Александр Покрышкин — биография и подвиг летчика

Александр Покрышкин – выдающийся летчик, командующий военной авиации, верховный маршал. Он был первым, кто трижды был удостоен звания Героя Советского Союза. Всего он принял участие в почти 160 воздушных боях против фашистов, лично сбив 59 вражеских самолетов и еще 6 в групповых боях. Его результативностью по отношению к сбитым самолетам мог похвастаться лишь один другой летчик-истребитель – Иван Кожедуб.

Природа скряга. Она редко дарит одаренных людей, а настоящий гений появляется еще реже. Неординарным личностям всегда тяжело, их судьба складывается сложнее, они способны доставлять неудобства окружающим. Возможно, причина кроется в характере. У выдающихся людей характер крепок, не слабок. Однако характер сам по себе не все, его нужно еще проявить, и для этого нужна воля.

Если у человека есть и тот, и другое, он неизбежно станет выдающейся личностью, как, например, Александр Покрышкин. Его судьба во многом зависела от времени, в котором он жил – патриотическом, романтическом и в то же время тяжелом. Говорили, что ему везло, но только он сам знал, сколько стоит это везение.

Детство

Александр Покрышкин родился 6 марта 1913 года в городе Новониколаевск (ныне Новосибирск) в Томской губернии. Его отец, Иван Покрышкин, был простым рабочим, а мать занималась домашними делами и воспитанием семерых детей — шести сыновей и одной дочери. Семейный доход был очень скромным, как и у других семей в окрестностях. Дети оставались сами по себе и иногда совершали кражи, дрались и били стекла в окнах. Первая мировая война только что завершилась, и было необходимо восстанавливать страну, но почти никто не обращал внимания на воспитание подрастающего поколения.

Саша был уникален среди своих сверстников. Он самостоятельно занимался своим воспитанием и образованием. В школе он достигал высоких результатов и обожал чтение. С 12 лет он увлекся авиацией. Как только он закончил начальную школу, он начал работать на строительной площадке.

В это время летчику-испытателю Валерию Чкалову пришла настоящая слава. Под влиянием его примера, Покрышкин также начал мечтать о полетах в небеса.

Однако все это время его мечты остались неосуществленными, и его обыденная жизнь продолжала течь обыденно. В 1930-м году Александр поссорился с отцом, покинул родительский дом, поступил в местное техническое училище и за полтора года обучился на слесаря-лекальщика. Позже он поступил в вечерний институт сельскохозяйственного машиностроения.

Днем парень работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой», а по вечерам посещал занятия. В 1931 году присоединился к ВЛКСМ, а в июне 1932 года добровольно пошел служить в Красную Армию. И все это время молодой человек не утратил своей мечты о полетах.

Авиация

В 1932 году Покрышкин поступил в 3-ю Пермскую авиационную школу в качестве курсанта. Он был очень счастлив этим поворотом событий в своей жизни и даже не подозревал, что эта школа готовит не летчиков, а техников. Спустя много лет Александр вспоминал, как начальник школы говорил, что все хотят стать пилотами, но кто-то должен заниматься моторами, как Чкалов.

Покрышкин полностью погрузился в учебу. Позже он понял, что именно благодаря этой школе он освоил устройство самолетов, приобрел технические навыки, которые неоднократно спасали его жизнь в годы войны.

Покрышкин так и не был принят в летную школу, но он усердно готовился к тому, чтобы однажды его мечта все-таки сбылась. Александр прыгал с парашютом, летал на планерах, и только осенью 1938 года ему повезло оказаться за штурвалом У-2. Возможность побывать в небе выпадала очень редко, поэтому вместо практики будущий ас "штурмовал" теорию.

Его усилия вскоре были оценены. В ноябре 1938 года Покрышкин стал студентом Качинской летной школы, из которой вышел спустя год с красным дипломом и специальностью "летчик-истребитель". Александру предложили остаться в этой же школе в качестве инструктора, но он настойчиво отказался. Он не мог отказаться от своей мечты летать, а не учить других.

Война

Александр Покрышкин прошел через всю Великую Отечественную войну, от ее первого дня до победы 9 мая 1945 года. Первый вражеский самолет отважный летчик сбил уже на второй день войны.

Участвуя в воздушных боях, Александр с горечью отмечал, что небо над его родиной было очень слабо защищено от врага. Тактика нападения не разработывалась, пилоты дрались вслепую, техническое оснащение было далеко не идеальным. Да и что ожидать, если в авиационных мастерских занимались выпуском танков. Защита воздушного пространства СССР держалась только на патриотизме и героизме летчиков-истребителей. Спустя много лет Александр скажет, что тот, кто не оказался на фронте в 1941-1942 годах, не представляет, что такое истинная война.

Орден Ленина был вручен Покрышкину за ценные сведения о противнике, полученные им в декабре 1941 года. Непрекращающийся снег мешал наземной разведке выполнить поставленную задачу, и именно в таких условиях Покрышкин отправился на разведку. Несмотря на вьюгу и почти пустой бак самолета, ему удалось найти и определить местонахождение танковой части Пауля фон Клейста. Благодаря его сведениям, Красная Армия смогла отвоевать город Ростов.

В 1943 году судьба Покрышкина и всей авиации переломилась. Летчик-истребитель разработал уникальные приемы ведения боя и патрулирования воздушного пространства после тщательного анализа предыдущих боев. Его основной целью стало выводить из строя ведущий самолет вражеской эскадрильи, лишая ее боеспособности.

Покрышкин продолжал нещадно уничтожать вражескую авиацию, сбив десять фашистских самолетов в апреле 1943 года, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза. За месяц его счет увеличился на 12 сбитых машин.

В августе 1943 года, во время битвы за Кубань, Покрышкин сбил еще 22 немецких самолета. Его ученики также сражались на фронте. За смелость и героизм ему вручили вторую Звезду героя. Его имя стало известно каждому советскому человеку.

Александр был удостоен золотой Звездой в третий раз 19 августа 1944 года, что сделало его первым советским военным, получившим звание Герой Советского Союза трижды. Журнал «Смена» опубликовал статью о нем, снабдив ее фотографией прославленного летчика, которого еще называли Ястребом небес. Он получил это прозвище от американского издания True Comics, и оно полностью соответствовало его подвигам.

24 июня 1945 года Покрышкин возглавил колонну 1-го Украинского фронта и принял участие в параде Победы на Красной площади, завершив тем самым Великую Отечественную войну."

Официальная статистика показывает, что за время войны Покрышкин совершил 650 вылетов, участвовал в 156 боевых действиях и уничтожил 59 вражеских боевых машин. Сам летчик-ас утверждал, что уничтожил 90 самолетов врага, однако историки считают, что эти цифры значительно завышены, и полагают, что на счету Александра всего около сорока сбитых самолетов.

Мирное время

После того, как Покрышкин одержал свою победу, он приступил к выполнению своих обязанностей. Великий воин сталкивался с сопротивлением Василия Сталина, который на тот момент был командующим ВВС в Московском военном округе. Конфликт с сыном Вождя народов привел к тому, что Покрышкин получил звание генерал-майора авиации только после смерти Иосифа Сталина.

В 50-е годы Покрышкин перешел на службу в ПВО, продолжая продвигаться по служебной лестнице, и ушел в отставку, занимая должность заместителя главнокомандующего войск ПВО СССР.

Личная жизнь

Александр Покрышкин не только был преданным авиатором, но и нашел большую любовь в лице медсестры Марии Кузьминичны, с которой он встретился в 1942 году на Каспийском море. Их чувства были настолько глубоки, что каждый день они обменивались письмами, некоторые из которых так и не достигли адресата из-за перемещений.

1 апреля 1944 года в деревне Черниговке в Приморском крае состоялась официальная регистрация брака Александра и Марии. К этому времени Мария уже была беременна дочерью Светланой. К сожалению, она скончалась от рака в возрасте 52 лет. В 1947 году у супругов родился сын, которого назвали в честь отца — Александр. Личная жизнь летчика-аса складывалась успешно, его дети радовали его, а вскоре у него появились внуки — Александр, Павел и Екатерина.

Смерть

Покрышкин никогда не жаловался на свое здоровье, всегда чувствовал себя отлично. Он работал почти до самой смерти и был сотрудником Министерства обороны СССР.

Один из самых знаменитых летчиков Советского Союза скончался 13 ноября 1985 года от сердечной недостаточности в возрасте 73 лет.

Александр Покрышкин похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. На его могиле установлен бюст с тремя Звездами Героя.

Интересные факты

  • Своим талантом летчика Покрышкин продемонстрировал то, что смог освоить управление самолетом за 17 дней, вместо года, как предусматривалась программа учебных полетов.
  • В одной из своих первых воздушных битв Покрышкин ошибочно принял за немецкий новый советский бомбардировщик СУ-2 и сбил его. В результате гибели штурмана, пилот остался жив.
  • В 1985 году творческое объединение «Экран» выпустило фильм о жизни и подвигах Покрышкина, включающий интервью с самим летчиком.
  • Имя летчика-истребителя живет в книгах и памятниках, а также носит улицы и авиационные учебные заведения.
  • Мария, жена Покрышкина, занимает особое место в его сердце и в его книге под названием «Небо войны».
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий