Знаменитый отечественный музыкальный творец Александр Колкер был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР в 1981 году. Он написал более ста произведений, среди которых особенно популярными стали композиции с такими названиями как "Парень с Петроградской стороны", "Стоят девчонки", "Туман", "Качает, качает…", "Красивые слова", "Карелия", "Рябина".
В перечне самых удивительных изобретений человечества особое место занимает музыка. Именно она обладает уникальной силой проникнуть в глубины души, изменить человека и принести ему бесчисленное количество положительных эмоций. Композиторов, создавших прекрасную музыку, часто поклонялись (за исключением некоторых).
Со временем тенденция изменилась, и внимание практически полностью переключилось на исполнителя, а не на автора мелодии. Однако это вовсе не относится к композитору Александру Колкеру, его нельзя назвать недооцененным. Его песни охватывают длительный временной промежуток, связанный с несколькими поколениями советских людей. Их исполняют и по сей день – на сцене, за праздничным столом, независимо от места проживания.
Детство и юность
28 июля 1933 года в городе на Неве появился на свет будущий известный композитор. Его родители, Наум и Софья Колкер, были евреями и не имели никакого отношения к миру искусства. Отец работал в НКВД, а мама занималась домашними делами и воспитанием сына.
Саша проявил идеальный музыкальный слух еще в раннем детстве. Его отправили в музыкальную школу, где мальчик с удовольствием учился играть на скрипке. В 1950 году, в семнадцать лет, он закончил школу, параллельно учась в общеобразовательной. И хотя изначально он не планировал связывать свою жизнь с музыкой, послушав совет отца, поступил в Ленинградский электротехнический институт (в настоящее время переименован в Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет), где в 1956 году получил диплом.
Любовь к музыке не ослабела, несмотря на тот факт, что Александр был занят учебой в одном из самых престижных университетов Ленинграда. Он решил продолжать заниматься музыкой и проводил все свое свободное время на курсах композитора Иосифа Пустыльника, организованных Союзом композиторов Ленинграда. Полученные знания были очень полезными: Колкер начал писать музыку для студенческих постановок. Сам композитор вспоминал о бурной творческой активности студентов ЛЭТИ и пошутил, что институт можно назвать "Ленинградским эстрадно-театральным институтом с легким электротехническим уклоном".
После окончания университета, в 1956 году, Александр начал свою карьеру в заводской лаборатории, где его отправили работать как молодого специалиста.
За год до окончания университета Колкер начал писать музыку для струнного квартета, а через год у него появилась оперетта «Белая ворона», которая была очень популярна.
Начиная с 1958 года, Александр Колкер занялся профессиональным написанием музыки. В это время он создал музыку к опереттам «Труффальдино», «Журавль в небе», «Дачный роман».
В дальнейшем он написал музыкальную драму «Дело», мюзикл «Ой да ты, Садко», оперу-фарс «Смерть Тарелкина». Он не забывал и о детях, для которых сочинил мюзиклы «Сказка про Емелю» и «Неизвестный с хвостом».
Спустя некоторое время появилась музыка к рок-опере "Гадюка", опере "Овод" и музыкальной поэме "Жар-птица".
Колкер начал создавать музыку к различным драматическим постановкам, таким как "Безупречная репутация", "Весна в ЛЭТИ", "Иду на грозу", "Как поживаешь, парень?", "Малыш и Карлсон", "Человек и джентльмен", "Интервью в Буэнос-Айресе".
Однако истинное признание и любовь людей пришли к Александру Колкеру благодаря его эстрадным композициям, которых у него было более сотни. Большинство из них он создал вместе с Кимом Рыжовым, а исполняла их жена композитора — известная певица Мария Пахоменко. Среди самых популярных работ Колкера: "Стоят девчонки", "Карелия", "Зависть", "Красивые слова", "Туман-туман", "Печальная", "Признание", "Чудо-кони", "Рябина", "Моя Россия", "Опять плывут куда-то корабли", "Качает, качает…", "Весенний Ленинград", "Хохлома", "Танцуем, пока танцуется", "Ночной трамвай".
Известные исполнители прославленного композитора исполнили его мелодии: Эдуард Хиль, Майя Кристалинская, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Лидия Клемент, а также его супруга – Мария Пахоменко.
Кроме того, Колкер работал с кинематографом и написал множество мелодий для таких известных фильмов, как «Свадьба Кречинского», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Трое в лодке, не считая собаки», «Труффальдино из Бергамо», «Идеалистка», «Мелодия на два голоса».
В 1968 году Александра Колкера наградили премией Ленинского комсомола, а в 1981 году он был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Произведения композитора Колкера, созданные для театра, были поставлены не только на сценах многих городов России, но и за рубежом, в таких странах, как Польша, Чехия, Болгария, Германия и Финляндия.
Мюзикл Колкера «Свадьба Кречинского» вышел на сцену тридцати театров, из которых пятнадцать были в России, а пятнадцать – за рубежом.
В 2009 году композитор был удостоен Национальной премии «Музыкальное сердце театра» в номинации «Лучшая музыка (композитор)». Эта награда была присуждена за музыку к спектаклю «Гадюка», основанный на рассказе Алексея Толстого. Постановка вышла на сцену Новосибирского театра музыкальной комедии.
Титул Почетного гражданина Республики Карелия был присвоен Александру Колкеру за его композицию с названием "Карелия". Кроме этого, он также опубликовал книгу под названием "Лифт вниз не поднимает!"
Личная жизнь
Впервые Александр Колкер вступил в брак с Маргаритой Стрыгиной, однако этот союз был недолгим. Настоящее семейное счастье он нашел, женившись на Марии Пахоменко, известной советской и российской эстрадной певице, актрисе и телеведущей. Мария была удостоена звания Заслуженной артистки РСФСР и Народной артистки России.
Их брак продержался целых 54 года, до тех пор, пока Мария не скончалась в 2013 году. 20 апреля 1960 года у супругов родилась дочь по имени Наталья Пахоменко, которая также стала творческой личностью — певицей, сценаристом и режиссером. У Колкера также есть внучка, Мария Пахоменко, в честь бабушки. В настоящее время она живет в Израиле.
Отношения между композитором и его дочерью нельзя назвать даже родственными, так как между ними вражда. Дочь выдвинула обвинения в адрес отца, утверждая, что он избивал ее мать. Однако сам композитор категорически отрицает эти обвинения, говоря о том, как он заботился о супруге на протяжении всей их семейной жизни. Он утверждает, что любил жену больше жизни и делал все возможное, чтобы продлить ей годы жизни, особенно когда у нее была болезнь Альцгеймера.
Колкер очень обижен словами дочери, утверждающей, что он жестоко обращался с ее матерью. Он призывает дочь использовать здравый рассудок и понимать, что они жили в городе на Неве, и если бы он действительно избивал супругу, то это было бы зафиксировано.
Отношения с дочерью дошли до того, что композитор вынужден был обратиться в правоохранительные органы. Оказывается, в 2015 году было возбуждено уголовное дело против нее и ее гражданского мужа по обвинению в хищении творческого наследия композитора, которое они якобы похитили в 2012 году.
Колкер утверждает, что они похитили все его музыкальные произведения, созданные им за шестьдесят лет творчества. Выяснилось, что дочь и ее партнер живут прямо напротив его квартиры, и им удалось легко проникнуть в его жилище. Александр ушел в аптеку из-за своего искусственного клапана на сердце, который нужно постоянно поддерживать лекарствами.
Пока его не было дома, они совершили кражу всех нотных записей и фортепианных партий, которые находились в шкафу и в прихожей, и незаметно увезли их. В настоящее время они проживают в Праге и объявлены в розыск. У композитора была дача в Усть-Нарве, но он лишился к ней доступа, так как в 2012 году добровольно передал ее дочери, которая стала владельцем трех квартир в Санкт-Петербурге и трех домов в Усть-Нарве. Колкер убежден, что это преступление совершил сожитель Натальи, который нуждался в этой недвижимости и сумел убедить ее практически лишить об старика всего.
Александр говорит, что постоянно ходит к могиле своей Машеньки в Комарово, садится за руль и приезжает на кладбище. Он не в силах от нее отделиться, а она не отпускает его. В настоящее время Колкер проживает в однокомнатной квартире (все, что у него осталось), все стены которой украшены портретами и плакатами Марии Пахоменко.
Он вспоминает, что всю их жизнь они пытались развести, все не могли примириться с тем, что у этой оригинальной певицы и русской красавицы такой невзрачный муж, еврей-очкарик. Каждый раз композитор оправдывался, говорил, что они счастливы вместе. Но пришло время, что он утомился от этих вопросов, и послушал своего друга Кима Рыжова, который посоветовал жестко ответить на очередной подобный вопрос. Когда в очередной раз им позвонили и спросили о разводе, Александр сказал, что развелись, что Мария теперь жена Кобзона, а он устроил свою личную жизнь с Пьехой.
Александр Колкер не хочет, чтобы его любимая Машенька покинула его после его смерти. Он заключил договор с одной из ритуальных компаний в городе, и выразил желание, чтобы его тело было скремировано, а его прах был захоронен в могиле Марии Пахоменко. Но Наталья Пахоменко с этим не согласилась и начала обращаться в различные органы, включая администрацию города и директора кладбища. Она не желает, чтобы урна с прахом еврея Александра Колкера находилась в могиле ее православной матери. Таковы сложные условия, в которых оказался знаменитый композитор в свои последние дни.