Александр Филиппенко — биография и личная жизнь актера

Актёр театра и кино, Александр Георгиевич Филиппенко, является известным рассказчиком. Его талант проявился в таких фильмах как «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Трудно быть Богом», «Мастер и Маргарита», «Петр Первый. Завещание», а также в сериалах «Рожденная революцией», «Визит к минотавру» и других.

Александра Филиппенко оценивают как одинаково захватывающего на театральной сцене, так и в кино. Его актёрское мастерство проявляется в широком спектре ролей, среди которых отличаются злодеи, воры в законе и даже Бессмертный Кощей, а также тонкие и умные аристократы. Его киноленты также пользуются популярностью: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Мой друг Иван Лапшин», «Мастер и Маргарита», «Бедная Настя». В театре он известен как виртуоз, способный завоевать внимание зрителей, особенно в моноспектаклях по произведениям Гоголя, Зощенко, Солженицына.

Детство

Родившийся в Москве 2 сентября 1944 года, Александр Георгиевич Филиппенко, провел свое детство в Алма-Ате, куда его родители переехали по командировке. Георгий Яковлевич и Валентина Ивановна были преподавателями в Московском институте «Цветметзолото» им. М.И. Калинина. В столице Казахстана прошли детство будущей знаменитости, во дворе, где проживала профессура.

Филиппенко вел радиопередачу «Пионерская зорька» в Алма-Ате, посещал драмкружок в местном Доме пионеров и дебютировал в 15 лет в спектакле «Солдат и змея» по пьесе Тамары Гаабе. Он успешно окончил школу и в 1962 году поступил в Московский физико-технический институт. Во время учебы Филиппенко активно участвовал в студенческих мероприятиях и стал актёром эстрадной студии Московского университета «Наш Дом» с 1964 года.

В 1967 году Филиппенко успешно закончил свой университет по специальности «физика быстропротекающих процессов» и даже два года поработал старшим инженером в Институте геохимии.

Желание выйти на сцену побудило его подать заявку на любую вакансию в театре к Юрию Любимову.

Театральная карьера

В 1969 году он был принят в труппу Театра на Таганке в качестве статиста, и это время он вспоминает с особым трепетом. Там он нашел дружный коллектив, познакомился с Владимиром Высоцким, их вечера в фойе пустеющего театра, где играла гитара и пели песни, остались в его сердце навсегда.

В 1970 году Филиппенко поступил в Театральное училище им. Б. Щукина на курс В. Эуфера и А. Ремизовой. Он успешно окончил учебу и стал актером и режиссером. В течение всех лет учебы он усердно работал и набирал опыт под руководством Юрия Любимова. Его участие в спектаклях «Гамлет», «Тартюф» и «Пугачев» пользовалось огромным успехом у зрителей.

Однако в 1975 году его пригласили в театр имени Евгения Вахтангова, где он оставался до 1994 года.

Первой постановкой Филиппенко в известном театре была роль Барина-англомана в спектакле «Идиот» Ф.Достоевского в постановке Ю.Олеши.

Он также отметился в роли Герцога Бекингема в сложной гротесковой постановке Рачия Капланяна и Михаила Ульянова «Ричард III» по У. Шекспиру (1976 год).

В спектакле Р.Виктюка «Соборяне» по пьесе Н.Садур (1992 год) у Филиппенко была роль учителя Варнавы Васильевича. Этот спектакль стал значительным событием для московского театра.

Однако самым важным достижением актёра в Вахтанговском театре стало его участие в другой постановке Виктюка – он сыграл роль Жданова в спектакле «Уроки мастера» по пьесе Дэвида Паунелла (1990 год), который вышел за рамки обычной постановки. Каждый из актёров вложил в нее свою индивидуальность, болезненное понимание исторических парадоксов.

Желание Александра Филиппенко выразить себя свободно и создать свою творческую мастерскую послужило причиной его ухода из театра Вахтангова. Именно так в 1996 году появился театр «Моно-Дуэт-Трио», который он возглавил. В его репертуаре появились такие спектакли, как литературно-музыкальное зрелище «Поезд на Чаттанугу, или, когда мы были молодые» по произведениям В. Славкина, М. Жванецкого, А. Аверченко, М. Зощенко, моноспектакль «Мертвые души» по Н. В. Гоголю в постановке Марка Розовского, спектакль-дуэт «Фальбала» по роману Ф. Достоевского «Бедные люди», вечер одноактовок В. Гавела «За вашу и нашу Свободу». За моноспектакль «Мёртвые души» Александр Георгиевич был удостоен Государственной премии Российской Федерации в 1999 году.

