Александр Годунов – известный балетный артист и киноактер. В 1976 году он был удостоен звания Заслуженного артиста РСФСР. Он выступал в паре с Майей Плисецкой, был другом Михаила Барышникова, и снимался наряду с Харрисоном Фордом и Брюсом Уиллисом.
История русской культуры полна случаев, когда талантливые люди не могли раскрыть себя по разным причинам. Некоторые сталкивались с личными проблемами, другие – с государственной цензурой. Александр Годунов – один из тех, кто пришлось пробиваться сквозь трудности и даже бежать за границу. Но ему не повезло. Несмотря на безупречность его танца, удивительный актерский талант и привлекательную внешность, он так и не смог адаптироваться к чужой стране и умер там в одиночестве.
Детство
29 ноября 1949 года в городе Южно-Сахалинск появился на свет Александр Годунов. Его отец, Борис Годунов-Водуков, работал инженером-строителем, а мать, Лидия Годунова (до замужества Студенцова), была инженером-железнодорожником. В то время у них уже был старший сын Олег, который родился в 1947 году.
Лидия училась в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, а Борис восстанавливал разрушенные здания и коммуникации в блокадном Ленинграде. Молодые люди влюбились, поженились и решили начать семейную жизнь.
В результате военных действий, муж и жена были направлены на остров Сахалин, где они осели в Южно-Сахалинске вместе с их маленьким сыном Олегом. Именно здесь на свет появился их второй сын.
Семья развалилась, когда Саше исполнилось всего три года. Мать переехала со своими детьми к своему брату в Ригу, а сама вернулась на Сахалин, чтобы отработать еще один год до окончания своего контракта. После этого она также перебралась в Ригу, где нашла работу на Прибалтийской железной дороге и получила комнату в общежитии от своего места работы.
Саша всегда мечтал стать солдатом, но мама решила его судьбу по-своему. Она отвела сопротивляющегося восьмилетнего сына в хореографическое училище. Он не горел желанием заниматься танцем, но спустя некоторое время ему понравилось его новое занятие. Преподаватели отметили, что у мальчика удивительная пластика и невероятная гибкость, стали хвалить его за достигнутые результаты. В училище он встретил Михаила Барышникова, который стал ему не просто другом, а сыграл большую роль в его судьбе.
Оба мальчика отличались невысоким ростом, возле балетного станка стояли последними. Чего они только не делали, чтобы подрасти, спали на полу, пили томатный сок в невероятных количествах. В росте они не прибавили, но в лучших танцоров училища выбились однозначно.
В 17 лет Александр превратился из невысокого парнишки в атлетически сложенного молодого человека. За одно лето он вырос на 13 см, достигнув роста 1,9 м. В то время как Барышников остался прежним – 1,68 м.
В 1967 году Годунов закончил балетное училище и приступил к работе в престижном хореографическом ансамбле «Молодой балет», основанном Игорем Моисеевым годом ранее. Он отработал в коллективе четыре года, после чего поступил в Большой театр. Наставником танцора стал балетмейстер Алексей Ермолаев, который оттачивал технику молодого артиста до совершенства.
Балет
Великолепным дебютом Годунова в Большом театре стало исполнение роли Принца в «Лебедином озере». Этот выступление оказалось чрезвычайно успешным и принесло молодому танцору огромное признание. Александр смог покорить не только сердца зрителей, но и привлечь внимание театральных критиков. Именно в этот момент начался роман между 21-летним Годуновым и 28-летней Людмилой Власовой, тогда еще замужней женщины. Они стали самой красивой балетной парой Большого театра, им доверили ведущие роли в балетах «Иван Грозный», «Спартак», «Ромео и Джульетта».
В то время актрисы театра имели право выбирать своих партнеров, и Майя Плисецкая решила воспользоваться этой возможностью. Она убедила, чтобы Годунов сыграл роль Принца в «Лебедином озере», постановке Юрия Григоровича. Зрители были в восторге от молодого танцора, и вскоре у него появилась своя публика, которая ходила в Большой «на Годунова». Александру пришла настоящая слава, его карьера резко взлетела, и его список ролей пополнился партиями Альберта в балете «Жизель», Хозе в постановке «Кармен-сюита», Солора в «Баядерке».
В театре Годунов завоевал себе как друзей, так и врагов. Сотрудники КГБ недовольны его самостоятельностью и тем, как он ведет себя во время гастролей, в то время как коллеги по театру и партнеры уважают его. Александр игнорировал советы, которые давались агентами КГБ перед каждым выездом за рубеж, встречался и общался с теми, кого считали "предателями" родины, кто был в списках "невозвращенцев".
Высшее руководство настаивало на том, чтобы танцор срезал свои длинные светлые волосы, но Александр Годунов отказался от этой идеи. С такой прической он больше напоминал звезду Голливуда, чем артиста из СССР. Непокорный и своенравный Годунов пользовался успехом в Европе и США. Билеты на спектакли Большого театра раскупались за несколько месяцев до начала гастролей. Западные импресарио настаивали на его приезде, угрожая отменить гастроли театра, если их любимый танцор не приедет.
Сотрудники КГБ не воспринимали с восторгом такую популярность Годунова. Они придумывали массу причин, чтобы не выпустить его за границу, убеждены в том, что он не вернется в СССР, как другие знаменитости.
После того, как Михаил Барышников исчез во время своих гастролей в Канаде, выезд за рубеж для Александра Годунова был запрещен. В голове танцора зародилась мысль об уезде из СССР, и он стал активно размышлять над тем, как осуществить эту идею. Особенно когда он узнавал о успехах Барышникова, который стал известным в США, в то время как Годунов, считавшийся более талантливым, терял свои лучшие годы в Советском Союзе.
