Александр Беляев – известный писатель-фантаст, который стал основоположником советской научной фантастики. Он был первым среди советских писателей, кто полностью посвятил себя жанру научной фантастики. Наибольшую известность ему принесли такие романы, как «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Звезда КЭЦ», «Ариэль».
Александр Беляев, выдающийся русский писатель, был назван "Русским Жюлем Верном" за способность предвидеть многое из того, что произойдет в далеком будущем. В его произведениях были описаны акваланг и орбитальная станция, о которых в то время никто не знал. Он даже предсказал свою смерть, хотя не был ясновидящим. Просто он умел замечать то, что скрывалось от чужих глаз, и осознавал прогресс, достигнутый современным обществом, и предсказывал, какие открытия ожидают человечество.
Детство
Александр Беляев появился на свет 4 марта (16-го по новому стилю) в 1884 году в городе Смоленске. Его отец, Роман Беляев, был православным священником и служил настоятелем церкви Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии). Мать будущего писателя звали Наталья Беляева, она занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. У них было трое детей, однако Нина скончалась в детстве от саркомы, а сын Василий утонул во время катания на лодке, когда уже учился в ветеринарном институте.
Отец настаивал на том, чтобы Александр учился в духовном училище. С 1895 года он продолжил обучение в Смоленской духовной семинарии и успешно завершил его в 1901 году. Но вместо того, чтобы стать священником, он вышел из семинарии убежденным атеистом.
Беляев был страстным человеком. Он с удовольствием занимался музыкой, научился играть на скрипке и рояле, умел часами наслаждаться музыкой, хотя в семинарии это было возможно только с разрешения ректора. Ему также нравилась фотография, живопись и изучение языков – молодой человек даже учил эсперанто.
Он много читал, выступал на сцене театра, который проводил представления в смоленском Народном доме. До марта 1902 года он активно участвовал в постановках этого театра – «Ревизор», «Безумные ночи», «Лес», «Трильби», «Бешеные деньги», «Нищие духом», «Соколы и вороны». Любимым жанром Беляева были приключенческие романы, а любимым автором – Жюль Верн. Александр восхищался сверхспособностями героев его романов и мечтал быть похожим на них.
Саша всегда был склонен к шалостям и розыгрышам, и однажды он получил травму глаза, что ухудшило его зрение. Он мечтал о полете и неоднократно пытался осуществить свою мечту, прыгая с крыши с собственно сделанным парашютом, зонтом или вениками, прикрепленными к рукам.
Однажды во время такого эксперимента он упал с крыши и серьезно травмировал спину. Эта травма оказала огромное влияние на его жизнь — с 35-летнего возраста его спина постоянно болела, и он был парализован в течение нескольких месяцев.
Вопреки желаниям своего отца, в июне 1902 года Беляев поступил студентом в Демидовский юридический лицей в Ярославле. В период Первой русской революции в 1905 году он активно участвовал в студенческих забастовках, оказался под пристальным вниманием жандармского управления, следившего за ним. Вместе с другими студентами он принимал участие в постройке баррикад на улицах Москвы.
Все происходящее он фиксировал в своем дневнике. После окончания юридического лицея он занимался адвокатской практикой и занимался политической деятельностью. Жандармы неоднократно осуществляли обыски у него дома, и во время одного из таких обысков будущий писатель чуть было не сжег свой дневник.
Путешествие в Европу, увлечение театром
В 1911 году Беляев успешно завершил судебное дело, за которое ему был выплачен значительный гонорар. Это дало ему возможность посетить Европу. Будущий писатель побывал в Швейцарии, Италии, Австрии, Германии, на юге Франции, занимался изучением истории искусства. Это была его первая поездка за границу, которая оставила самые яркие и незабываемые впечатления. Особенно его вдохновил подъем на вулкан Везувий, впечатления от которого были описаны в путевом очерке, опубликованном в газете "Смоленский вестник".
Беляев называл Везувий символом, богом Южной Италии. Только там, сидя на черной лаве, которая в любой момент может извергнуться смертоносным огнем, становится очевидной вся сила и мощь природы, ее власть над людьми, которые кажутся маленькими и беззащитными по сравнению с ней.
