Александр Островский – известный русский писатель, драматург и сценарист. Его вклад в развитие отечественной литературы, театральной драматургии и режиссуры невозможно переоценить.
Творчество выдающегося русского литератора Александра Островского оказало огромное влияние на развитие отечественного драматического театра. Его произведения по сей день являются основой театрального репертуара России, а созданные им персонажи – властители, лицемеры, алчные купцы, чиновники, помещики, богомольники и служанки – стали отражением широко известных типажей.
Детство и юность
Великий драматург родился 12 апреля 1823 года в Замоскворечье. Его отец был выпускником Костромской семинарии и Московской духовной академии, куда поступил по семейной традиции – родитель Николая Федоровича был священником. Вместо того чтобы заниматься духовной деятельностью, он стал государственным служащим в суде, занимаясь имущественными и коммерческими делами. Со временем он стал коллежским асессором и был включен в дворянское сословие. Также отец семейства занимался частной адвокатурой.
Постепенно Николай Федорович продвинулся по служебной лестнице и получил повышение по службе, что позволило семье переехать в более просторное жилище.
Мать известного писателя Александра Островского называлась Любовь Ивановна и была дочерью священнослужителей церкви. Она ушла из жизни, когда Александру было девять лет. Отец остался воспитывать четверых детей один, однако семья не испытывала недостатка в материальном плане. Николай Федорович, отец Александра, уже занимал высокое положение в обществе.
Скоро он вступил во второй брак, и у детей появилась мачеха – дочь шведского барона, Эмили фон Тессин. Она была заботливой и доброй по отношению к детям мужа, активно участвовала в их образовании, помогая освоить иностранные языки и знания о европейских государствах. Благодаря ей, Александр овладел несколькими языками, включая древние, и стал гордиться своими знаниями.
Детство и частично молодые годы Саши прошли на Малой Ордынке, в самом центре Москвы. Его отец имел большую библиотеку, благодаря которой юноша познакомился с русской литературой. Он почувствовал свое предназначение в писательстве, но отец хотел, чтобы сын стал юристом.
В 1835 году Александр поступил в Московскую губернскую гимназию, а после ее окончания по воле отца поступил на юридический факультет столичного университета. Однако он не смог его закончить из-за неудачи на экзаменах по римскому праву. Островский вынужден был написать заявление об отчислении.
В 1843 году по рекомендации отца он получил должность канцеляриста в Совестном губернском суде. Всего он отработал около семи лет в столичных судах. Изначально он получал скромное жалованье – всего четыре рубля в месяц, но в качестве служащего Коммерческого суда его заработок увеличился до 16 рублей. Его работа заключалась в разрешении имущественных и коммерческих споров между крестьянами, дворянами, купцами и горожанами. Ему приходилось судить по совести родственников, спорящих о наследстве, и людей, оказавшихся в долговой яме.
Записывая самые захватывающие события, он тайно запечатлел их в своем блокноте. Через годы эти записи были признаны как бессмертные творения великого русского драматурга.
Творчество
Параллельно с занятием государственной службой, Островский находил время для литературного творчества. Ранние произведения писателя представляли собой своеобразное отражение стиля Белинского и Гоголя, которые являлись его кумирами. К 1846 году он уже написал несколько произведений, основанных на реальных событиях из его собственной жизни и службы.
Наиболее известной из работ того периода была пьеса «Несостоятельный должник», которая в настоящее время более известна как «Свои люди – сочтемся!». Сюжет пьесы основан на истории купца Самсона Большова, который из-за финансовых трудностей решил объявить себя банкротом, чтобы избежать выплаты долгов. В результате он сам становится жертвой обмана со стороны своей дочери Липочки и ее мужа, которые обманывают его и отправляют за решетку.
Островского в литературе принято называть «новым драматическим светилом в отечественной литературе», после того как его «Записки замоскворецкого жителя» и «Картина семейной жизни» были опубликованы в «Московском Городском Листке».
Когда Островского представил свою пьесу «Свои люди – сочтемся!» в журнале «Москвитянин», его имя стало известно всему миру. Для издания авторы использовали инициалы «А. О.» и «Д. Г.», чтобы скрыть имя начинающего актера Дмитрия Горева-Тарасенкова, который предложил писателю сотрудничество.
