Александр Глазунов — биография и творчество композитора

Александр Глазунов — выдающийся композитор, ученый деятель и преподаватель, работавший в Санкт-Петербургской консерватории. Его музыкальное наследие оказало значительное влияние на развитие отечественной музыкальной культуры. Он был братом известного энтомолога и путешественника Дмитрия Глазунова.

Детство

Из знатной семьи издателей произошел Александр Константинович Глазунов, унаследовавший титул дворянина. Его мать, Елена Павловна, была талантливой пианисткой. Обучение Александр получил во Второй петербургской гимназии, а затем продолжил свое образование в качестве вольного слушателя в Санкт-Петербургском университете с 1883 года. В период учебы он активно участвовал в выступлениях студенческого симфонического оркестра университета, исполняя свои собственные композиции на регулярных музыкальных событиях, известных как «Музыкальные упражнения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета».

С младых лет демонстрируя свои музыкальные таланты, Глазунов начал учиться игре на фортепиано в девять лет, а композиции писать — в одиннадцать. Встреча с Милием Балакиревым в 1879 году была ключевым событием: Балакирев оценил способности молодого Глазунова и порекомендовал его для дальнейшего обучения у Николая Римского-Корсакова. Под руководством Римского-Корсакова он усиленно изучал гармонию, музыкальную форму, инструментовку, теорию музыки и композицию, успешно проходя за полтора года учебный план, на освоение которого в консерватории обычно уходило от пяти до семи лет. К 1882 году Глазунов написал свою Первую симфонию, которая была восторженно встречена публикой 17 марта на концерте в Бесплатной музыкальной школе под управлением Балакирева, а затем появился и его первый струнный квартет.

Музыкальное творчество

В 1885 году Беляев учредил музыкальное издательство в Лейпциге, предварительно поддержав первое заграничное путешествие Глазунова в прошлом году. Путешествие включало в себя посещение Германии, Швейцарии, Франции, Испании и Марокко. Во время пребывания в Веймаре, Глазунов встретил Ференца Листа, благодаря чьей инициативе 14 мая 1884 года На общегерманском музыкальном союзе была исполнена его Первая симфония, написанная 18-летним автором. После возвращения в Санкт-Петербург, Глазунов присоединился к "Беляевскому кружку", в который также входили Римский-Корсаков, Лядов, Малишевский, Витолс и Блуменфельд. Этот кружок продолжал традицию "Могучей кучки", стремясь к развитию русской музыкальной традиции и к укреплению связей с европейской музыкальной культурой.

После смерти Александра Бородина в 1887 году его оперы «Князь Игорь» и Третью симфонию решили завершить и оркестровать Римский-Корсаков и Глазунов. Используя свою уникальную музыкальную память, Глазунов восстановил увертюру к опере, которую он услышал в исполнении Бородина на фортепиано незадолго до его смерти, а также фрагменты третьего акта. Кроме того, он оркестрировал симфонию.

В 1886 году Глазунов впервые выступил в качестве дирижера на «Русских симфонических концертах», где были исполнены его собственные композиции. В 1907 году он снова выступил в этой роли на «Исторических русских концертах» в Париже.

Глазунов был близок к Петру Чайковскому и поддерживал с ним тесные творческие и личные связи. В 1890 году Чайковский пригласил его на закрытый просмотр своего струнного секстета "Воспоминание о Флоренции", перед его первым публичным исполнением. После смерти Чайковского, Глазунов оркестровал несколько его произведений, включая цикл пьес для скрипки и фортепиано "Воспоминание о дорогом месте", оркестровка которых стала очень популярной.

В 1890-е годы Глазунов пережил творческий кризис, но затем начал новый этап своего творчества, создавая три симфонии, камерные произведения и балет "Раймонда", который стал одним из его самых известных произведений. В 1899 году его пригласили на должность профессора в Санкт-Петербургскую консерваторию, где он преподавал почти три десятилетия.

В 1905 году Римский-Корсаков был уволен из консерватории за поддержку революционно настроенных студентов, и в знак протеста Глазунов также покинул свою должность. Однако вскоре после того, как консерватория стала автономной от Русского музыкального общества, он вернулся и был избран директором. На этом посту он предпринял ряд мер для улучшения учебного процесса, включая реформу учебных планов, создание оперной студии и студенческого оркестра, а также повышение требований к студентам и преподавателям. Он лично присутствовал на всех экзаменах, писал характеристики на каждого студента.

В 1906 году композитор Глазунов написал музыку к гимну с названием «Избранникам русского народа», посвятив его депутатам Государственной думы Российской империи. Через два года он порекомендовал своего талантливого ученика, польского композитора Витольда Малишевского, на должность директора Императорских музыкальных классов в Одессе, что способствовало развитию музыкальной культуры на юге Российской империи и привело к открытию Одесской консерватории Малишевским в 1913 году.

В 1915 году Глазунов создал произведение под названием «Парафраза на гимны союзных держав» (опус 96), которое было основано на мелодиях английского, русского, сербского, французского, черногорского и японского гимнов. Однако критика приняла это сочинение довольно сдержанно, описав его как сборник гимнов, а не как творческий взрыв, отвечающий историческому моменту.

После Октябрьской революции Глазунов сумел сохранить свою позицию, адаптировавшись к новой власти и устанавливая контакты, в том числе, с наркомом по просвещению Анатолием Луначарским, благодаря чему консерватория сохранила свой статус. В период с 1918 по 1920 год он активно участвовал в музыкальной жизни страны, выступая дирижером.

Глазунов занимает важное место в истории российской музыкальной культуры. В своем творчестве он соприкасается с течениями «Новой русской школы», хотя его основное внимание уделяется классическим европейским музыкальным традициям. Композиции Глазунова отличаются виртуозной оркестровкой, сложной гармонией и контрапунктом, а также выразительным лиризмом.

В 1935 году, при работе с мужским хором студентов Парижского Православного Богословского института Сергиевского подворья, Глазунов аранжировал две церковные песнопения: «Плотию уснув яко мёртв» на основе греческого распева 3-го гласа и стихиры Пасхи в традиции знаменного распева. Эти композиции вошли в «Сборник церковных песнопений», выпущенный в 1939 году под редакцией Н. Н. Черепнина Парижским Православным Богословским институтом. Л. А. Зандер отметил стихиры Пасхи как «истинное сочетание духовного наследия и оригинального музыкального вдохновения».

Смерть

21 марта 1936 года в Нёйи-сюр-Сен, неподалёку от Парижа, ушел из жизни Александр Глазунов, столкнувшись с сердечной недостаточностью. Смерть выдающегося композитора стала неожиданностью для многих, так как многие предполагали, что маэстро ушел из этого мира задолго до этой даты.

В 1972 году останки Глазунова были перенесены в Ленинград и погребены на Тихвинском кладбище в некрополе мастеров искусств. Место последнего покоя композитора украшено с простой скромностью: на могиле установлен православный крест и бюст Глазунова. На надгробной плите выгравирован его имя — Александр Глазунов, что подтверждает международное признание его вклада в мировую музыкальную культуру.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий