Александр Бородин — биография и произведения композитора

Александр Бородин был русским ученым, который внес огромный вклад в изучение органической химии. Он также был выдающимся композитором, автором опер и симфонических произведений, многие из которых он не успел завершить за свою жизнь.

В 1890 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера оперы «Князь Игорь», которая сделала автора знаменитым по всему миру. Несмотря на многообразие его опер, симфоний, романсов и концертов, Александр Бородин в первую очередь считал себя ученым-химиком, а не профессиональным музыкантом.

Александр Порфирьевич тесно сотрудничал с Дмитрием Менделеевым, основал собственную исследовательскую лабораторию и однажды стал открывателем химической реакции, которая сейчас носит его имя.

Детство и юность

12 ноября 1833 года в семье князя Луки Гедианова и Авдотьи Антоновой родился мальчик по имени Александр. Он появился на свет внебрачно, так как его отец, расставшись со своей законной женой, переехал в Петербург и влюбился в простую девушку на одном из балов.

Сашу записали сыном Порфирия Бородина, слуги князя. Фактически будущий ученый и композитор был крепостным своего отца.

Маленький Александр провел свое детство в родительском доме, где также жила его родная мать, Авдотья, которую на людях просили называть его тетей. Она настолько не хотела отправлять сына в интернат, что уговорила Луку организовать для него домашнее обучение. Мальчика учили немецкому и французскому языкам, а также грамоте и счету, чем занималась сама Саша.

С 1840 года Авдотья родила еще двух мальчиков – Дмитрия и Евгения. Первый из них не был сыном Луки – он был рожден от неизвестного мужчины. С обоими братьями, Александром тепло общался всю жизнь.

Не прошло и года, как состояние князя Гедианова резко ухудшилось. В предвидении своей скорой кончины, он решил обеспечить свою любимую женщину и сына, и поэтому выдали свадьбу Авдотью за армейского медика. Этот брак был вынужденным, чтобы укрепить ее положение в обществе.

В течении года князь подарил своей возлюбленной большой дом, находящийся рядом с Семеновской площадью, куда сын и матерь вскоре переехали. Окна дома выходили на площадь, где регулярно проходили военные парады, и юный Саша часто слушал торжественные мелодии военных маршей. Будущий композитор запоминал эти мотивы и пытался играть их на фортепиано. Молодой Бородин часто сбегал к военным и опрашивал музыкантов о их инструментах.

Авдотья поняла, что ее сын серьезно увлекся музыкой. Сначала она наняла учителя флейты, а затем и виолончели и фортепиано. В девятилетнем возрасте мальчик написал свою первую польку под названием "Элен" — свое самое ранее произведение.

В 1843 году отец скончался. Перед смертью он успел обеспечить сына свободным доступом к образованию. После некоторого времени мать встретила Федора Федорова, учителя немецкого, и они начали жить вместе. Через три года новый партнер матери познакомил с сыном Михаилом Шиглевым, преподавателем Царскосельского лицея.

В целях экономии было решено обучать мальчиков вместе, чтобы не приходилось нанимать отдельных учителей по каждому предмету. Таким образом, Миша приехал в Петербург и поселился в доме матери Бородина.

Учеников учили педагоги, преподававшие иностранные языки, математику, черчение, рисование и географию. Кроме этого, учащиеся занимались танцами и музыкой. За первый год они научились свободно читать ноты и уверенно играть произведения Хайдна, Бетховена и Мендельсона в четыре руки. Полноценную программу Царскосельского лицея Александр и Михаил получали под контролем отца Шиглева.

В 13 лет Александр закончил работу над своим первым концертом для фортепиано с флейтой. Сам автор исполнил партию на флейте, а его друг Миша играл на фортепиано. Преподаватель музыки был в восторге после прослушивания сочинения, посоветовавший юноше не прекращать творить. Вскоре Бородин создал произведение для виолончели и двух скрипок. Мать была рада успехам талантливого сына и помогала ему издавать первые произведения.

Саша был заинтересован не только музыкой. Его комната была наполнена колбами, склянками, растворами, трубками и горелками, напоминая настоящую лабораторию. Будущему ученому нравилось читать книги по химии, создавать акварельные краски и проводить пиротехнические эксперименты.

Это увлечение было настолько серьезным, что Саша решил посвятить свою жизнь этой профессии. В 1850 году он поступил на медицинский факультет хирургической академии. И это было не так легко: в то время бывший крепостной не имел права на высшее образование. Но ему помогла мать, которая уговорила тверского чиновника прописать Бородина к купеческому сословию.

Саша блестяще сдал выпускные экзамены в гимназии и вступительные в медицинскую академию.

Медицинская академия

Молодой парень был из числа тех студентов, которые всегда служат образцом. Он активно углублялся в изучение учебного материала и посвящал много времени самостоятельной подготовке. На третьем курсе университета его преподавателем по химии стал известный ученый Николай Зинин, который руководил большой лабораторией.

Молодому человеку было разрешено посещать лабораторию и проводить эксперименты в удобное для него время. Николай Николаевич собирал вокруг себя студентов, которые разделяли его страсть к предмету. В лаборатории ученого вспыхивали ожесточенные дискуссии, обсуждались новые идеи и разрабатывались новые химические формулы.

Во время занятий химией, Бородин не забывал о своей страсти к музыке. Он продолжал уроки игры на виолончели и фортепиано, и по выходным он посещал дом Ивана Гаврушкевича вместе с Мишей Шиглевым, который был большим ценителем искусства и чиновником. На этих вечерах Бородин встречал композиторов Иосифа Гунке, Александра Серова, Осипа Дробиша.

Когда Бородин приближался к окончанию академии, он начал создавать романсы, среди которых самыми знаменитыми стали «Слушайте, подруженьки, песенку мою» и «Красавица-рыбка». Николай Зинин, его преподаватель по химии, не одобрял его увлечение музыкой и написание романсов, так как видел в нем большие перспективы в химической науке. Он считал, что занятие музыкой отвлекает Бородина от настоящих дел.

В 1856-ом году Александр Бородин окончил Медико-хирургическую академию и был направлен на стажировку во Второй военно-сухопутный госпиталь. Однако вскоре он осознал, что не сможет работать врачом: он несколько раз потерял сознание при виде тяжелых ран, а однажды даже сломал хирургический инструмент в горле больного. К счастью, все обошлось, и молодой доктор сумел восстановить контроль.

Главный врач госпиталя устраивал вечера, на которые приходил и Александр Бородин. Там он познакомился с Модестом Мусоргским, который тогда служил в госпитале дежурным офицером и только начал профессиональное развитие в музыке. Молодые люди нашли много общих интересов и продолжали общаться в будущем. Конечно же, основной темой их разговоров всегда была музыка.

Весной 1856 года Бородин вернулся к своему наставнику Зинину, чтобы стать его ассистентом и начать вести студенческие семинары. Он принял решение полностью посвятить себя науке и написать диссертацию о влиянии различных ядов на человеческий организм. Через два года он получил степень доктора медицинских наук, успешно защитив свою диссертацию.

Летом того же года ученый отправился в Солигалич Костромской губернии. Там он занялся изучением состава минеральной воды, которая подавалась в местную водолечебницу. Результаты исследований он в 1859 году опубликовал в «Московских ведомостях». Позже этот труд переиздали отдельной брошюрой.

Благодаря проделанной Бородиным работе, лечебный курорт в Солигаличе начал активно развиваться и обрел популярность у жителей страны. Эта лечебница функционирует и по сей день.

В 1859 году композитор был направлен в Германию, для повышения квалификации химика. Эту поездку помог организовать преподаватель и коллега Николай Николаевич Зинин.

За границей

Лаборатория ученого Эрленмейера, в которую был направлен Александр, располагалась в немецком городе Гейдельберг. В то время в этом университетском городке жили Дмитрий Менделеев, Сергей Боткин и Иван Сеченов. Молодые ученые познакомились еще в России, и здесь с удовольствием встречались, обсуждая различные научные темы.

В течение трех лет химик работал преимущественно в немецких лабораториях, иногда посещал Францию, Италию и Швейцарию.

В 1860 году группа российских ученых отправилась на первый международный съезд химиков, который проходил в Карлсруэ. В российской делегации были Николай Зинин, Александр Бородин и Дмитрий Менделеев. На съезде обсуждались различные вопросы в области химии, включая молекулярное и атомное строение вещества.

Пианистка Екатерина Протопопова приехала в Гейдельберг через несколько месяцев – она страдала заболеванием легких и местные врачи посоветовали ей климат этого города. Когда ученый Бородин не занимался своими исследованиями, они часто гуляли по горам.