Александр Филиппенко раскрылся как артист эстрады в своих постановках, большинство из которых он создал вместе с режиссером Мариной Ишимбаевой. В его спектаклях «Моно-Дуэт-Трио», «Смех отцов», «У автора в плену», «Демарш энтузиастов», «Tribute», «Есенин без женщин», «Довлатов&Джаз», «В поисках живой души», «Здравствуйте, Михаил Михаилович» принимали участие Давид Голощёкин и другие известные художники, такие как А. Аверченко, В. Аксенов, Б. Акунин, И. Бродский, М. Булгаков, С. Довлатов, М. Жванецкий, М. Зощенко, А. Платонов, Н. Эрдман, А. Кольцов и другие литературные классики.

Традиционно актёр играет в моноспектаклях не только на своей сцене, но и в театрах "Продукт" М. Ровенхила и "Один день Ивана Денисовича" А. Солженицына.

С 1990-х годов Филиппенко начал сотрудничать с ведущими Московскими театрами. В 1998 году в театре "Сатирикон" он выступил в ролях Тени отца Гамлета и Клавдия в спектакле "Гамлет". В театре "Et Cetera" он исполнял роль Антонио в спектакле "Шейлок" (2000 год). В "Табакерке" он сыграл роль Сатина в спектакле "На дне".

В театре Моссовета он работал в спектакле "Предбанник" (2006 год) и в постановках "Дядя Ваня" (2009 год) – профессора Серебрякова, а в "Трёх сёстрах" (2011 год) – доктора Чебутыкина. В "Современнике" он стал участником исповедального спектакля "Сон Гафта" по пьесе самого В.Гафта в постановке Романа Виктюка (2009 год). В Школе Драматического Искусства он сыграл полковника Ричарда Кантуэлла в постановке "Последнее свидание в Венеции" (2016 год). С 2019 года на сцене "Гоголь-центра" Филиппенко играет Батю в спектакле "Палачи" по пьесе М. Макдонаха. Кроме того, актёр часто проводит творческие встречи и записывает аудиокниги. "Кладбищенские истории" Григория Чхартишвили (Борис Акунин) – одна из самых его больших работ (на семь часов звучания).

Филиппенко всегда готов принять участие в различных литературно-музыкальных проектах. Он сотрудничает с маэстро Витторио Брешиани и оркестром в специальной программе под названием «Данте. Божественная комедия», с музыкантами ансамбля «Эрмитаж» и гобоистом А. Уткиным в произведениях «Триумф художественного вкуса» и «Солженицын/Шостакович», с Московским Камерным хором под руководством В. Минина в программе «Поэма памяти Сергея Есенина», а также с Симфоническим оркестром Московской консерватории под руководством А. Левина на встречах «В поисках живой души», а также во многих других тематических программах.

Последним совместным проектом актёра и его супруги была встреча с друзьями в июне 2021 года в Новой Голландии в Санкт-Петербурге, их встреча получила название «Гоголь-Шнитке».

Кино

В 1969 году Александр Филиппенко впервые появился на съёмочной площадке. В фильме «Я его невеста» он исполнил роль Владимира Харламова. У этого актёра изначально было столько энергии, что он, несмотря на занятость в театре, после дебюта полностью погрузился в мир кино. За свою жизнь Филиппенко снялся более чем в 120 фильмах.

Для него не имело значения, большая это роль или маленькая — он всегда относился к ним с одинаковым усердием. Однако, если роль казалась ему скучной, даже если это была главная роль, он без колебаний отказывался от неё.

В период 1980-х Филиппенко достиг значительных успехов в своей кинокарьере. Среди его наиболее удачных работ можно отметить такие фильмы, как: "Хождение по мукам", "Клад", "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго", "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", "Торпедоносцы", "Мой друг Иван Лапшин", "Битва за Москву", "Доходное место", "Возвращение резидента", "Убить дракона", "Убегающий август", "Карьера Артуро Уи. Новая версия", "Мастер и Маргарита", "Бедная Настя", "Брежнев", "Петр Первый. Завещание".

Он принимал участие в экранизации «Мастера и Маргариты» дважды: в 1994 году у Юрия Кары он сыграл роль Коровьева, а у Владимира Бортко в 2005 году – Азазелло.

Актеру всегда удавались роли коварных злодеев. Одна из них – Ричард Глостер в фильме «Чёрная стрела» режиссёра Сергея Тарасова (1985 год), другая – дон Рэба в экранизации немецкого режиссёра Петера Фляйшмана романа Стругацких «Трудно быть богом» (1989 год) и самый главный негодяй Филиппенко – это помещик Забалуев из ленты «Бедная Настя».

Филиппенко всегда с удовольствием снимается в приключенческих и фантасмагорических фильмах наподобие картин: «Там, на неведомых дорожках…» или «Азирис Нуна».

Актер в одинаковой степени успешно играет роли преступников («Начать ликвидацию»), полицейских («Бронзовый ангел») и аристократов («Товарищи»).

В 2000 году Александру Георгиевичу было присвоено звание Народного артиста Российской Федерации за его работу в кино.

