В мире театра и кино настоящее достоинство имел Александр Потапов, чье искусство давно признано не только в Советском Союзе, но и в России. Его выдающийся актёрский талант заставлял зрителей восхищаться, а заслуженное звание артиста РСФСР делало его символом высочайшего мастерства. И его уникальная харизма и обаяние привлекали к нему внимание, завоевывая любовь не только фанатов, но и уважение коллег.
Детство
Перед началом Великой Отечественной войны, за 8 дней до её начала, в столице России появился на свет будущий актёр. Отец мальчика, Сергей Степанович, был летчиком, участвовал в международных миссиях и достиг звания генерала. Но позже его подвергли репрессиям, и ему удалось избежать смертной казни, заменив её длительным заключением в исправительных лагерях. Мать, Раиса Алексеевна, тоже была связана с авиацией, окончив Московский авиационный институт и работая инженером в КБ имени С.В. Ильюшина.
У семьи было два сына, Владимир и Александр. У младшего из них с детства была проблема — заикание, которое не оставило его и в зрелом возрасте. Никто не мог предположить, что его жизнь будет связана с чем-то таким. Александр мечтал о военной карьере, как его брат, который стал военным медиком. Он хотел идти по стопам отца и служить в армии.
Однако вместо традиционного образования в школе, Александр выбрал Суворовское училище и затем продолжил обучение в Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского, где проявил себя как отличный ученик. Его страстью стала студенческая самодеятельность, где он с воодушевлением погружался в изучение русской классики, всё более убеждаясь в своём истинном предназначении — быть артистом.
Несмотря на отсутствие поддержки со стороны семьи, особенно отца, Александр не собирался отступать от своей мечты. Он решился на поступление в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина, учебное заведение, из которого вышли такие выдающиеся артисты, как Олег Даль, Юрий Соломин и Рина Зеленая.
В процессе проведения третьего этапа экзаменов, ему предстояло выступить перед Игорем Ильинским — известным актёром, режиссёром и декламатором, творчество которого вызывало восхищение. Это вызвало у него сильное волнение и привело к забвению подготовленной речи. Однако преподаватель Леонид Волков пришел на помощь, обнаружив в смущённом юноше талантливого артиста. В 1962 году Александр успешно завершил обучение в училище и был принят в труппу Малого театра.
Театр и кино
Великолепие на сцене не пришло к будущей звезде мгновенно. В начале своей карьеры молодой актёр играл только второстепенные роли, не привлекая внимания зрителей. Решающим моментом в его карьере стало участие в спектакле «Старик», основанном на произведениях Максима Горького. Роль Якова, исполненная Александром Потаповым, была одним из главных открытий премьеры.
В этом спектакле его партнёрами были знаменитые мастера театрального искусства Элина Быстрицкая и Петр Константинов, что стало важным этапом в карьере актёра и привело к расширению спектра его ролей. Теперь он играл как положительные, так и отрицательные персонажи, демонстрируя своё актёрское мастерство.
Представления с участием Потапова демонстрировали его как энергичного и выразительного актёра, который отлично передавал характеры своих героев, будь то Лопахин в «Вишневом саде», Ильин в «Русских людях» или Городничий в «Ревизоре». Великий театральный режиссёр Георгий Товстоногов пригласил его в Большой драматический театр Ленинграда, однако Потапов отказался от этого предложения, предпочтя остаться верным Малому театру.
Параллельно с работой на театральных подмостках, Александр Потапов активно снимался в кино. Однако его кинороли долгое время оставались незамеченными и эпизодическими. В своем дебютном фильме «Прыжок на заре», снятом в 1960 году, его имя даже не было упомянуто в титрах.
Благодаря участию в фильме «Верность» 1965 года, сценарий которого написали Петр Тодоровский и Булат Окуджава, кинематограф сделал большой шаг вперед. Вместе с Евгением Евстигнеевым и Галиной Польских в актёрском ансамбле, Потапову была предоставлена роль Сени Мурги, друга главного героя. Этот образ искреннего и дружелюбного молодого человека стал для него удачным, и в дальнейшем режиссёры часто приглашали его на подобные роли. Несмотря на то, что Потапову не смог сыграть роль Шурика в «Кавказской пленнице» из-за различных обстоятельств, он все же смог проявить себя в фильме «Афоня», где сыграл работника ЖЭКа, окрасив свою репертуар ярким и запоминающимся образом.