В 1974 году начались съемки фильма-балета под руководством Марины Пилихиной под названием «Анна Каренина». В фильме главные роли исполняли Майя Плисецкая и Александр Годунов (Вронский). Гастроли без участия Годунова были невозможны, и его никто не мог заменить. В США требовали, чтобы этот талантливый танцор был включен в труппу.
Однако, уже находясь в самолете, Александр сообщил Майе, что решил остаться в США и не возвращаться обратно в СССР. Плисецкая уговаривала его отложить свое решение, хотя бы до тех пор, пока фильм не будет выпущен на экраны — иначе зрители никогда не увидят его, а он просто останется на полке. Годунов согласился и отложил свой план.
В 1979 году, в спектакле с названием «Ромео и Джульетта», Годунов сыграл роль Тибальда. После этого ему предстояло отправиться в гастрольный тур по США, но его имя не было включено в список артистов. Импресарио из США были очень раздосадованы и поставили ультиматум: Годунов должен приехать, иначе все гастроли будут отменены. Советская сторона не хотела терять миллионный контракт и решила выпустить танцора на гастроли.
Перед отъездом на гастроли Годунов общался с двумя министрами, которые пообещали ему квартиру в Москве по возвращении и звание Народного артиста СССР. Однако, Александр не проявлял особого доверия. Когда он отрывался в завершающем балете гастрольного тура, артист просто исчез из гостиницы и обратился в американское посольство, просив политического убежища. В течение некоторого времени Годунов жил в доме Иосифа Бродского.
Важную роль в жизни танцора сыграл его друг по имени Михаил Барышников. Именно он предложил Александру работу в своем балетном театре. Годунов проработал в этом театре около года, после чего ушел. Причина ухода была проста: артист не захотел приспосабливаться к современному американскому балету, он предпочитал танцевать в русском классическом стиле.
После небольшого размышления Александр решил создать свою собственную труппу под названием «Годунов и друзья». Их постановки завоевали огромный успех, артисты отправились в гастроли в Аргентину, Японию и Израиль. Всего за полтора месяца им удалось заработать целый миллион.
Фильмы
В то время Александр начал встречаться с известной американской актрисой Жаклин Биссет, которая поддержала его идею попытаться преуспеть в Голливуде. Годунов отказался от балета и решил попробовать себя в киноиндустрии. Его первая работа была в фильме «Свидетель», где он снялся вместе с Харрисоном Фордом в главной роли.
В дальнейшем карьера начинающего актера стала богаче благодаря ролям в лентах «Крепкий орешек», «Камень викингов» и «Норт». Тем не менее, ему так и не выпала возможность сыграть главную роль, и он устал уступать второстепенные. Единственный раз он согласился на эпизодическую роль в фильме «Зона», снятом в Будапеште, только потому, что мог поехать в Ригу и увидеться с родными
В 1995 году артист прибыл в Ригу, надеясь на встречу с матерью, отцом и братом. Однако отец так и не явился, мама сообщила, что у нее больше нет младшего сына, а брат Олег попросил дать денег и купить автомобиль. Саша выполнит все просьбы родного брата, но после этого сразу же вернется в Штаты. У него начнется депрессия и длительный запой.
Личная жизнь
Жена Александра — Людмила Власова, отлично знала об умысле мужа остаться в США, но не одобряла эту идею. Поэтому после того, как Годунов попросил политического убежища, она решила вернуться на родину, где у нее были брат и мать. Власова и ансамбль Большого театра сели в самолет, но американские власти не разрешили этому борту вылететь. Они подумали, что советские власти специально задерживают Людмилу, не отпуская ее к мужу. Три дня самолет с пассажирами провел в аэропорту «Кеннеди», и только после того, как Власова еще раз подтвердила, что не собирается оставаться с мужем, им разрешили взлететь.
В течение трех дней машина стояла возле самолета, в которой находился Годунов. Он надеялся, что его жена захочет поговорить с ним и остаться в США, но Людмила отказалась. Они оставались мужем и женой, развод произошел только в 1982 году.
Позже у танцора появилась новая женщина в его личной жизни — актриса Жаклин Биссет. Однако даже на официальных приемах он говорил всем, что его супруга находится в России. Годунов продолжал любить свою Людмилу. Их называли «Ромео и Джульетта холодной войны».
После восьми лет совместной жизни, Александр и Жаклин приняли решение пойти каждый своим путем.
Смерть
Известный танцор скончался 18 мая 1995 года в своей квартире в Лос-Анджелесе. Его тело бездыханное тело было обнаружено горничной только через три дня после трагического события. Смерть настала прямо в его любимом кресле. Врачи определили причину преждевременной утраты Александра: осложнения от гепатита, вызванные неудержимым употреблением алкоголя.
Тело Годунова было подвергнуто процедуре кремации, а его прах был развеян над безбрежным океаном. Могила знаменитого артиста находится в городе Лос-Анджелесе, а на её мраморной плите можно увидеть выгравированную надпись: «Его будущее осталось в прошлом». В столице России, на Введенском кладбище, установлен специальный памятник, на котором вырезаны слова: «Ты всегда с нами».
Избранная фильмография
- 1972 Московская фантазия
- 1974 Анна Каренина
- 1978 31 июня
- 1978 Кармен-сюита
- 1985 Свидетель
- 1986 Долговая яма
- 1988 Крепкий орешек
- 1990 Камень викингов
- 1992 Музей восковых фигур 2: Затерянные во времени
- 1994 Норт
- 1996 Зона