Александр Рогожкин — выдающийся российский кинорежиссёр, сценарист, художник-декоратор и искусствовед, удостоенный звания Народного артиста России.
Детство
Родившийся в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) 3 октября 1949 года, Александр Владимирович Рогожкин, известный российский кинорежиссер и сценарист, имеет крайне ограниченную информацию об своем детстве. Его отец, Владимир, принял фамилию Рогожкин от своего отчима, который был командиром в Красной армии.
Александр Рогожкин получил свое первое высшее образование в Ленинградском государственном университете, изучая специальность "историк-искусствовед". В молодости будущий режиссер отслужил некоторое время в органах милиции. В начале 1970-х годов он работал художником на Ленинградском телевидении и киностудии "Ленфильм", параллельно получая образование на художественно-графическом факультете Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена.
В 33 года Рогожкин закончил обучение во Всероссийском государственном институте кинематографии (ВГИК), где изучал режиссуру в мастерской выдающегося советского режиссера Сергея Герасимова. Во время учебы в этом престижном учебном заведении кинематографии Александр снялся в короткометражном фильме своего однокурсника Евгения Марковского под названием «Праздник фонарей». В этой ленте одну из ролей советских офицеров исполнил Игорь Тарадайкин, впоследствии ставший известным российским озвучивателем. Дипломная работа самого Рогожкина, 29-минутная картина «Рыжая-рыжая», была крайне негативно воспринята его наставником Герасимовым.
Несмотря на препятствия, Александр Рогожкин неустанно продолжал идти своим путем, совершенствуя свое режиссерское мастерство. Его настойчивость и талант в конечном итоге принесли результаты: Рогожкин стал одним из самых ярких и уникальных представителей отечественного кинематографа, получившим известность как основоположник жанра милицейской саги. Его картины, отличающиеся острой социальной направленностью, психологизмом и неповторимым авторским почерком, завоевали любовь зрителей и признание профессионального сообщества.
Карьера в кино
Актеры, снимавшиеся в лентах Александра Рогожкина, всегда подчеркивают теплую и дружескую обстановку, царившую на съемочной площадке. Режиссер всегда был открыт для обсуждения, уважал мнение актеров и поощрял импровизацию, что ранее было характерно лишь для творчества Леонида Гайдая.
Дебютом в кино полнометражного фильма для Рогожкина, который получил образование историка-искусствоведа, стала военная драма под названием «Ради нескольких строчек», посвященная подвигу фронтовых корреспондентов. Главную роль военного корреспондента Михаила Егорова сыграл Никита Михайловский, который ранее прославился благодаря роли школьника Романа в фильме Ильи Фрэза под названием «Вам и не снилось…». Роли второстепенных персонажей – военного водителя Максимыча и безымянного немецкого егеря – исполнили Алексей Булдаков и Виктор Бычков, которые впоследствии стали звездами культовой комедии Рогожкина под названием «Особенности национальной охоты».
Роль журналиста Геннадия Коваля в трагикомедии «Мисс миллионерша» была исполнена Николаем Караченцовым, а не Михайловским и Бычковым, когда фильм вышел на экраны в сентябре 1988 года. В феврале 1990 года фильм «Караул» режиссера Рогожкина получил приз имени Альфреда Бауэра на Берлинском кинофестивале за новаторство, создавая клаустрофобную атмосферу в вагоне для заключенных и психологически перегружая зрителей.
В мае 1992 года на Каннском фестивале возникли разногласия по поводу фильма Рогожкина «Чекист». Режиссера обвинили в идеологии Льва Троцкого, использовании порнографии и изображении некрофилии. Фильм действительно представляет собой постоянный поток сцен смерти — бесконечную последовательность расстрелов голых людей.
Через лишь три года после выхода удивительного фильма о ужасах, совершаемых сотрудниками ГубЧК, Александр Рогожкин представил свое самое успешное произведение – «Особенности национальной охоты». Картина, основанная на охотничьем народном творчестве, принесла популярность не только Булдакову и Бычкову, но также их партнерам – петербуржцу Семену Стругачеву и финскому актеру Вилле Хаапасало. Фильм породил множество продолжений, самым успешным из которых считается «Особенности национальной рыбалки», а наименее удачным – спешно выпущенное новогоднее ревю «Операция «С Новым годом!»».
Когда Рогожкин приступил к разработке сериала «Улицы разбитых фонарей», телевизионные руководители сомневались в возможности российских многосерийных фильмов конкурировать с западной продукцией. Именно Александр Владимирович смог изменить эту ситуацию. Милицейская сага принесла широкую известность актерам Алексею Нилову и Александру Лыкову, Сергею Селину и Анастасии Мельниковой. Позднее режиссер неоднократно привлекался к созданию отдельных серий проекта «Убойная сила».
Дважды полнометражные фильмы Рогожкина имели шанс представлять Россию на «Оскаре» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Однако вместо ленты «Кукушка», снятой режиссером и рассказывающей о любовном треугольнике советского офицера, финского снайпера и женщины-саамки, Россия выдвинула на соискание премии Американской киноакадемии фильм Андрея Кончаловского под названием «Дом дураков».
Личная жизнь
Александр Рогожкин был связан с кино всю свою жизнь и дважды вступал в брак. Обе его жены также были связаны с кинематографом, что способствовало гармонии в их семейной жизни.
Первая жена режиссера работала гримером на съемочной площадке, и у них родился сын Константин. Он унаследовал творческие гены отца и стал архитектором. Одной из его работ стал престижный бизнес-центр «Сенатор» в Петербурге, который стал символом нового времени и таланта Рогожкина-младшего.
Но не только кровные узы связывали режиссера с его детством. С трехлетнего возраста Александр Владимирович с отцовской заботой и любовью воспитывал пасынка Илью, рожденного его женой в предыдущем браке с фотографом Леонидом Геркусом. Мальчик даже сыграл эпизодическую роль в фильме отчима "Мисс миллионерша", словно предвкушая свое будущее.
Илья, выросший, стал спортивным функционером, но не забывал о своих кинематографических корнях. Он помогал Рогожкину в написании сценариев, подсказывая, как правдоподобно изобразить речь и поведение подростков. Эта трогательная связь между отчимом и пасынком, основанная на взаимном уважении и стремлении к творческому сотрудничеству, придавала особую теплоту и глубину их отношениям.
Начало нового тысячелетия принесло изменения в личной жизни Александра Владимировича. Юлия Румянцева стала его избранницей — талантливый монтажер, с которой режиссера связывали не только романтические чувства, но и плодотворное сотрудничество. Вместе они работали над созданием «Кукушки» и других фильмов Рогожкина, взаимно дополняя и обогащая творческий процесс. Показалось, что этот союз двух единомышленников, объединенных общей страстью к кинематографу, будет бесконечным.
Однако судьба распорядилась иначе. В 2011 году Александр Владимирович стал вдовцом. Юлия, которая страдала от отсутствия творческой работы после расформирования отдела монтажа на «Ленфильме», где она отработала всю свою трудовую биографию, и отсутствия детей с мужем, приняла отчаянное решение. Она прыгнула с 14-го этажа чужого дома на Новосмоленской набережной, положив конец своей земной жизни. Потеря была усугублена тем, что мать Юлии была парализована, а сама женщина ощущала странное недомогание и подозревала у себя онкологическое заболевание.
Александр Рогожкин пережил страшное горе — он потерял свою жену и верного друга, который разделял его творческие идеи. Режиссер смог собрать в себе силы и продолжить двигаться вперед, преодолевая этот удар с внутренним мужеством.
Причина смерти
Скрывшись от мира в стенах своего дома после трагической гибели своей любимой жены Юлии, Александр Рогожкин погрузился в затворничество. Чувство одиночества и боль от потери стали постоянными спутниками режиссера, и только работа над новыми проектами помогала ему отвлечься от гнетущих мыслей.
В августе 2012 года на телеканале НТВ состоялась премьера комедийной ленты «Афродиты» («Афроiдиты») — последнего режиссерского творения Александра Владимировича. Фильм был наполнен фирменным рогожкинским юмором и тонкими наблюдениями над человеческой природой, став своеобразным прощальным подарком мастера своим поклонникам.
Согласно Семену Стругачеву, другу и коллеге Рогожкина, их последний разговор произошел в 2018 году. С тех пор режиссер исчез из виду, не отвечал на звонки и не давал никаких новостей о себе. Показалось, что Александр Владимирович, когда-то полный творческой энергии, постепенно терял свой свет и уходил в свои мысли, удаляясь от шума окружающего мира.
23 октября 2021 года, всего через 20 дней после своего 72-летия, Александр Рогожкин покинул этот мир. Эта трагическая весть потрясла всех, кто знал и уважал талантливого режиссера. По словам близких, его кончина наступила не только из-за тяжелой болезни, но и из-за алкогольной зависимости, с которой Александр Владимирович так и не смог справиться.
Глубокие соболезнования в связи с ушедшим из жизни сценаристом и режиссером первых эпизодов знаменитого сериала "Стритс оф Брокен Лампс" выразили звезды этой полицейской драмы — Алексей Нилов и Анастасия Мельникова. Они выразили уважение к ушедшему, человеку, который стоял у истоков проекта и во многом определил его успех и популярность.
В своем инстаграм-аккаунте Илья Геркус, пасынок Александра Владимировича, выразил глубокую скорбь по поводу ухода отчима. На фотографии Рогожкина мужчина уютно расположился и выразил искреннюю благодарность своему отцу, который нежно любил его, заботился и поддерживал. Эта публикация стала трогательным прощанием Ильи с отчимом, последним проявлением уважения и признательности.