителю все эти знания, к сожалению, не известно.
Аль-Фараби решил переехать в Багдад и самостоятельно преодолел весь путь к своему мечтаному городу. В то время Багдад славился как самый передовой центр, где процветали наука, культура и искусство. Позже сам Аль-Фараби назовет этот город самым прекрасным и счастливым из всех городов невежественных. Именно здесь трудились и развивались философы, ученые и поэты.
По легенде, в древнем Багдаде молодой философ начал свою карьеру как судья, но вскоре ушел от этой работы, чтобы заняться преподаванием. Один из его друзей доверил ему свою библиотеку с научными трудами, которые будущий мыслитель усердно изучил, что в итоге вдохновило его на научную деятельность. Его отличная память и целеустремленность помогли ему углубить свои знания. Современники считали Аль-Фараби мудрым и талантливым, последователем Аристотеля. Когда он покидал Багдад в 932 году, он уже был знаменитым ученым.
Философия
Мы можем классифицировать труды философа в две основные категории. В первой категории находятся его работы, посвященные изучению законов вселенной, человека и его восприятия мира. По мнению Аль-Фараби, астрономия, математика и геометрия играют важную роль в понимании этих областей. Ученый также проводил исследования в области материи и ее свойств, и интересовался такими концепциями, как время и пространство.
Другая сфера деятельности философа — изучение живой природы и законов, по которым она существует. Эти исследования посвящены основам биологии, химии, медицины, физики и оптики. Аль-Фараби проявлял живой интерес к социологии и философии, педагогике и политике, диалектике, этике и устройству государственной власти. Его мысли опережали время, поэтому некоторые работы остаются актуальными и по сей день. Философ считал, что все в мире происходит на шести уровнях, между которыми существуют причинно-следственные связи.
Первый уровень — начало, второй — возникновение, третий содержит активно развивающийся разум. На четвертом, по мнению мыслителя, располагалась душа, пятый содержал форму, а шестой — непосредственно материю. Именно эти шесть уровней хранят то, что окружает каждого человека.
Высшая сущность – единая и цельная, будучи первопричиной всего сущего на земле. Аль-Фараби придавал важность планетам и небесным телам, отличным от земных форм и материи. В его теории говорилось о вечности материи и ее близости к форме. Форма может существовать только вместе с материей, которая ее наполняет. Философ уделял особое внимание космическому разуму, считая, что он защищает живую природу.
Ученый не рассматривал Бога с религиозной точки зрения, а исследовал его с научной точки зрения. По его мнению, Всевышний и материальный мир существуют независимо друг от друга. Он утверждал, что каждый человек обладает свободой воли. Аль-Фараби был верующим человеком, который не отрицал религиозные принципы, а скорее пытался найти научное объяснение всему.
Личная жизнь
Биография мыслителя содержит множество пробелов, так как информация о нем стала собираться только после длительного времени после его ухода из жизни. Поэтому большинство сведений о Аль-Фараби основаны на легендах. Личная жизнь философа также остается загадкой. Известно, что у него не было семьи, но конкретных деталей не сохранилось из-за отсутствия достоверной информации.
В течение своей жизни Аль-Фараби трудился усердно, берясь за любую работу, чтобы обеспечить себе пропитание и продолжать свое образование. Известно, что в Дамаске он нашел работу сторожа в саду и в то же время занимался научной деятельностью ночами при помощи самой дешевой свечи, которую ему удалось найти.
Скоро у ученого нашлись богатые спонсоры — Абу Фрас, Сайф ад-Даула Али Хамдани, Ибн Нубата, благодаря которым его материальное положение значительно улучшилось, и он смог посвятить все свое время изучению наук и личности человека, не беспокоясь о своем пропитании.
Ученый долго изучал проблему формирования нравственности человека, его мировоззрения, развития интеллекта, чувства свободы и счастья. Аль-Фараби также был известен как врач. Кроме того, он серьезно увлекался музыкой.
Смерть
По мнению ученых, существуют два варианта смерти философа, так же как и его жизни, смерть Аль-Фараби окутана тайной. Согласно первой версии, мыслитель скончался от старости в Дамаске в возрасте 79 лет. Вторая версия утверждает, что его убили грабители, когда он путешествовал в Аскалан.
На его похоронах не присутствовали представители церкви из-за его прогрессивных взглядов и провокационных высказываний. Точная дата смерти философа — 12 января 951 года. Его похоронили за стенами города, и молитву над его могилой пришлось читать государственному правителю.
Ученый всегда утверждал, что смерть — это нечто непугающее, и ее не стоит бояться. Однако необходимо изо всех сил продлевать жизнь, совершая добрые поступки. После ухода Аль-Фараби его дело продолжили множество учеников, изучая работы древнегреческих философов. Портрет философа до сих пор публикуется в учебниках различных направлений.
Аль-Фараби оставил после себя огромное наследие в виде 130 трудов по различным областям науки и философии.