Александр Кайдановский – известный актер, режиссер и сценарист из России. В 1992 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РФ. Он стал широко известен после выхода фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», где он сыграл ротмистра Лемке.
Его ум и непредсказуемость поражали всех, кто пересекался с ним, и многие считали его необычным. Очень умный и начитанный, показалось, что он знал все, и это притягивало окружающих. Вместе с хорошими качествами, у Александра Кайдановского были и недостатки, его сложный характер мог привести к конфликтам и дракам. Он сам страдал от своих вспыльчивых реакций, но ничего не мог изменить.
Детство
Александр Кайдановский родился в Ростове-на-Дону 23 июля 1946 года. Его отец, Леонид Львович Кайдановский, также известный как Лейб Лейбович, был евреем и работал на радиолокационной станции в городе Батайск. Позже он стал заместителем начальника СМУ-5 в Ростове-на-Дону, где специалисты занимались сварочными работами под водой. Мать Александра, Вера Онищук, окончила Московский библиотечный институт и работала заведующей детским сектором в ростовском Дворце энергетиков, а затем стала режиссером-постановщиком в детской театральной студии.
В 1945 году Леонид и Вера заключили брак, а через пятнадцать лет, в 1960 году, его расторгли. После развода Саша остался жить с отцом в коммунальной квартире. Через два года отец вступил в брак с Ириной Пухальской, и у них родились две сестры Александра – Ольга и Татьяна.
Мама также нашла новую любовь и в 1965 году вышла замуж, от этого брака у неё родился сын Михаил Есипов, который ушел из жизни в 2000 году, работая до этого ревизором.
Саша был непростым ребенком и всегда проявлял независимость. Он сам принимал сложные решения, не слушая авторитетов. Поэтому после окончания школы, когда он решил стать сварщиком, никто не смог его передумать. В 1961 году он уехал в Днепропетровск, чтобы учиться в сварочном техникуме имени Патона, но после первого курса он понял, что это профессия его не интересует, и бросил учебу.
Кайдановский забирает все документы и отправляется в Ростов. С первой же попытки он становится студентом Ростовского училища искусств. Еще на учебе он проявляет свой сложный характер, конфликтует с режиссером и переходит в мастерскую к другому преподавателю — Михаилу Бушнову. Именно Бушнов умудряется увидеть в нем настоящий талант, помогает ему раскрыться и становится не только преподавателем, но и настоящим другом. Через много лет он говорит, что никогда не боялся взрывного характера Кайдановского, между ними ни разу не возникало даже малейшего недопонимания.
В 1965 году Александр получил диплом об окончании училища и решил продолжить образование в Москве. Поступить в МХАТ ему удалось легко, но остаться там не получилось. Вскоре молодой человек был переведен в театральное училище имени Щукина, где учился Леонид Филатов, с которым у Александра сразу завязались дружеские отношения. Филатова поражало умение Кайдановского виртуозно материться, переходить на бандитский жаргон, и одновременно говорить о высоком искусстве и литературе с высоким профессионализмом и компетентностью, превосходящими многих специалистов в этой области.
Театр
Еще будучи студентом второго курса, актер начал свой творческий путь. Ему предложили сыграть Гамлета, и он представил классического персонажа в своем собственном исполнении, что вызвало разногласия у некоторых критиков. Однако молодой талант запомнили благодаря его умению играть и интеллектуальному подходу к роли.
По окончании театральной школы Александр Кайдановский присоединился к актерскому составу Театра имени Е.Вахтангова. Его появление в этой труппе было предопределено, так как ему было поручено сыграть князя Мышкина в спектакле «Идиот». Однако роль была отдана другому актеру, и Кайдановскому предложили исполнить роль второстепенного персонажа.
В последующих постановках Александр постоянно играл второстепенные роли. Это продолжалось в течение трех лет, пока в 1972 году артист не потерял терпение и покинул театр. При этом он заявил, что из-за внутренней политики театра имени Е.Вахтангова у него пропала любовь к актерскому искусству.
С уходом из театра наступила финансовая тяжесть, и артисту пришлось жить в подвальных помещениях. Кайдановский не получал поддержки ни от коллег, ни от режиссеров, его просто не верили. Однажды Михаил Ульянов посоветовал молодому актеру вернуться в родной Ростов и попробовать сделать карьеру там. Александр никогда не слушал чужих советов, и на этот раз он выбрал свой собственный путь, пошел служить в армию. Именно это решение радикально изменило его жизнь.
Фильмы
Его вызвали в кавалерийский полк киностудии «Мосфильм». Именно в это время Кайдановскому предложили роль в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», режиссера Никиты Михалкова. Актер сыграл роль поручика Лемке, и сразу же сделался известным.
Это было удивительно, но благодаря форме белогвардейского офицера, талант актера и его необычная внешность приобрели достойное признание. После выхода фильма на экраны, другие режиссеры захотели использовать этот образ снова и снова. Это происходило настолько часто, что актера стали воспринимать как потомка дворянского рода. В некоторой степени он был аристократом, любил литературу, знал классическую и современную музыку.
В 70-х годах Александр дополнил свой кинематограф лентами «Золотая речка», «Жизнь Бетховена» и другими.
Одним из важных моментов в его творческой биографии стала работа над фильмом режиссера Андрея Тарковского «Сталкер». В этой ленте он сыграл главного героя, неоднозначного и многогранного, что заставляло зрителей приковывать свое внимание к экрану. После этого фильма Александр Кайдановский решил попробовать свои силы в режиссуре.
Кайдановский дебютировал как режиссер с фильмом «Простая смерть», который был награжден на испанском кинофестивале. Затем он снял «Жена керосинщика» и «Гость», а также сыграл роли в фильмах «Десять негритят» и «Дыхание дьявола».
В 1992 году он был назван Заслуженным деятелем искусств РФ. Последний фильм, в котором снялся Александр Кайдановский, назывался «Свадебный марш» и вышел в 1995 году как часть киноальманаха под названием «Прибытие поезда». В этом же году он выпустил свое последнее киношное произведение, но это уже был музыкальный клип на композицию Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» — «Гарсон№2».
В 90-х годах Кайдановский прекратил работу в кино и отказывался от предложений других режиссеров. Он считал, что не хочет участвовать в создании плохого кино, которое стало распространено именно в то время. Для заработка на жизнь актер писал сценарии и вел лекции на курсах по сценическому искусству. Уже перед смертью Кайдановский начал снимать фильм «Восхождение к Эрхарду», но работа осталась не завершенной.
Личная жизнь
Долгое время Александр стремился найти свое место в мире искусства, так же как и в личной жизни. Возможно поэтому он четыре раза вступал в брак, но так и не нашел свою единственную. Первые три его жены родили по одному ребенку. Первая жена, Ирина Бычкова, была встречена им в Ростове. После свадьбы они переехали в столицу, но через девять лет их семейная жизнь закончилась разводом.
В этом браке родилась дочь.
Второй раз художник вступил в брак с Евгенией Симоновой, с которой прожил пять лет. Из этого брака у Александра появилась дочь Зоя, которая, следуя стопам родителей, стала актрисой.
Наталья Судакова стала третьей избранницей Кайдановского, они вместе имеют сына по имени Андрей. Парень унаследовал талант своего отца, но проявил его не в кино, а в танце. Он успешно закончил Московское хореографическое училище и уехал за границу для дальнейшего обучения балету.
Андрей Кайдановский пройдет обучение в балетной школе в Санкт-Пельтене (Австрия), после этого поступил в аналогичное учебное заведение в Вене и немецком Штутгарте. По окончании учебы он решил не возвращаться в Россию и остался в Австрии, где поступил на службу в венский балет Штатсопера.
Развод с третьей супругой Александр произошел почти накануне его смерти. За меньше чем месяц до своей смерти он женился на Инне Пиварс. Кайдановский был старше своей четвертой жены на двадцать шесть лет, девушка только начинала карьеру актрисы. Прежде чем они поженились, у них был роман, который длился два года.
Долгое время у Кайдановского не было своего отдельного жилья, он проживал в общежитии. Только к середине 1995 года он приобрел собственное жилье, и его пригласили в жюри Каннского кинофестиваля. Но радость от таких изменений в его жизни омрачалось состоянием здоровья, которое оставляло желать лучшего.
Смерть
Артист перенес два инфаркта, но третий случившийся утром 3 декабря 1995 года, был фатальным. Александр Кайдановский скончался в возрасте 49 лет.
Он похоронен на десятом участке Кунцевского кладбища. Три года спустя после его смерти режиссер Цымбал снял документальный фильм с названием «Сны Сталкера», посвященный жизни и творчеству Кайдановского.
В 2000 году Раззаков опубликовал первую книгу, посвященную жизни выдающихся личностей, включая историю Александра Кайдановского, под названием «Таинственные судьбы звезд: загадки, судьбы и гибель». Через два года в издательстве «Искусство» была выпущена еще одна биографическая книга об этом выдающемся актере под названием «Александр Кайдановский. В воспоминаниях и фотографиях».
Коллеги артиста утверждали, что у Кайдановского была некая тайна, он был неподражаем как актер и как режиссер. Тайну великого артиста так и не удалось раскрыть, и он унес с собой секрет своей неповторимости и природного обаяния. К сожалению, жизнь этого талантливого человека оборвалась слишком рано.
Избранная фильмография
- 1967 — Таинственная стена
- 1968 — Первая любовь
- 1971 — Собака Баскервилей
- 1972 — Четвёртый
- 1972 — Следствие ведут знатоки 6. Шантаж
- 1973 — Дети Ванюшина
- 1973 — Крах инженера Гарина
- 1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих
- 1975 — Мой дом — театр
- 1975 — Под крышами Монмартра
- 1975 — Бриллианты для диктатуры пролетариата
- 1976 — Огненный мост
- 1976 — Золотая речка
- 1977 — Это было в Коканде
- 1979 — Телохранитель
- 1979 — Сталкер
- 1980 — Рассказ неизвестного человека
- 1980 — Спасатель
- 1980 — Факт
- 1982 — Кафедра
- 1987 — Десять негритят
- 1988 — Новые приключения янки при дворе короля Артура
- 1995 — Письма анониму