По возвращении из поездки по Европе, Александр продолжил свою актерскую деятельность в театре. Его страсть к этому искусству не угасла еще с тех пор, как он учился в лицее. Под руководством режиссера Беляева и виолончелистки из Смоленска Юлии Сабуровой была поставлена оперная сказка под названием «Спящая царевна». Александр не упускал возможности принять участие в любительских постановках.
Первый раз он воплотился в роли Торцова в спектакле «Бедность не порок», затем исполнил персонажа Карандышева в пьесе «Бесприданница», после чего сыграл Любина в постановке «Провинциалка» по произведению Ивана Тургенева, а также воплотил образ Астрова в спектакле «Дядя Ваня» по пьесе Чехова. Однажды, он приехал в Смоленск с гастролями театра Станиславского. Режиссеру очень понравилась игра Беляева, и он предложил молодому актеру присоединиться к их труппе. Но Александр отказался от предложения.
Романы и рассказы
В тридцать пять лет у Беляева выявили туберкулез позвоночника – следствие детской травмы. Несостоявшаяся операция привела к осложнениям, и в течение трех лет Александр был полностью неподвижен. Следующие три года он провел в специальном корсете, но уже мог ходить. Восстановительный период он провел в Ялте, где прибыл вместе с матерью.
Именно там он начал сочинять стихи и взялся за самообразование, включающее изучение биологии, медицины, иностранных языков и техники. Он много читал, включая произведения Жюля Верна, его любимого автора с детства. Он увлекся творчеством Герберта Уэллса и трудами Константина Циолковского.
Беляев в конце концов обрел личное счастье. Он вступил в брак с медсестрой Маргаритой Магнушевской, которая не отпускала его ни на шаг в этот трудный период его жизни. Они познакомились в 1919 году, и это уже был третий брак писателя. Первые два опыта создать семью не удался, оба брака закончились быстро. Жены оставляли Беляева сами собой.
В 1922 году Беляев почувствовал улучшение своего состояния здоровья и смог вернуться к работе. Сначала его взяли на работу воспитателем в детском доме, затем он стал инспектором в уголовном розыске.
В записях своего дневника Беляев упоминал, что он занимал должность в офисе уголовного розыска, работал младшим сотрудником милиции. В то же время он фотографировал преступников, проводил лекции по административному и уголовному праву для курсантов, был «личным» консультантом. Работы было много, денег мало, Александр часто голодал.
Один роман стал автобиографическим, так как его автор был прикован к постели в течение трех лет. В этот период он начал фантазировать о том, каково было бы существование головы без тела. Он писал, что только его руки по-прежнему подчинялись ему, в то время как все остальное тело было в полной анестезии, и он не ощущал его совсем. Его жизнь напоминала существование головы, отделенной от тела.
За следующие три года писатель опубликовал несколько произведений под псевдонимами: «Последний человек из Атлантиды», «Остров погибших кораблей», «Борьба в эфире». Он никогда не подписывал свои произведения своим настоящим именем, предпочитая использовать псевдонимы: Арбел, А.Ром, А.Романович, А.Р.Б., А.Роме, Б.Р-нъ.
«Человек-амфибия»
В 1928 году было опубликовано самое известное произведение Беляева — роман «Человек-амфибия». По воспоминаниям жены писателя, он был вдохновлен на написание этого романа после прочтения статьи в газете о докторе из Буэнос-Айреса, который проводил незаконные эксперименты с людьми и животными. Кроме того, он нашел вдохновение в работе французского писателя Жана де ля Ира под названием «Иктанэр и Моизетта» и произведении «Человек-рыба», написанном русским автором. Роман «Человек-амфибия» был очень популярен и был издан отдельным тиражом дважды, а затем еще раз через год.
Уэллс в своем письме Беляеву выразил восхищение его двумя замечательными романами. Он подчеркнул, что они сильно отличаются от западных произведений и выразил зависть к успеху коллеги. Известный писатель также отметил, что современная научно-фантастическая литература полна фантазий без основания, и лишена практических мыслей.
В это время семья Беляевых переехала в Ленинград. Однако климат Северной столицы им не понравился, поэтому они снова сменили место жительства, на этот раз переехав в Киев. С того времени начался трудный период в жизни семьи. Старшая дочь Людмила ушла из жизни, младшая Света серьезно заболела, сам Александр страдал от обострения болезни.
Издания в Киеве отказывались публиковать произведения Беляева, требуя перевод на украинский язык. Беляевы не долго думали и вернулись обратно в Ленинград, в начале 1931 года поселившись в Пушкине. В те годы Александра серьезно заинтересовала человеческая психика – работа мозга, его влияние на тело и эмоциональное состояние. Результатом этих исследований стали несколько произведений – «Хойти-Тойти», «Человек, который не спит», «Продавец воздуха», «Человек, потерявший лицо».
Автор считал, что гораздо значимее осветить большую проблему, чем передавать в своих произведениях то, что уже изучено учеными. Он утверждал, что задача научно-фантастического произведения заключается в том, чтобы подтолкнуть к самостоятельной научной деятельности, к поиску новых и неизведанных сфер.
В периоде 1930-х годов писатель страстно заинтересовался изучением космоса. Среди его друзей появились люди, участвовавшие в исследовании реактивного движения, а также сотрудники, трудившиеся под руководством инженера Фридриха Цандера. Беляев увлекался произведениями Циолковского, которые вдохновили его на написание романа «Воздушный корабль». Циолковский выразил свою благодарность писателю за удовольствие, полученное от чтения этой книги, отметив, что роман написан очень остроумно и научно, как для фантастики, после прочтения его в 1934 году.
Стартовавшая переписка между Беляевым и Циолковским послужила отправной точкой для долгих обменов письмами. В период своего пребывания в Евпатории, где писатель находился на лечении, он уведомил Циолковского о своем намерении приступить к работе над новым романом под названием «Вторая Луна». Однако в сентябре 1935 года Циолковский скончался, и переписка оборвалась. В 1936 году на страницах журнала «Вокруг света» был опубликован новый роман Беляева под названием «Звезда КЭЦ», который писатель посвятил памяти великого изобретателя. КЭЦ – это сокращение от Константин Эдуардович Циолковский.
В 1939 году началась публикация работ писателя в газете «Большевистское слово». Его рассказы, статьи и очерки были посвящены таким выдающимся личностям, как Иван Павлов, Константин Циолковский, Михаил Ломоносов и Герберт Уэллс. В тот же период был опубликован новый роман-фантазия под названием «Лаборатория Дубльвэ», а также статья под названием «Золушка», в которой обсуждалось сложное положение фантастического жанра в мировой литературе. Перед Великой Отечественной войной было опубликовано последнее произведение писателя — роман «Ариэль», в основе которого лежала его мечта о полетах.
Смерть
После начала Великой Отечественной войны, многие жители Пушкина были вынуждены эвакуироваться, но семья Беляевых решила остаться, так как Александр только что перенес операцию и не мог покинуть дом. Ему было тяжело даже умываться и кушать. Известный фантастический писатель скончался 6 января 1942 года.
Дочь Светлана писала, что во время оккупации города немцами, у них было очень мало продуктов — только крупа, картошка и квашеная капуста, которые им подарили знакомые. Им приходилось обходиться этой скромной пищей, но для Александра Беляева, только что перенесшего операцию, этого было недостаточно. Он умер от голода и его местом погребения стала братская могила, где похоронены и другие жители Пушкина.
Немцы похитили жену и дочь писателя, увезли их в Германию, где они находились в плену в разных лагерях. Но в мае 1945 года войска Красной Армии освободили их. После победы женщин отправили в Западную Сибирь, где они пробыли 11 лет, а дочь писателя так и не вышла замуж.
Избранные произведения
- «Мозг профессора Доуэля»
- «Остров потерянных кораблей»
- «Последний житель Атлантиды»
- «Повелитель мира»
- «Человек-рыба»
- «Продавец воздуха»
- «Человек без лица»
- «Подводные фермеры»
- «Прыжок в пустоту»
- «Воздушный герой»
- «Удивительный взгляд»
- «Звезда КЭЦ»
- «Небесный пришелец»
- «Лаборатория Дубльвэ»
- «Человек, обретший свою истинную сущность»
- «Ариэль»
- «Сезам, откройся. »
- «Световое шоу»
- «Вечный мир»
- «Господин Улыбка»
- «Невидимый свет»
- Изумительные изобретения профессора Вагнера
- «Вечный хлеб»
- «Золотая гора»
- «Ни жизнь, ни смерть»
- «Белый варвар»
- «Охота на Большую Медведицу»