Известное имя Александра Галича хорошо знакомо каждому образованному русскому человеку. Он был популярным поэтом, автором и исполнителем своих собственных песен. Несмотря на свой выдающийся талант, ему не везло в жизни. В какой-то "прекрасный" день его исключили из всех союзов, что стало для него большим сюрпризом.
Но, с другой стороны, нет ничего удивительного, ведь он был автором песен, явно противоречащих партийной линии, ярких, театральных и очень ярких. Он, должно быть, понимал, с кем имеет дело.
Детство
Александр Гинзбург родился в 1918 году в городе, который сейчас называется Днепр. Он придумал себе псевдоним, используя первые буквы своей фамилии, имени и отчества. Родители были евреями: отец работал экономистом, а мать была артистической натурой, увлекавшейся театром и музыкой. Его младший брат, Валерий, стал известным кинооператором и снял несколько известных фильмов, таких как "Когда деревья были большими", "Солдат Иван Бровкин" и "Живет такой парень".
В 1920 году семья Гинзбургов переехала в Севастополь, а затем через три года перебралась в Москву. Саша пошел учиться в первый класс в школу №24 (сейчас это учебное заведение под №1227). У Галича уже в раннем возрасте проявились склонности к писательской деятельности. В тринадцать лет он опубликовал свое первое стихотворение под названием "Мир в рупоре" в газете "Пионерская правда". Тогда он подписал его как "Александр Гинзбург".
Еще в то время молодой человек знал, что его жизнь будет связана с творчеством, но долго не мог определиться с выбором направления. После окончания девятого класса он поступил одновременно в Оперно-драматическую студию имени Станиславского и Литературный институт, но в последнем учился недолго. В конечном итоге любовь к сцене взяла верх над увлечением писательством, хотя писать стихи он не перестал. Через три года после поступления умер Станиславский, и Гинзбург решил не продолжать обучение у других преподавателей, и покинул Оперно-драматическую студию.
В 1939 году Александр поступил в Театральную студию у Алексея Арбузова и Валентины Плучеку. Всего через год Гинзбург дебютировал как драматург. Вместе с другими студентами он написал сценарий спектакля под названием «Город на заре». Кроме того, он стал автором песен, звучащих в спектакле, и сыграл одну из ролей.
В начале войны Гинзбург не попал в действующую армию из-за своего здоровья. Поэтому он присоединился к геологоразведочной партии и уехал в Грозный. Там он вступил в местный драмтеатр и работал там несколько лет. Когда Арбузов создал театральную труппу в Ташкенте, Гинзбург с удовольствием присоединился к ней, так как Арбузов собрал своих выпускников в этом городе.
Музыка
Музыка всегда занимала важное место в жизни Галича, но в конце 50-х годов он стал уделять ей все больше внимания. Он начал сочинять песни, исполняя их под аккомпанемент гитары. Развивая авторскую песню, Галич основывался на классические романсы, и вскоре уже стал одним из лидеров этого жанра. В то время появились первые магнитофоны, песни записывались на катушки, что давало возможность слушать любимые произведения многократно, а также обмениваться ими с друзьями. Популярность Галича росла с каждым днем.
Когда Александр начал собирать свои произведения в сборники, он решил не включать в них свои ранние песни. Некоторые из них, написанные в период с 1959 по 1962 год, были запрещены государственными органами СССР как несоответствующие советской этике. Чувствуя обиду от несправедливости по отношению к себе и своему творчеству, Галич продолжает писать песни, в которых звучит откровенное недовольство властью и политикой государства, приобретающее все более глубокий смысл и остроту.
Конечно, такое положение вещей не могло продолжаться долго, и вскоре Гинзбург столкнулся с полной силой гнева правительства. Ему было запрещено давать концерты, записывать альбомы и издавать свои стихи. Но Александр не собирался сдаваться — ему важнее была свобода, чем благополучие и комфортная жизнь.
Несмотря на запрет на проведение концертов, Александр несанкционированно выступал в жилых помещениях. Посетители этих концертов записывали песни музыканта на кассеты и делали их копии для своих друзей и знакомых. Однако внимательные сотрудники КГБ научились выявлять подобные ситуации, требовали отмены концертов и изымали уже записанные кассеты.
Однако это были лишь «подарочки», а «подарки» ждали барда в будущем. В 1968 году Галич принял участие в публичном концерте на Новосибирском фестивале авторской песни. В дополнение к другим своим произведениям, певец исполнил композицию «В память Бориса Пастернака».
Прошло несколько недель, и местная газета в Новосибирске опубликовала статью, в которой критиковали скандального поэта. Ему начали угрожать и запрещать исполнять песни, которые он написал сам. Начались откровенные репрессии.
Галич не обращает внимания на преследование со стороны властей и спустя год после этого выпускает свой первый сборник под названием «Песни». Книга была опубликована в «антисоветском» зарубежном издательстве под названием «Посев». Терпение властей иссякло, и в преддверии 1971 года его исключили из членов Союза писателей СССР. Через год подобная ситуация повторилась с Литературным фондом и Союзом кинематографистов – Галич был исключен из этих организаций.
Галич оставил после себя множество поэтических произведений. Особенно популярной среди читателей стала его книга «Когда я вернусь», а также композиция под названием «Еще раз о черте», и множество других песен.
Фильмы
В начале творческой карьеры Александр Галич занимался написанием исключительно театральных пьес. В период с 1946 по 1959 годы он создал шесть пьес, среди которых наибольшей популярностью пользовались "Пути, которые мы выбираем", "Улица мальчиков" и "Много ли человеку надо". В 1958 году он написал пьесу под названием "Матросская тишина". Сначала её планировали поставить в театре "Современник", который только что открылся. Однако спектакль так и не состоялся — его поставили только в 1988 году, когда автора уже не было в живых более десяти лет.
Сотрудничество Галича с кинематографом началось в 1954 году. Он написал сценарии для таких фильмов, как «Государственный преступник», «На семи ветрах», «Бегущая по волнам», «Третья молодость». В 1964 году вышел фильм «Государственный преступник», за который автор сценария Александр Галич был награжден грамотой КГБ СССР.
Личная жизнь
Александр Галич встретил свою будущую жену, актрису Валентину Архангельскую, в Ташкенте. Она была младшей сестрой известного дирижера и композитора Ростислава Архангельского. Их романтические отношения продолжались до возвращения в Москву в 1942 году, после чего они официально оформили свой союз. Не прошло и года, как у них появилась дочь Александра (Алена), которая впоследствии стала Заслуженной артисткой РФ и родила сына Павла Галича, известного кино и театрального актера.
Тем не менее, говорить о счастливой личной жизни Галича было бы слишком оптимистично.
Когда дочурке исполнилось всего два годика, ее маму пригласили работать в драматическом театре Иркутска, и женщина, не задумываясь, отправилась на новое место жительства. Расстояние между городами было огромным, встречи между мужем и женой стали все реже, пока не прекратились совсем. Семейный корабль потерпел крушение, супруги развелись.
Вступив в брак в 1947 году, Александр Галич провел оставшуюся жизнь со своей женой Ангелиной Шекрот. Она любила его и не обращала внимания на его романы на стороне, стараясь создать уютное семейное гнездышко, чтобы он всегда хотел возвращаться домой.
В 1967 году появилась информация о том, что у поэта есть незаконнорожденный сын в результате его романа с сотрудницей киностудии им. Горького Софьей Михновой-Войтенко. Мальчика назвали Гриша, и он получил фамилию матери.
С каждым годом напряжение вокруг Александра Галича возрастало. Государство ограничивало его права и возможности развивать карьеру, стараясь вынудить его эмигрировать из страны. И вот, в 1974 году поэт уехал, и больше не возвращался в СССР.
Имеются две версии произошедшего. Одни утверждают, что Галич воспользовался израильской визой, в то время как другие считают, что поэт скрыл эмиграцию под участие в норвежском семинаре и сумел покинуть Советский Союз незамеченным. Через четыре месяца после его отъезда всё творческое наследие Галича было запрещено, изъято из продажи стихи, книги, музыкальные композиции и пьесы. Кроме того, поэта лишили гражданства СССР.
После уезда из Советского Союза, Александр переехал в Норвегию. Там была выпущена его первая виниловая пластинка под названием «Крик шепотом», состоящая из двенадцати композиций. Обложка украшена фотографией самого Галича, держащего в руках гитару. Вскоре бард осел в Мюнхене, затем переехал во Францию, и закончил свои последние годы в Париже.
Смерть
После переезда на новое место жительства, Галич и его супруга начали устраивать быт в новом доме. Но этой идиллии не суждено было длиться надолго. Скоро произошел несчастный случай с Галичем, который был судьбой.
Однажды жена ушла за покупками, а Александр решил заняться подключением телевизионной антенны. Каким образом он перепутал разъемы и воткнул ее в разъем с напряжением, уже не узнаешь. Александр получил удар электрического тока, который стал причиной его смерти 15 декабря 1977 года.
Когда супруга вернулась, поэт еще оставался в живых. Возможно было спасти его, если бы скорая помощь прибыла быстрее. Но, так как медицинская помощь не пришла вовремя, Галич скончался. Сразу после этого случая начали распространяться слухи о том, что это было убийство, и что оно было заранее спланировано и подготовлено. Однако эти домыслы не были подтверждены, знакомые поэта из Парижа — Владимир Максимов и Василий Бетаки, прибывшие на место происшествия, заявили, что Галич действительно умер в результате несчастного случая.
22 декабря 1977 года в близ Парижа, на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, был проведен похоронный обряд для Александра Галича. На надгробной плите по ошибке был указан год рождения поэта как 1919-й, но была также выгравирована цитата из "Евангелия от Матфея" — "Блажени изгнании правды ради".
12 мая 1988 года дочь поэта, Алена Архангельская, обратилась к правительству СССР с просьбой о восстановлении Александра Галича в Союзе кинематографистов. В результате его восстановили в Союзе кинематографистов 12 мая, и в Союзе писателей 15 мая того же года. Летом 1993 года поэту было возвращено гражданство России.