Советский режиссёр кино Александр Артурович Роу создал 16 художественных фильмов, включая 14 фильмов-сказок, и 3 документальных. Посмертно был снят его 17-ый фильм «Финист Ясный Сокол».
Автор таких киносказок, как «Кощей Бессмертный», «Марья-искусница», «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и других, Александр Роу оставил своё творческое наследие, признанное поколениями детей не только в России, но и в других странах. Его добрые и весёлые фильмы учат любить славянский фольклор и непременно поднимают настроение.
Детство
Александр Артурович Роу родился 8 марта 1906 года в Юрьевце Костромской губернии (сейчас это Ивановская область). Его отец, ирландец Артур Уильям Роу, приехал в Россию в 1905 году для налаживания мукомольного производства в маленьких городах. Мать будущего режиссера, гречанка из Одессы Эйли Кэраджордж, растила Александра одна, так как в начале Первой Мировой войны Артур Роу уехал на родину и больше не появлялся в её жизни.
Эйли или Юлия Кэраджордж заболела долго, и Александру приходилось зарабатывать на их обоих с десяти лет. Он работал помощником в магазине галантереи, иногда помогал в церковном приходе, и в то же время учился в школе в Сергиевом Посаде, куда они переехали с матерью в 1915 году.
Образование
После окончания образовательного учреждения, Роу поступил в техникум, где изучал промышленную экономику. Однако на фоне учёбы он также начал увлекаться театром, и в 15 лет стал актером агиттеатра с постановкой под названием «Синяя блуза». Со временем он осознал, что его истинное призвание — актёрство, и решил изменить специальность, переведясь из техникума в киношколу для актёров, основанную режиссёром Б.В. Чайковским. В 1930 году он успешно закончил учёбу и принял решение продолжить своё образование в драматическом техникуме, названном в честь М. Н. Ермоловой.
Когда он учился в драматическом техникуме, он начал свою кинокарьеру. У Роу появилась возможность работать на студии «Межрабпомфильм» в качестве помощника и ассистента известного Якова Протазанова. Молодой ассистент в возрасте двадцати пяти лет был весьма полезен на съёмочной площадке, проявив удивительные навыки дипломатии и умение договориться с самыми непримиримыми членами съёмочной бригады.
Фильмы
В 1937 году на киностудии (ранее известной как Киностудия имени М. Горького) Александр Роу снял свой первый фильм , который вышел в 1938 году. С первого же произведения талантливый ученик Протазанова продемонстрировал свою изобретательность, при участии московских инженеров, заставив дымящуюся печь ходить, вёдра убегать, брёвна складываться, гусей пятиться и щуку разговаривать. Его необычные находки поразили не только детей, но и взрослых. Цензоры дали одобрительные отзывы, но посоветовали режиссёру делать более патриотичное кино.
В 1940 году вышел фильм «Василиса Прекрасная» – очередная работа выдающегося режиссера, основанная на русской народной сказке «Царевна-лягушка». В главной роли русского богатыря выступил Сергей Столяров, для которого этот фильм стал дебютом, а Бабу Ягу исполнил непревзойдённый Георгий Милляр. Здесь Александр Роу воплотил свои самые смелые фантазии. Змей Горыныч высотой в пять метров и длиной в одиннадцать был управляем двадцатью человеками. Чтобы создать образы страшных обитателей сказочного леса, Роу собрал команду лучших гримёров и мастеров комбинированных съёмок, которые продолжали творить чудеса на его последующих фильмах.
Вместе с киностудией Роу был эвакуирован в Душанбе после начала войны, где он снял патриотическую сказку «Кащей Бессмертный», вдохновленную немецким киноэпосом «Нибелунги» 1924 года. Этот фильм был своеобразной пародией на произведение немецких кинематографистов. В сказке Роу армия Кащея, олицетворяющая зло, разгромила русское войско. Фильм получил множество положительных отзывов, однако после войны режиссер оказался на время в тени из-за снижения финансирования кинопроцессов и директивы Сталина снимать позитивные фильмы о современной жизни. От сказок пришлось отказаться.
Затем Роу решил сняться в документальном кино и представил три фильма с участием на Ереванской киностудии. Он вернулся к жанру сказки в 1952 году, сняв цветной стереофильм под названием «Майская ночь, или Утопленница», основанный на повести Н.В. Гоголя.
Технические аспекты его работы совершенствовались с каждым фильмом, спецэффекты становились более сложными, грим и декорации усложнялись. Работая с постоянной командой мастеров, режиссёр предпочитал использовать одних и тех же актёров, относясь с недоверием к новичкам. Он особенно полюбил Милляра, который сыграл в некоторых фильмах по три разных персонажа («Конек-Горбунок», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и медные трубы»). Ещё одной героиней его фильмов стала Инна Чурикова, сыгравшая вредину Марфу в сказке «Морозко».
Александр Роу в большей степени занимался экранизацией русского фольклора и стремился донести до аудитории не только учительное мудрое содержание сказок, но и передать саму суть русской сказки, подать ее как моральную традицию отечественной литературы. В его картинах, наполненных оптимизмом, юмором и шалостью, присутствовала и поэзия. В них часто сочетались известные поговорки с современными выражениями и каламбурами.
Самым успешным временем творчества Александра Роу считается конец 1950-х – конец 1960-х годов, когда вышли фильмы «Марья-искусница» (1959 год), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1962 год), «Королевство кривых зеркал» (1963 год), «Морозко» (1964 год), «Огонь, вода и… медные трубы» (1967 год), «Варвара-краса, длинная коса» (1969 год), «Золотые рога» (1972 год).
Фильм «Морозко», выделяющийся своей кинематографической мастерством, был отмечен кинематографистами на Венецианском кинофестивале, где он удостоился главного приза в 1965 году. Год спустя он завоевал основную награду на Всесоюзном кинофестивале в Киеве. В 1968 году Роу было присвоено почётное звание народного артиста РСФСР.
В 1972 году режиссёр начал подготовку к съёмкам сказки «Финист — Ясный Сокол». Он успел написать сценарий, выбрать актёров, но дальше ничего не успел сделать. По материалам, переданным вдовой режиссёра, задумка была завершена его учеником Геннадием Васильевым.
Известный кинорежиссёр дважды пытался создать семью с актрисами, но оба брака были недолгими. И только в третий раз ему удалось найти верную спутницу и подругу.
Первой избранницей Роу была известная комедийная актриса Елена Савицкая, их брак стал третьим для режиссёра. Талантливая пара рассталась без скандалов и обид.
Второй раз Артур Роу серьезно влюбился в актрису, сыгравшую роль Маланьи в его фильме «Василиса Прекрасная» — ленинградскую артистку Ирину Зарубину. В 1940 году у них появилась дочь по имени Татьяна. Они жили вместе, пока не началась война. После этого Роу был эвакуирован, а Зарубина осталась. Они расстались.
Известно, что внук режиссера Алексей Рыбников проживает в Санкт-Петербурге.
Роу мог шутить не только на съемочной площадке, но и в повседневной жизни. В начале 1960-х годов он унаследовал часть состояния от своего отца. Директор мукомольной компании, которая продолжала существовать после смерти Артура Роу, решил продать ее и равномерно разделить выручку между наследниками.
В связи с тем, что это произошло во времена железного занавеса, ирландские родственники не знали, как найти советского наследника, и разместили объявление в газете «Известия» о поиске Александра Роу. Он откликнулся и получил свою долю наследства в размере 300 фунтов. Этой суммы хватило на хорошее пальто и фотоаппарат. Однако, когда его спрашивали о наследстве, он мрачно нахмуривал брови и уверенно отвечал, что унаследовал пароходную компанию и публичный дом, и теперь не знает, что с этим делать. Связаться со своей семьей в Ирландии ему не удавалось, и в то время это могло отразиться на его репутации.
Роу совершил множество путешествий в связи со своей профессиональной деятельностью и наслаждался новыми впечатлениями от посещения различных мест. Со своими фильмами он посетил 22 африканские страны, что установило все советские рекорды по количеству посещений. Ходили слухи, что в него была влюблена одна африканская принцесса, которая хотела выйти за него замуж. Взрослый уже Роу был немного смущен и отказал чернокожей красавице.
Смерть
Пять дней до своей смерти Роу, который был всегда оптимистом, находился в больнице. Он попросил устроить прощание на киностудии, где он работал, и когда гроб выносили, сыграл симфонический оркестр. Они исполнили сюиту из комической оперы "Корневильские колокола". Это было организовано близким другом режиссёра Лев Потёмкин.
Александр Роу ушел из жизни 28 декабря 1973 года. Он был похоронен на Бабушкинском кладбище в Москве.
В 2004 году по телеканалу «Культура» был показан документальный фильм «Киносказочник Александра Роу, посвященный его творчеству в качестве режиссера», который был создан к 100-летию этого выдающегося мастера.
- 1930 Святой Георгий и его праздник
- 1936 О нелепостях любви
- 1937 Одинокий парус белеет
- 1938 По приказу щуки
- 1939 Прекрасная Василиса
- 1941 Конек-Горбунок
- 1941 Сборник боевых фильмов № 7
- 1945 Бессмертный Кащей
- 1952 Майская ночь, или история утопленницы
- 1954 Тайна озера в горах
- 1956 Ценный подарок
- 1958 Новые приключения Кота в сапогах
- 1959 Марья-искусница
- 1960 Хрустальный башмачок
- 1961 Вечера на хуторе возле Диканьки
- 1963 Королевство кривых зеркал
- 1964 Морозко
- 1968 Огонь, вода и… медные трубы
- 1969 Варвара-краса, длинная коса
- 1972 Золотые рога
- 1975 Финист — Ясный Сокол