Александр Хочинский — известный актер театра и кино, а также бард. В 1980 году он был награжден званием Заслуженного артиста РСФСР, а в 1996 году стал Народным артистом РФ. Его слава пришла после съемок в фильмах «Бумбараш», «Женщина, которая поет» и «Эскадрон гусар летучих».
Зрители полюбили обаятельного Александра Хочинского сразу же после его первой роли. Он обладал невероятным темпераментом и обаянием, от одного взгляда на него поклонницы буквально таяли. Его считали судьбою, в каждом он видел друга. Он любил быть популярным, отдавал творчеству всю себя, а в повседневной жизни оставался совершенно неземным. Его жизнь была короткой, но за это время он снялся в десятках фильмов и написал множество собственных песен.
Детство и юность
Александр Хочинский родился в Ленинграде, в творческой семье, 29 февраля 1944 года. Его отец, Юрий Хочинский, был певцом и солистом джаз-оркестра под руководством Николая Минха. В 23 года у Александра случились проблемы с горлом, и ему поставили диагноз рака. Узнав о своем тяжелом состоянии, отец повесился во время гастрольного тура в Ереване, но позже оказалось, что это была ошибка. Мать Александра, Людмила Красикова, была ведущей актрисой Ленинградского ТЮЗа.
В четыре года отец ушел из жизни, и маленький Саша остался под опекой матери и бабушки, которые заботились о его воспитании. Женское влияние сыграло важную роль в жизни Хочинского, и благодаря своей умности и обаянию он умел завоевывать женские сердца с первого взгляда. После смерти отца мать вышла замуж за народного артиста СССР Рэма Лебедева, и у Саши появилась младшая сестра Елена, которая продолжила актерскую традицию в семье.
Атмосфера театра стала знакома Александру с самого детства. Чтобы он не оставался один дома, его мать и отчим часто брали его с собой на репетиции и постановки. Мальчик наблюдал за подготовкой спектаклей, увлекался реквизитом в гримерной, любил наряжаться в парики и играть в прятки за декорациями.
В 1951 году его отправили учиться в 222-ю школу, одну из старейших школ в России, основанную в 1709 году. Саша не был отличником, часто приносил домой тройки и четверки. Ему больше нравилось проводить время с друзьями, чем зубрить учебники. Он сам научился играть на гитаре и любил сочинять песни.
После уроков он всегда спешил в школьный театр и принимал участие во всех торжественных мероприятиях. Мечта стать актером появилась у Хочинского в старших классах, и другие варианты его не привлекали.
В 1961 году после окончания школы, Хочинский присоединился к драматической студии Ленинградского ТЮЗа. Однако ему было непросто попасть туда. На первом отборе он получил всего четыре балла за музыкальность, и его имя не попало в список студентов. Только благодаря настойчивости своей матери, ведущей артистки того же ТЮЗа, он смог пройти повторный экзамен и быть принятым в учебное заведение.
Первокурсники, изучающие актерское мастерство, сценическое движение и речь, начали исполнять небольшие роли в спектаклях Театра юного зрителя с третьего курса. Александр справлялся с этим легко, ведь он видел многие из постановок еще в детстве. В 1964 году его пригласили сыграть роль Спальника в спектакле "Конек-Горбунок". Эта работа была его дипломной, и после нее ему предложили место в труппе театра. Он принял предложение и остался служить в ТЮЗе, приняв участие в более чем шестидесяти постановках.
20-летнему артисту не удалось сыграть в своем первом спектакле из-за повестки в армию. Там он прошел 3 года службы, где его музыкальные способности помогли ему стать заведующим отделом художественной самодеятельности. После окончания армии, Хочинский получил диплом ЛГИТМиКа в 1970 году и продолжил свою карьеру в театре, где проводил концерты и выступал.
Музыка
Благодаря замечательному вокальному таланту, Хочинскому доверяли исполнение песен не только на театральных сценах, но и в кино. В то время Александр Хочинский и Виктор Федоров дуэтом выступали в ТЮЗе, и стоит отметить, что их концерты проходили при аншлаге, купить билет на них было настоящим счастьем.
Однако именно благодаря песням, звучавшим в кино, он стал популярным. В фильме «Бумбараш» артист сыграл одну из основных ролей и исполнил вместе с Валерием Золотухиным песни «Марш четвертой роты» и «Журавль по небу летит». Режиссером этой музыкальной комедии был Николай Рашеев, именно она принесла Хочинскому первую популярность. Его песни теперь звучали по радио, а спектакли, в которых он участвовал, проходили при полных залах. Через несколько месяцев режиссер Надежда Кошеверова предложила музыканту записать на студии первую и последнюю композицию для сказки под названием «Тень».
Песни, исполненные Хочинским, звучат в картинах «Гусарский эскадрон небесный», «Мгновение решает всё», «По данным уголовного разыска…», «Осенью вернемся», «Три процента риска».
Хочинский известен не только как исполнитель эстрадной музыки. Известны и его композиционные работы – одна из них, музыка к детективной истории под названием «Три дня бездождные».
После смерти Александра был выпущен альбом с его песнями на стихи известных поэтов – Булата Окуджавы, Александра Городницкого, Леонида Сергеева, Александра Галича, Александра Вертинского, Новеллы Матвеевой, Александра Суханова.
Фильмы
Сразу после организации Хочинский заполнил заявление, добавил свою фотографию и отправил в студию «Ленфильм». Приглашение на пробы было отправлено немедленно. Первое сотрудничество Хочинского с кинематографом началось в том же 1967 году. Его позвали на съемки фильма «В огне брода нет» и детективной истории о фашистском провокаторе под названием «Особое мнение». Александра одобрили для обеих эпизодических ролей, и к концу года эти фильмы вышли на экран.
У актера есть богатая фильмография, включающая в себя около сорока фильмов, включая короткометражные ленты. Его актерский талант проявился в самых разнообразных ролях: от революционера до уголовника, от красноармейца до певца, от плута до актера. Особенно популярными стали его работы в фильмах «Бумбараш», «Грустить не надо», «Три ненастных дня».
Особое место в карьере этого актера занимает фильм под названием «Эскадрон гусар летучих», где он не играл, но пел все романсы. Благодаря его выдающемуся вокальному таланту, фильм стал очень популярным, завоевал любовь зрителей и положительные отзывы критиков. Голос Хочинского звучал не только в художественных фильмах, но и в озвучивании мультфильмов, таких как «Всем чертям назло», «Чудо-мельница».
У артиста очень мало ключевых ролей в его репертуаре, главные герои появлялись только в фильмах «Свидетельство о бедности», «Ар-хи-ме-ды!», «Когда святые маршируют». Но это не означает, что его не ценят, наоборот, Хочинского регулярно приглашают сыграть в новых интересных проектах.
В сентябре 1978 года приглашение на кастинг в киностудию «Мосфильм» получил Александр. В это время начались подготовки к съемкам фильма «Женщина, которая поет», где главную роль играла Алла Пугачева. Необходимо было лишь найти актера на роль ее мужа. Режиссер Александр Орлов выбирал между двумя кандидатами — Александром Хочинским и Олегом Янковским.
В итоге выбор пал на Хочинского, и это решение было принято советом Аллы Пугачевой. Она не знала Александра лично, но очень полюбила фильм «Бумбараш», где он сыграл одну из главных ролей.
Фильм «Женщина, которая поет» был выпущен в 1979 году и сразу же стал лидером проката. Позже он занял 27-е место по посещаемости за всю историю советского кинематографа.
В 1979 году зрители посетили кинотеатры, чтобы увидеть новую ленту с участием Хочинского – «По данным уголовного розыска». В этом фильме актер сыграл роль сержанта Красной армии, работающего под прикрытием, благодаря чему был пойман криминальный авторитет.
В 1980 году Хочинскому присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР.
В 1987 году Хочинский покинул ТЮЗ и остался без работы. Он давал концерты в клубах и барах, время от времени выступая в театре-студии «Интерателье». В этом театре состоялась премьера его собственного спектакля «Оптимистические записки», основанного на произведениях Александра Володина.
В 1989 году Александр заработал деньги своим искусством и съемками в кино, сыграв главную роль в фильме "Когда мне будет 54 года". Его персонаж был другом машинистки Лиды, которая самостоятельно воспитывала брата и дочь. В 1991 году Хочинский стал членом "Ленфильма", а через год его пригласили для съемок в фильме "Генерал", рассказывающем о военном деятеле Александре Лебедеве, участнике Великой Отечественной войны.
У Хочинского большинство поклонников составляют представительницы прекрасного пола, восхищенные его благородством, утонченной внешностью и прекрасным голосом.
Личная жизнь
У Александра был огромный успех среди женщин, его поклонницы были готовы на все ради своего кумира. Он трижды пытался создать семью, вступив в брак три раза. Первой избранницей актера стала Ирина Асмус, которая стала известной благодаря своей роли Ириски в детской программе «АБВГДейка».
Ирина и Александр познакомились во время учебы в театральной студии. Прежде чем поступить в драматическую студию, Ирина работала эквилибристкой в цирке, но получила травму. Родители настояли на том, чтобы она выбрала что-то безопаснее, и она пошла учиться в ТЮЗ. Влюбленные поженились, когда Александра призвали на службу.
Но разлука на три года стала слишком тяжелой для Ирины, и она ушла от Хочинского. Именно из-за этой разлуки их брак распался.
Получив рану от ухода своей возлюбленной, Александр долго болел и восстанавливался, и только спустя семь лет он снова решился на брак. В ЗАГСе он встретил известную художницу Марину Азизян, которая создавала декорации для постановок Театра юного зрителя. Они познакомились в коридоре и прожили вместе два года. Его сестра, Елена Лебедева, говорила, что Александр имел цыганскую натуру и часто путешествовал, даже просто садился на электричку и уезжал до конечной станции, а потом снова возвращался. Этот брак закончился разводом через два года.
Лишь третий брак артиста оказался крепким и долгим, протяженностью в два десятка лет, до самой смерти Хочинского. Его избранницей стала коллега по цеху Антонина Шуранова. Их познакомил тот же ТЮЗ, но в то время у обоих уже были семьи. Хочинский еще был в первом браке, а у Антонины был второй муж.
Все изменилось, когда Шуранова и Хочинский приступили к совместной постановке спектакля «Кошка, которая гуляет сама по себе». Вначале их связывала исключительно дружба, но спустя четырнадцать лет они как-то сблизились, и Антонина все же решилась оставить супруга ради Хочинского. Женщина бросила уютный семейный дом и поселилась в коммунальной квартире любимого.
Она всегда говорила, что с этим уходом у нее началась самая светлая и счастливая полоса в жизни. Александр и Антонина практически не расставались, вместе были в театре и дома. По воспоминаниям друга семьи, артиста Николая Иванова, супруги напоминали двух влюбленных голубков, это был союз двух талантливых, умных людей. Об их отношениях спустя некоторое время вышла документальная лента «Леди и бродяга».
Молодые не планировали устраивать свадебное торжество, они заключили брак скромно, в перерыве между репетициями. Все потому, что во время съемок артисты планировали остановиться в одном номере местной гостиницы, но сотрудница отказала им из-за отсутствия официального брака.
У Хочинского ни у одного из браков не было детей.
Последние годы и смерть
В 1991 году Зиновий Корогодский, бывший главный режиссер ленинградского ТЮЗа, принял решение открыть в Санкт-Петербурге Театр поколений. Он пригласил Антонину Шуранову и Александра Хочинского, своих бывших студентов, чтобы они работали в драматической студии. Однако Хочинскому этого было мало, и он мечтал о собственном театре под названием "Глобус".
Но из-за кризиса в стране у него не было достаточно средств на аренду помещения, оплату зарплаты и покупку декораций. Он вынужден был брать любую работу в кино, чтобы заработать деньги. В 1993 году он снялся в фильмах "Юноша из морских глубин" и "Романс о Санта Крусе", а через год поучаствовал в съемках картины "Жизнь и приключения семерых друзей".
Конце 90-х годов театральный режиссер Ахмат Байрамкулов, работающий в театре сатиры на Васильевском острове, принял решение включить Хочинского в спектакле «Призраки» по произведению Генрика Ибсена. Он рассмотрел большое количество актеров на эту роль, но осознал, что справиться с тяжеловесным текстом и огромными монологами автора сможет только Хочинский, поэтому выбор был сделан в его пользу. Роль главной героини в этой постановке была предложена Антонине Шурановой. Однако спектакль так и не состоялся в этом составе — Хочинский умер.
Александр Хочинский ушел из жизни в возрасте 54 лет 11 апреля 1998 года в своем доме. После того, как артист почувствовал ухудшение своего состояния, его жена позвонила в скорую помощь. Медики старались вернуть его к жизни, используя различные методы, но не смогли спасти его от остановки сердца.
Оказалось, что проблемы с сердцем у Александра начались два года назад. В 1996 году его госпитализировали, но по ошибочному диагнозу – язва желудка, не обратили внимание на увеличение сердца. Врачи строго запретили ему курить и употреблять алкоголь, но он не отказался от последней пагубной привычки.
Александр Хочинский нашел свое последнее пристанище на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге, где также похоронена Антонина Шуранова.
Избранная фильмография
- 1967 — В поисках огня
- 1967 — Неповторимое мнение
- 1970 — Белоснежный оттенок
- 1971 — По следам бумбараша
- 1971 — Мрачная тень
- 1973 — Легендарные голодранцы
- 1974 — Истории о Кешке и его друзьях
- 1975 — Ар-хи-ме-ды!
- 1975 — Воздухоплаватель
- 1975 — Время не ждет
- 1976 — Строговы
- 1976 — Рожденная в эпоху революции
- 1976 — Туфли с золотыми пряжками
- 1977 — Свидетельство о нищете
- 1977 — Деревья умирают, стоя
- 1978 — Женщина, что поет
- 1979 — Город принял
- 1979 — По данным уголовного розыска…
- 1979 — Все решает мгновение
- 1980 — Эскадрон летучих гусар
- 1985 — Печаль неуместна
- 1990 — Шаги императора
- 1992 — Генерал
- 1992 — Загадочные господа от Семёновой Екатерины
- 1994 — Жизнь и приключения четырёх друзей. История 2