После 2000-ых годов Филиппенко снимался реже, но тем не менее зрители заметили его в популярных кинопроектах «Романовы. Венценосная семья», «Вепрь», «Заговор» и «Ленинград». В 2008 году он сыграл роль Иллариона Забелина в историческом фильме «Одна ночь любви», который во многом благодаря именно его работе завоевал высокий рейтинг среди зрителей. И, наконец, ролью Петра Андреевича Толстого в сериале Владимира Бортко «Пётр Первый. Завещание» (2011 год) актёр в очередной раз доказал своё высокое мастерство перевоплощения.

По словам Владимира Бортко, Филиппенко – это человек, который смог отразить свою эпоху.

Эпоха все ещё продолжается, поэтому актер активно работает и у него множество творческих планов.

В 2016 году Марина Ишимбаева сделала фильм о жизни «Заключенный у автора», в котором Александр Филиппенко читает произведения своих любимых русских писателей.

В июне 2021 года актер, находясь в уютном кресле на даче в Переделкино, записал для программы Михаила Козырева на канале «Дождь» рассказ «Творчество под гнетом денег» в память о рижском авторе Славе Сэ. Пришлось сделать несколько дублей, так как любимый норвич-терьер Александра Георгиевича несколько раз врывался в кадр, защищая аппаратуру и своего хозяина от посягательств случайных прохожих, местных белок и кошек.

Политические взгляды

Известный артист всегда остается на переднем крае общественных событий. Он был одним из тех, кто выступал в поддержку политических заключенных и требовал освобождения Светланы Бахминой, Олега Навального, Кирилла Серебренникова, Олега Сенцова, участников Болотного дела и многих других арестантов.

Как и многие представители культуры и науки, в 2003 году он подписал коллективное обращение к властям, призывающее прекратить войну в Чечне.

Когда появилась необходимость в его поддержке для создания мемориала памяти жертв сталинских репрессий, он без колебаний вступил в общественное движение.

Личная жизнь

Александр Филиппенко, как человек старой закалки, не превратился в любовника, когда попал в богемную среду. У него было всего две жены. В 1975 году он женился на музыкальном критике Наталье Зимяниной. Их совместная жизнь продолжалась всего три года, но за это время у них родились два талантливых ребенка. Их дочь Мария является филологом и преподаёт латынь.

Сын Павел известен в андеграундных музыкальных кругах под кличкой "Паштет". Он был вокалистом рок-группы "IFK" и в настоящее время является лидером хардкор-группы "FAQ". Автографы у Александра Георгиевича берут часто, как у отца "Паштета".

В 1979 году Филиппенко встретил Марину Ишимбаеву после того, как его спектакль был показан в театре «Современник». В то время он только что окончил Щукинское училище, а Марина мечтала о поступлении туда. У них было много общего. Обмен идеями и амбициями привел к долгому семейному союзу. Позже Марина стала телевизионным режиссером.

В 1985 году у них родилась дочь Александра, которая окончила МГМИМО и работает звукорежиссером и продюсером. Все дети актёра дружат друг с другом.

В старом московском доме с оригинальной мебелью живёт целая семья, что помогает актёру сохранить эмоциональную память о прошлом и творить с удовольствием.

Когда-то Филиппенко увлекался методами оздоровления от Порфирия Иванова и у него это неплохо удавалось. Тогда он бегал босиком, прыгал в прорубь, разумно голодал и поистине выглядел здоровым человеком.

Избранная фильмография

  • 1969 Моя жених
  • 1971 Жук-трубач
  • 1972 Голубые тапки, или Музыкальный экспромт
  • 1973 Приостановите Потапова!
  • 1978 В день торжества
  • 1982 Там, на неизведанных тропинках…
  • 1983 Рано, рано утро
  • 1983 Баллада о отважном рыцаре Айвенго
  • 1983 Торпедоносцы
  • 1983 Последний аргумент королей
  • 1983 Начать ликвидацию
  • 1984 Мой друг Иван Лапшин
  • 1984 Медный ангел
  • 1984 Семь стихий
  • 1985 Противоборство
  • 1985 Чёрная стрела
  • 1985 Овации, овации…
  • 1985 Софья Ковалевская
  • 1985 Битва за Москву
  • 1985 О возвращении забыть
  • 1986 Путешествие господина Перришона
  • 1987 Визит к Минотавру
  • 1988 Наш бронепоезд
  • 1988 Гуляющие люди
  • 1990 Шаги императора
  • 1991 Внутренний круг
  • 1991 Женщина для всех
  • 1993 Трагедия века
  • 1994 Мастер и Маргарита
  • 1996 Карьера Артура Уи. Новый виток
  • 2000 Романовы. Венценосная династия
  • 2003—2004 Бедная Настя
  • 2005 Брежнев
  • 2005 Сага древних булгар. Лестница Владимира Красное Солнышко
  • 2006 Азирис Нуна
  • 2007 Заговор
  • 2008 Моя прекрасная няня
  • 2011 Пётр Первый. Завещание
  • 2020 Алиса
  • Фейсбук
  • Страница в Википедии
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий