Александр Можайский был известным русским изобретателем и авиаконструктором XIX века, который также служил военным моряком в звании контр-адмирала.
Ранние годы
Информация о раннем детстве Александра остается небольшой. Он родился в семье Федора Можайского, адмирала, и Юлианны Ивановны Линдерман, дочери ревельского купца. Он был третьим из семерых детей. Как и его братья, он выбрал карьеру военного моряка.
В детстве мальчик часто посещал Роченсальмский порт, где состоял в приписке к кораблю его отца. В 10 лет он поступил на обучение в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Он закончил учебное заведение в 16 лет, достигнув звания мичмана.
Военно-морской флот
В 1841 году Александр Можайский начал служить на флоте в 16 лет. Он провел 7 лет на различных кораблях Северного и Балтийского флота, прежде чем получил звание лейтенанта в 1849 году. В это время Российская империя участвовала в Крымской войне, но Можайский не участвовал в ней.
Вместо этого он отправился в дальний плавание на знаменитом фрегате "Диана". Путь корабля включал Японию, Атлантику и Тихий океан. Эта миссия была очень важной, поскольку дипломат и адмирал Путятин отправил запрос о помощи, предварительно отправившись в плавание на фрегате "Паллада".
Удивительно, что на корабле с названием «Диана» служили и братья Александр и Николай, последний на тот момент имел звание мичмана. В декабре 1854 года фрегат достиг берегов Японии. В то время в деревне Хэда произошло землетрясение, как и на всем континенте. Моряки вышли на берег, чтобы помочь местному населению, и в результате трое из них погибли. Корабль получил значительные повреждения от приближающегося цунами.
Русские моряки, оставшиеся без кораблей, обратились за помощью к японцам. Часть из оставшихся вещей была спасена, включая номер одного из морских журналов с чертежами фрегата "Опыт". По этим чертежам была построена шхуна "Хэда" при совместных усилиях. Однако она оказалась слишком маленькой, чтобы вместить всех моряков.
Путешественники отправились в Императорскую гавань на этой шхуне, в то время как остальные добирались до места назначения на торговых судах. Несчастные были пойманы в плен в акватории Дальнего Востока, во время продолжающейся Крымской войны.
Среди тех, кто смог вернуться на Родину, оказался Александр Можайский. Ему поручили охранять Дальний Восток, сначала управляя небольшим флотом малых судов, а затем став капитаном корабля «Двина». За участие в Крымской войне он был награжден орденом Святого Станислава II степени.
С 1856 года Можайский продолжал службу в Петербурге. В составе Балтийской флотилии ему было поручено командовать малой эскадрой. А в 1858 году он отправился в Хивинскую экспедицию, чтобы обеспечить переправу войск через Амударью и Аральское море. За отвагу он был награжден и вернулся обратно в Санкт-Петербург в звании капитана-лейтенанта.
До 1861 года он командовал экипажем линкора «Орел». Он был известен своей строгостью и быстрой реакцией на нарушения. Под его руководством экипаж был известен своим серьезным отношением к дисциплине. В 1861 году его перевели на берег как часть программы сокращения флотского состава.
Гражданская деятельность
Покинув морскую службу, Можайский, наконец, нашёл своё место в обыденной жизни. Он сохранил воинское звание, но начал карьеру мирового посредника в Грязовце Вологодской области. Некоторое время он прожил там, но после смерти одного из своих братьев переехал в Винницу, чтобы управлять его имением.
Когда у Можайского отобрали руководящую должность, он нашел новое увлечение — авиастроение. Он мечтал создать свой собственный летательный аппарат, изучая чертежи и инженерию, и изучая анатомию птиц, покупая подстреленную дичь у местных крестьян.
В Виннице он стал уездным мировым судьей. Почувствовав снова власть, он стал злоупотреблять своим положением. Много жалоб поступало в суд на Можайского от крестьян и слуг, недовольных его жестким характером. Однако всякий раз, когда он рассматривал дело, он всегда объявлял подателей жалоб клеветниками.
Авиастроение
Эксперименты с запуском летательных аппаратов Можайский проводил еще во времена, проведенные в Виннице. Он создавал уникальные воздушные корабли, покрывая их перьями птиц в попытке улучшить аэродинамику. Однако желаемого результата достигнуть не удалось. Зато улучшить летные характеристики кораблей помогли обычные кроличьи шкурки.
Первый успешный полет был осуществлен с пика горы Кумовская. Созданный летательный аппарат уже имел корпус, колеса для взлета и посадки, и место для пилота. Однако он не был предназначен для длительного полета. Несмотря на это, он смог преодолеть несколько десятков метров, отрываясь от земли. Во время второго полета аппарат разбился.
Можайский временно отложил свои планы по авиаконструкции, так как реализация их в селе была невозможной.
В 1876 году Александр Федорович вернулся в Санкт-Петербург. Затем он вновь приступил к службе во флоте, но уже в качестве учителя в Морском кадетском корпусе. В то же время, на частной основе, Можайский продолжал свои эксперименты. Впрочем, с маленькими моделями, оборудованными двигателями. Они довольно успешно проходили испытания. Они даже отрывались от земли с грузом.
Исходя из этих экспериментов, Можайский разработал инженерные расчеты для постройки реального прототипа.
Для реализации следующих планов, Александр Федорович обратился за финансированием в Военное министерство. После изучения его расчетов, ответственные лица дали одобрительный ответ. На проведение опытов было выделено 3000 рублей. За два года Можайский потратил эти средства, но не добился значительных результатов в своей работе.
Он запросил дополнительное финансирование, но не получил его из официальных источников. Однако он нашел частных спонсоров.
Однако в Российской империи не оказалось соответствующих по мощности механизмов. Пришлось заказывать компактные паровые двигатели в Германии. К 1882 году Можайский был окончательно отправлен в отставку в звании капитана 1 ранга и смог посвятить себя своему необычному увлечению. На военном полигоне в Красном Селе, рядом со станцией Дудергоф, началось масштабное строительство.
В 1883 году был создан самолет. Его размеры были впечатляющими – длина фюзеляжа составляла 15 метров, а распахнутые крылья имели длину 12 метров. Вес этого устройства составлял 950 килограмм, и многие сомневались в его способности взлететь. Испытания в 1885 году лишь подтвердили эти сомнения.
При разгоне самолет накренился и сломал крыло (по некоторым свидетельствам, это произошло после взлета). Новые средства для проведения опытов Можайский не нашел. Однако, он смог войти в историю как один из первых создателей реального самолета.
Личная жизнь
Не так уж много известно о личной жизни знаменитого моряка. Вступив в брак в 1861 году, он взял себе жену Любовь Кузьмину, семнадцатилетнюю девушку дворянского происхождения. После свадьбы пара поселилась в имении жены, в Вологодской области. На свет появился первенец, сын Александр, в 1863 году. А уже через два года родился второй ребенок, Николай.
Однако месяц спустя после очень тяжелых родов жена Александра Можайского скончалась. Таким образом, он остался вдовцом, у которого было двое маленьких детей.
Смерть
В апреле 1890 года в возрасте 65 лет скончался Александр Можайский от пневмонии. Его похоронили на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Контр-адмирал оставил свой след в истории и будет вспоминаться.
Сыновья пытались реализовать оставшийся после отца самолет в военном ведомстве, но там не нашли заинтересованных лиц. В итоге, самолет был отправлен на утилизацию, когда возникла необходимость срочно освободить летное поле.