Хотя сотрудничество было кратким, публика все равно обвинила Островского в присвоении чужого творчества. Тем не менее, его комедию восторженно оценили литераторы Николай Гоголь и Иван Гончаров, которые впервые познакомились с ней в доме автора. Некоторые изображенные в пьесе московские купцы обиделись и подали жалобу, что привело к запрету постановки комедии и увольнению Островского со службы. Только при Александре II был снят полицейский надзор, и пьесу разрешили ставить только в 1861 году.
Одной из первых пьес, которая добилась признания на сцене, была «Не садись в свои сани». Автор закончил работу над ней в 1852 году, и уже зимой 1853-го она была представлена зрителям в Малом театре. Он отдал эту работу режиссерам абсолютно бесплатно и даже лично участвовал в репетициях, помогая актерам воплотить свои роли. Пьеса рассказывает о бывшем кавалеристе, который хочет обрести финансовое благополучие через выгодный брак. Эта работа и последующая пьеса «Бедность не грех» произвели настоящую революцию в мире театра.
Эта пьеса, получившая название «Не бедность – наказание», Александр Николаевич посвятил памятному поэту Прову Садовскому, с которым он познакомился во время репетиций в Малом театре. Основой для этого произведения послужила история купца Торцова, стремящегося обеспечить свою дочь хорошим браком. По несчастному стечению обстоятельств, вместо того чтобы одобрить ее брак с богатым женихом, он выдает дочь замуж за бедного парня. Эта пьеса была опубликована в журнале «Москвитянин» в 1856 году, но из-за финансовых разногласий Островский прервал свои отношения с издательством и перешел в «Современник».
Зрителей привлекало желание увидеть на сцене обыденные сцены из жизни, поэтому организаторам пришлось искать совершенно новый актерский подход. Им пришлось отказаться от декламации и театральности, заменив их на естественность жизни в определенных жизненных ситуациях.
В течение десятилетий жители Москвы и Санкт-Петербурга с удовольствием смотрели новые пьесы Островского, посещая Малый и Александринский театры. В 1856 году писатель присоединился к коллективу известного издания «Современник».
В это время великий князь Константин Николаевич послал талантливых писателей изучать и описывать различные уголки Российской Империи в разрезе промышленности и бытового хозяйства. Александр Николаевич был частью литературно-этнографической экспедиции и получил задание изучить обширный участок Волги, посетив города Торжок, Ржев, Тверь, Городня, Осташков и другие. Во время своих путешествий он описывал особенности быта и нравов местных жителей, их промысловую деятельность, убранство жилищ и диалекты.
Экспедиция началась неудачно для драматурга: лошади, на которых ехал Островский, вдруг перепугались и перевернули тарантас. Писатель получил несколько серьезных переломов и вынужден был лечиться несколько месяцев. За это время он написал новую пьесу под названием «Доходное место».
Во время своего путешествия писатель постоянно делал записи, слушая истории местных купцов. Одна из них послужила основой для его пьесы «Не сошлись характерами» о браке разорившегося дворянина и дочери богатого купца. Вскоре было опубликовано произведение «Воспитанница» о богатой помещице Уланбековой, которая возомнила себя благодетельницей.
Первое двухтомное собрание произведений Островского увидело свет в 1859 году при поддержке графа Кушелева-Безбородко. Эти сочинения получили высокую оценку Николая Добролюбова и укрепили его репутацию как изображателя общественных условий.
Через год была издана знаменитая пьеса «Гроза», после чего Добролюбов написал рецензию под названием «Луч света в темном царстве».
В 1863 году Александр Николаевич был награжден Уваровской премией за свою работу под названием «Гроза» и избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук.
Основав Артистический кружок в 1866 году, Островский собрал вокруг себя талантливых людей, которые в дальнейшем успешно выступали на столичных сценах. В доме Александра Островского постоянно собирались такие известные личности, как Иван Тургенев, Дмитрий Григорович, Федор Достоевский, Лев Толстой, Петр Чайковский, Иван Гончаров, Михаил Салтыков-Щедрин и многие другие представители творческих профессий.
В конце 1870-х годов драматург начал изучение периода Смутного времени и переписку с историком Н. И. Костомаровым. В результате его работы появились «исторические хроники в стихах»: «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева», «Кузьма Захарьич Минин-Сухорук» и другие.
В 1868 году в петербургском Александринском театре прошла премьера постановки «На всякого мудреца довольно простоты». Главным героем является карьерист Егор Глумов, который стремился к продвижению по службе при помощи связей. В то же время он вел дневник, в котором веселился над своими заступниками.
Приключения Глумова стали еще более захватывающими в следующем произведении автора под названием «Бешеные деньги». Главный герой не смог добиться успеха в России и принял решение уехать за границу с богатой женщиной старшего возраста. Он надеялся унаследовать ее состояние. Этот рассказ был опубликован в журнале «Отечественные записки» в 1870 году.
Год спустя, Александр Островский завершил написание пьесы «Лес», о богатой и деспотичной помещице, которая выбрала для своей племянницы состоятельного жениха. В этот же период были написаны две другие работы – «Не все коту Масленица» и «Не было ни гроша, да вдруг алтын».
В 1873 году комиссия управления столичными театрами поручила писателю написать детскую сказку. Так появилась пьеса «Снегурочка», к музыке которой приступил Петр Чайковский. В это время Малый театр был на реконструкции, и его актёры временно объединились с коллегами из Большого театра.
Поэтому была необходима пьеса, в которой смогли бы принять участие оперные певцы, драматические актёры и балетные танцоры. Петру Ильичу Чайковскому было очень легко работать с Островским. Музыку к произведению он написал за несколько дней, так ему понравился текст автора.
Вскоре на страницах журнала "«Отечественные записки»" вышла в свет пьеса под названием "«Волки и овцы»", которую вскоре показали зрителям Малого и Александринского театров. На следующий день после премьеры актеры принялись за репетиции новых произведений, написанных Островским – "«Последняя жертва»" и "«Правда – хорошо, а счастье лучше»".
В 1879 году была опубликована известная пьеса «Бесприданница», которая была экранизирована советскими кинематографистами сто лет спустя. В драме рассказывается история о прекрасной Ларисе Огудаловой, у которой после смерти семьи остался только титул дворянки. Девушка влюбилась в богатого помещика Паратова, который, находясь за границей, женился на другой женщине.
Разочарованная Лариса согласилась выйти замуж за неприятного для нее Карандышева, который обещал улучшить материальное положение ее семьи. Все закончилось трагически — от ревности жених выстрелил в будущую жену. Сюжет для пьесы был взят из настоящей криминальной хроники того времени — в Костромской губернии случилось похожее происшествие.
Удивительно, но премьеру «Бесприданницы» зритель встретил прохладно. В «Русских ведомостях» была опубликована нелестная рецензия, в которой говорилось, что Островский утомил даже самую наивную публику. Сам автор объяснил неудачу тем, что произведение несколько опередило время – основным акцентом он хотел сделать не действие, а характер главной героини.
Островский оставался руководителем в Обществе русских драматических писателей и оперных композиторов, основанном в 1874 году, до конца своих дней. Он возглавлял комиссию, пересматривающую законы по всем сферам театрального управления. Ему удалось добиться многих положительных реформ и улучшить положение актеров. Через год писатель был назначен на должность заведующего репертуарами столичных театров и занял пост директора театрального училища.
Через два года Островский с братом Михаилом отправился в путешествие на Кавказ. Именно там он начал работать над произведением «Без вины виноватые», на которое, как он сам признался, было потрачено много времени и усилий.
За всю свою творческую жизнь драматург написал более 50 пьес и перевел множество зарубежных классических произведений, таких как произведения Шекспира, Сервантеса, Гольдони. Среди наиболее известных произведений автора — «Женитьба Бальзаминова», «Бесприданница», «Гроза», «Снегурочка», «Без вины виноватые». Писатель жил искусством, театральной работой и любовью к Родине.
Несмотря на то, что спектакли по произведениям Островского приносили хороший доход и по приказу императора Александра III ему ежегодно выплачивали 3 тысячи рублей пенсии, финансовые проблемы преследовали его всю жизнь. Здоровье подорвалось, и реализация задуманных планов становилась все более сложной. Беспрерывный труд принес неизлечимый вред здоровью творца.
Личная жизнь
Он не был известен своим обаянием, но часто изменял своим женам.
В течение долгих лет Островский был влюблен в актрису Любовь Косицкую. Оба они были в отношениях, но даже после смерти ее мужа Любовь не хотела ничего знать о писателе. Вскоре она начала роман с молодым человеком из купеческой семьи, который обманул ее и потратил все ее состояние. В письме Александру Николаевичу она написала, что не хочет мешать его чувствам ни у кого.
В последующие годы Островский жил с обыкновенной женщиной по имени Агафья. Отец не одобрил его брак с крестьянкой и перестал помогать материально. У пары было четверо детей, но все они умерли на раннем возрасте. Агафья не получила образования, однако обладала выдающимися способностями и могла понимать самую суть вещей.
Для драматурга она была близкой душой и первым критиком его произведений. Все годы, проведенные вместе, супруги страдали от недостатка. Они прожили почти два десятка лет, после чего женщина скончалась.
Через два года в личной жизни писателя появилась новая женщина – актриса по имени Мария Бахметьева. Они поженились и вместе воспитали шестерых детей – четверых мальчиков и двух девочек. С Марией Островский прожил до конца своих дней, и, судя по его личным записям – был безмерно счастлив.
Смерть
14 июня 1886 года в Духов день Александр Островский скончался на своем имении рядом с Костромой. Предполагается, что причиной смерти стала стенокардия.
Современники великого писателя отмечали, что его тяжелое материальное положение ухудшило его здоровье. Кроме того, по их мнению, постоянные стрессы и отсутствие отдыха также сказались на его сердечной деятельности.
Он был похоронен рядом с отцом на кладбище возле Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в Костромской губернии. На организацию похорон император Александр III выделил три тысячи рублей. Вдове и ее детям была предоставлена годовая пенсия в размере более пяти тысяч. В дальнейшем этот семейный некрополь стал местом захоронения вдовы писателя и его дочери.
Вскоре после ухода из жизни писателя, Московская дума инициировала создание общественной библиотеки, которая была названа в честь Островского.
Интересные факты
- Островский был знатоком нескольких языков: английского, французского, испанского, немецкого, итальянского, латыни и древнегреческого.
- Драматург пережил измену со стороны актера Горева-Тарасенкова, который предложил сотрудничество, а затем разнёс слухи о том, что Островский крадет идеи у других авторов. По Москве разнеслись слухи о том, что писатель — плагиатор, а его тексты написаны другими. Александр Николаевич сильно переживал из-за этого и решил написать Гореву-Тарасенкову, просить признать обман. Но тот отказался. Эта неприятная история вдохновила Островского на создание пьесы "Бедность – не порок".
- Молодые писатели часто приносили свои произведения Островскому на оценку, и несмотря на свою огромную занятость, он находил время для написания подробных рецензий для всех начинающих авторов.
- Любовь Павловна Косицкая была прототипом Катерины из "Грозы", к которой драматург испытывал романтические чувства.
- Первую оперу молодой Петр Чайковский написал по пьесе Александра Николаевича "Воевода", а либретто для этой оперы было написано самим Островским. Премьера спектакля состоялась в январе 1869 года на сцене Большого театра.
Невозможно подсчитать количество переизданий произведений Островского. Он стал не только знаковой, но и ключевой фигурой в развитии русской классической литературы и театральной драматургии. Плоды его великолепного творчества до сих пор живут – его пьесы ставят не только в России, но и на сценах ведущих мировых театров. Александр Николаевич внес бесценный вклад в литературный жанр, актерское мастерство и театральную режиссуру.
Книги Островского продаются большими тиражами даже спустя сто лет после его ухода. Фотографии великого творца можно найти в интернете.
- Семейная сцена
- Наши люди — подводим итоги
- Утро молодого человека
- Неожиданный поворот
- Бедная невеста
- Не сиди в чужих санях
- Отсутствие богатства не порок
- Не живи, как хочется
- Похмелье на чужом пиру
- Доходное место
- Праздничный сон до обеда
- Не совпали характеры
- Воспитница
- Буря
- Старый друг лучше двух новых
- Свои собаки грызутся, чужая не вмешивайся
- Ради чего идешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)
- Козьма Захарьич Минин-Сухорук
- Грех и беда не разбираются, на кого ляжет
- Тяжелые дни
- Шутники
- Воевода (Сон на Волге)
- На своем месте
- Пучина
- Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский
- Тушино
- Василиса Мелентьева
- Для каждого умного достаточно простоты
- Горячее сердце
- Бешеные деньги
- Лес
- Не все одинаково удачно
- Не было ни цента, а вдруг золото
- Комик XVII века
- Снегурочка
- Поздняя любовь
- Трудная работа
- Волки и овцы
- Богатые невесты
- Правда хороша, но счастье лучше
- Последняя жертва
- Бесприданница
- Сердце не камень
- Светит, но не греет
- Невольницы
- Таланты и поклонники
- Красивый мужчина
- Без вины виноватые
- Не от мира сего