После участия в фильме-катастрофе «Экипаж» актёр приобрел значительную известность и завоевал сердца миллионов зрителей. В этом фильме каждый персонаж, включая героя Потапова — Анатолия, вызвал огромный интерес у публики. Работа актёра в этой ленте была высоко оценена как критиками, так и зрителями.
За свою роль Терентия Шленкина в военной драме «Приказ: перейти границу» Александр Сергеевич был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, что стало важным признанием его таланта и вклада в отечественное искусство.
Со временем сфера деятельности актёра изменилась: он перешёл от воплощения образов обычных людей к игре ролей представителей власти и управленческого аппарата. В частности, дважды в своей карьере Потапов мастерски воплотил образ Никиты Сергеевича Хрущёва, а также исполнил роль его сына Сергея, демонстрируя глубокое понимание исторических личностей и способность передать их характер.
Карьера актера Потапова закончилась на роли Ордынцева в криминальном фильме «Убить Сталина», которая стала его последним значительным достижением в кино. Этот проект подчеркнул его уникальный актёрский талант и способность к метаморфозам, благодаря которым имя Александра Потапова навсегда останется в истории отечественного кино и театра.
Личная жизнь
Актер Александр Сергеевич Потапов прошел через множество поворотов в своей жизни, оставивших неизгладимый след в его судьбе. Его успехи на сцене и в кино были только частью его жизненного пути.
Первая глава его личных историй началась в ГИТИСе, когда Александр встретил Людмилу Черепанову. Их страстный роман не смог выдержать повседневные трудности и обязанности, что привело к быстрому окончанию их брака.
Следующая глава жизни актера началась с встречи с Еленой Шестаковой, женщиной, которая подарила ему двух сыновей, Сергея и Владимира. Этот брак стал опорой и основой для семейного счастья Александра. Их совместная жизнь была наполнена радостными моментами, но в конечном итоге их пути разошлись, несмотря на общих детей, которые затем нашли своё призвание в искусстве и науке.
Сергей стал реставратором церковного убранства, восстанавливая частицы ушедших эпох, благодаря своему тонкому чувству красоты. Владимир, продолжая семейные традиции интеллектуального труда, выбрал путь права, внося свой вклад в юриспруденцию. Александр Сергеевич, став дедушкой, переживал за каждого внука радость, словно вновь переживая свои лучшие годы.
Глава номер три в жизни Александра оказалась самой неожиданной и, пожалуй, самой трогательной. Встреча с Натальей Кашиной в юности заставила его сердце биться в унисон с чувствами настоящей влюбленности, и это был лишь пролог к их будущему союзу. Через много лет испытаний, разлук и переживаний, они снова нашли друг друга, чтобы больше не расставаться.
Их любовь, пережившая разлуки, сомнения и время, нашла свое воплощение в браке, который стал символом верности и глубокой привязанности. Наталья и Александр доказали, что настоящая любовь способна преодолеть все препятствия, даже десятилетия разлуки.
Причина смерти
Известный актёр неожиданно покинул нас, уснув навсегда в ранние утренние часы 8 ноября 2014 года, всего за несколько дней до своего 74-летия. Остановка сердца стала причиной его скоропостижной кончины. В 1990-х годах он пережил сердечный приступ, после чего проблемы с сердцем стали постоянными. В тот день, когда произошла трагедия, он был запланирован на выступление в своём любимом Малом театре, что придало событию особую горечь.
Он нашёл свой последний убежище на Троекуровском кладбище, там, где был захоронен этот известный человек.
Избранная фильмография
- 1959 — Мечтать можно и осуществить
- 1963 — Актриса из крепости
- 1965 — Верность это сила
- 1966 — Гонка на королевской лодке
- 1972 — Девушка из Сибири
- 1974 — Любовь на земле
- 1975 — Возвращение надежды
- 1975 — Долгие годы войны
- 1976 — Жизнь в деревне Утка
- 1977 — Решение судьбы
- 1978 — Приключения в Сибири
- 1979 — Экипаж в пути
- 1980 — Новые приключения двадцать лет спустя
- 1981 — Команда: не стрелять
- 1982 — Поимать живым
- 1984 — Жизнь в Миргороде
- 1984 — Первые шаги на коне
- 1987 — Жизнь в "Акселератке"
- 1989 — Дочь мента в аварии
- 1990 — Земля в плену
- 1991 — Жизнь в Люми
- 1992 — Серьезная игра
- 1993 — Серые волки в действии
- 1995 — Любовь по-русски
- 2000 — Тайны дворцовых переворотов. Фильм 1. Завещание императора
- 2001 — Марш Турецкого
- 2009 — Чудо
- 2011 — Жуков