Осенью Екатерине Сергеевне стало хуже. Местный ученый рекомендовал ей сменить климат и отправиться в южную Италию. В этом путешествии женщину решил сопровождать ее новый знакомый-химик. Итальянские ученые встретили русского коллегу-химика и пообещали позаботиться о Протопоповой.

Познакомившись с учеными университета в Пизе, Бородин получил доступ к университетской лаборатории. Там ему удалось получить фтористый бензоил – вещество из ряда фторорганических соединений. Кроме того, используя современное по тем временам европейское оборудование, Александр Порфирьевич создал методику получения карбоновых кислот фторангидридов. Занятий музыкой композитор не прекращал и в Италии – здесь родился один из его фортепианных квинтетов.

Через год после встречи в Карлсруэ, Александр Порфирьевич опубликовал описание того, как серебряные соли углеводородных кислот реагируют с галогенами. Позже этот химический процесс был назван именем великого композитора и ученого.

В 1862 году личная жизнь Бородина претерпела изменения — по возвращении из стажировки на родину он вступил в брак со своей возлюбленной Екатериной Протопоповой.

Общественная деятельность

Заслуги Бородина как общественного деятеля включают в себя возможность для российских женщин получать высшее образование. Он организовал Высшие женские врачебные курсы и вел лекции по химии с 1872 года.

В 1874 году он стал казначеем в Обществе помощи студенткам педагогических и медицинских курсов. Бородин также принимал участие в создании Русского химического общества, где оставался членом до конца своей жизни. В начале 1870-х он работал редактором журнала «Знание».

В своей учительской деятельности он был внимателен к каждому студенту, великий учитель, известный химик и композитор, использовал свой авторитет, чтобы защитить своих учеников от политических преследований.

Ни дня без музыки

В тот же год ученый посетил своего друга — врача-терапевта Боткина. Там он познакомился с Милием Балакиревым, знаменитым музыкантом. Они обсудили творчество, и новый знакомый пригласил Александра присоединиться к музыкальному кружку, который вскоре стали называть «Могучей кучкой». В этом клубе уже были Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский и Цезарь Кюи.

Встречи проходили в доме Милия: творческие люди демонстрировали свои произведения, вместе работали над улучшением и исправлением недостатков. Обычно критикой занимался хозяин дома Милий, который, кстати, основал «Бесплатную музыкальную школу».

Несколько раз посетив Балакирева, Бородин стал постоянным участником музыкального кружка. После долгого перерыва, композитор страстно вернулся к сочинению. Именно в этот период он возжелал создать своё первое симфоническое произведение.

В 1863 году в его университете открылась новая химическая лаборатория, которую он стал руководить. Его поселили в государственной квартире прямо над лабораторией, чтобы он мог экономить время на дорогу. Студенты обожали Бородина и интересовались его лекциями.

Преподаватель был очень душевным по отношению к каждому студенту, особенно к тем, кто увлекался его предметом. Студенты, работавшие в лаборатории, часто заходили к нему домой на разные приемы пищи. Двери его квартиры всегда были открыты для молодых химиков.

Процесс обучения — это серьезное занятие, которое занимает большую часть времени. Поэтому композитору потребовалось целых пять лет, чтобы завершить своё первое симфоническое произведение. Премьера симфонии состоялась в Русском музыкальном обществе, а роль дирижера исполнил Балакирев. Результат многолетнего труда творца был высоко оценен публикой: овации не прекращались несколько минут. Ференц Лист, знаменитый венгерский композитор, оставил восторженный отзыв об этом произведении.

Скоро поклонники музыки могли ознакомиться с романсами Бородина "Старая песня", "Спящая княжна", "Морская царевна" и "Фальшивая нота".

В конце 1860-х годов группа композиторов, известная как «Могучая кучка», занималась работой над оперными произведениями. Модест Мусоргский работал над оперой «Борис Годунов», Николай Римский-Корсаков создавал «Псковитянку», а Милий Балакирев трудился над «Жар-птицей».

Александр Бородин также не отставал от своих коллег и приступил к работе над оперой «Князь Игорь», сюжет для которой он нашел благодаря помощи музыкального критика Владимира Стасова. Композитор уделял серьезное внимание своему труду: он изучил несколько летописей и множество исторических документов. Некоторое время Александр Порфирьевич даже жил в Путивле – старинном русском городе, откуда князь Игорь вышел на поход против захватчиков. Либретто к опере также было написано самим композитором. Первая часть оперы, названная «Сон Ярославны», была завершена в 1870 году.

Во время написания оперы, автор одновременно работал над созданием второй симфонии. Творческий процесс протекал очень медленно – у Бородина было много дел в лаборатории. Кроме того, его назначили преподавателем Высших курсов медицины, что было новым явлением в России. Времени на музыку у него катастрофически не хватало. Также его супруга, Екатерина, заболела.

Чтобы не мешать ей спать, музыкант почти не подходил к фортепиано.

Через четыре года Александр Порфирьевич наконец вернулся к работе над «Князем Игорем». В 1874 году были закончены «Плач Ярославны» и «Половецким маршем». После того, как композитор уехал к родственникам жены в Москву, ему удалось завершить большую часть работы над оперой. Вдали от лаборатории он смог полностью погрузиться в творческий процесс: за это время были готовы «Половецкие пляски», ария Кончака и хор для первого акта.

После возвращения в Петербург, композитор первым делом показал весь материал своим друзьям из «Могучей кучки». Созданные им произведения произвели на них ошеломляющее впечатление.

Вторая симфония Бородина была завершена в 1876 году, а через год была исполнена в Русском музыкальном обществе Петербурга. Под влиянием музыкального критика Владимира Стасова симфония была названа «Богатырской».

Автор симфонии добавил русские народные мотивы к классической музыке, но не все оценили это. Некоторые не поняли звучание медных духовых инструментов, считая его слишком сложным.

В 1880 году музыкант написал два квартета для струнных инструментов, а также симфоническую зарисовку «В средней Азии». Он работал над очередной симфонией, но друзья торопили его с завершением работы над «Князем Игорем».

Большие советские композиторы, такие как Сергей Прокофьев, Юрий Шапроин, Арам Хачатурян, Георгий Свиридов, унаследовали музыкальные традиции Бородина.

Их произведения были использованы для создания музыки к американскому мюзиклу «Кисмет». Особенно популярной стала композиция «Stranger in Paradise», которая возникла благодаря обработке бородинского хора «Улетай на крыльях ветра».

Из-за постоянной загруженности в академии и высокой самокритики автор оставил после себя ограниченное количество завершенных работ. Наиболее важным из них является опера «Князь Игорь», над которой композитор трудился почти 18 лет, но так и не смог довести до конца. После смерти творца этим занялись его единомышленники, и позже оперу несколько раз реконструировали, поставляли на сцену и записывали на пластинки.

«Князь Игорь» остается величайшим произведением русской классической музыки.

Личная жизнь

Композитор всегда окружал свою жену, Екатерину Протопопову, вниманием и заботой. Из-за несовместимости с климатом Санкт-Петербурга она уезжала к родственникам в Москву во время влажных сезонов. Она возвращалась к нему только зимой, когда петербургская погода становилась сухой.

Даже эти предосторожности не помогали защитить Екатерину от приступов болезни, во время которых великий ученый превращался в доктора и сиделку. Супруга Бородина страдала от зависимости от табака, долго не могла уснуть ночью и спала днем. Все это любящий и заботливый муж должен был терпеть.

Вообще, Екатерина была замечательной пианисткой, обладавшей абсолютным слухом. Она училась у чешского пианиста Эрвина Шульгофа и обожала творчество Шумана и Шопена. Нередко она устраивала домашние концерты, исполняя камерную романтическую музыку. Её увлечение новыми направлениями также повлияло на творчество Бородина: он написал виолончельную сонату по мотивам Иоганна-Себастьяна Баха, а также тройки и секстеты для струнных инструментов, не говоря уже о фортепианном скерцо.

Свою первую симфонию Бородин написал летом 1865 года во время отдыха в Южной Австрии неподалеку от города Грац, куда он отправился со своей супругой.

Смерть

К сожалению, ни третья симфония, ни опера «Князь Игорь» не были завершены. В последние годы он часто жаловался на проблемы со своим сердцем. Композитор скончался 27 февраля 1887 года от сердечного приступа, находясь дома в своей квартире. Александр Бородин похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.

После ухода друга Римского Корсакова вместе с Александром Глазуновым они изучили его записи и сумели закончить работу над оперой "Князь Игорь". Задача была крайне сложной — большинство эпизодов были только набросками, а некоторых частей вовсе не было.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий