Александр Скрябин — биография композитора и произведения

Александр Скрябин – известный русский композитор, пианист и педагог, представлявший символизм в музыке. Он стал первым, кто использовал цвет при исполнении мелодии, и именно от него пошло понятие «светомузыка».

В его музыке прозвучала подлинная душа России и ее неопределенное будущее. Современники композитора считали, что он слишком рано ушел, бросив все на полпути к своим целям. Его жизнь была короткой, но гениальной, не укладывающейся в обычные рамки. Музыка Скрябина наполнена душевностью, глубоким патриотизмом, ослепительной яркостью и изящной лирикой, а также неудержимым порывом к радости, свету и счастью.

Детство и юность

Александр Скрябин родился в Москве 6 января 1872 года в семье дипломата. Он был потомком старинного дворянского рода. Его отец, которого мальчик почти не видел, служил дипломатом в Константинополе. Его мать, Любовь Щетинина, умерла, когда ему было всего год. Мальчика отдали на воспитание бабушке и тете, которая внушила ему любовь к музыке.

Именно она первая заметила его творческие способности и начала развивать их упорно. Тетя дала ему первые уроки музыки, и в пять лет мальчик уже мог свободно играть на фортепиано простые пьесы и мелодии, которые слышал ранее. Когда ему исполнилось восемь лет, он уже сам начал сочинять музыку. Тетя поняла, что ему нужно учиться у профессионалов, и договорилась о встрече с известным пианистом Антоном Рубинштейном. Музыкант был поражен талантом Скрябина и посоветовал его родным не давить на него, а позволить ему сочинять и играть только тогда, когда будет хотеть.

Представители дворянских сословий почти всегда учились в военных учебных заведениях. Скрябин не стал исключени, и в 1882 году его отправили учиться во Второй московский кадетский корпус в Лефортово, чтобы сохранить семейную традицию. Там он впервые выступил перед публикой, начав свой композиторский дебют с написания фортепианных миниатюр. Шопен стал его кумиром, и даже когда спал, Скрябин не расставался с нотами произведений любимого композитора, они лежали под подушкой.

В 1888 году, на заключительном курсе в кадетском корпусе, Александр Скрябин поступил в Московскую консерваторию, выбрав класс композиции и фортепиано. До поступления в консерваторию, Скрябин уже успел написать более семидесяти музыкальных произведений. Директору консерватории Василию Сафонову понравился молодой музыкант, он считал, что у юноши есть редкий и уникальный талант – фортепиано оживало в его руках. Скрябин особенным образом использовал педали фортепиано, удерживая их и продолжая звук предыдущей ноты, который сливался с последующими звуками. Сафонов призывал всех смотреть не на руки Александра, а на его ноги.

Молодой артист стремился к достижению высокого уровня мастерства, и поэтому постоянно занимался. В один из таких дней он сильно перенапряг правую руку, просто "перегрузил" её. Оказалось, что это не шуточки, а серьезное заболевание, и, по мнению известного врача Григория Захарьина, даже неизлечимое. Именно он сказал молодому человеку, что его мышцы атрофировались навсегда.

Когда Сафонов услышал о произошедшем, он отправил Александра в Кисловодск, на свою дачу. К счастью, ему удалось поправить свое здоровье.

Во время учебы на старших курсах, Александр Скрябин был учеником профессора Антона Аренского, который был приверженцем лирической камерной музыки. Однако строгие композиторские каноны не вдохновляли Скрябина, и он создавал музыкальные произведения, которые для Аренского казались странными и непривычными. В период с 1885 по 1889 год он написал более пятидесяти пьес, но большинство из них были утеряны или остались недописанными. Уже тогда стало ясно, что академическая музыка становится тесной для творчества Скрябина.

Его музыка отличалась от произведений того времени. Скрябин хотел, чтобы его композиции содержали мелодию, гармонию, ритм, но в совершенно новой интерпретации.

Из-за творческого разногласия между Скрябиным и Аренским, Скрябин так и не получил диплом композитора. В 1892 году Александр окончил Московскую консерваторию как пианист. За свои успехи Скрябина удостоили Малой золотой медалью, и его имя вечно увековечено на мраморной доске почета у входа в Малый зал Московской консерватории.

Композитор Серебряного века

Скрябин продолжил развивать свою творческую биографию, играя все больше и больше, но вскоре его правая рука снова начала болеть. Чтобы продолжать выступления, он создал произведения, которые можно было играть левой рукой — «Ноктюрн. Опус 9», «Прелюдия». Однако его душевное равновесие пошатнулось из-за болезни, и в этот период композитор начал философствовать, записывая свои мысли в дневнике.

Он сообщал о своем первом серьезном неудаче в жизни, о том, что начал сомневаться в том, что выздоровеет. Жаловался на угнетающее настроение и говорил о своих размышлениях о ценности человеческой жизни, о Боге и религии.

Именно в это время была создана Первая соната Скрябина, отражающая все его личные сомнения и переживания. Сам композитор описывал ее как похоронный марш, но не отступал перед унынием. Слушался рекомендаций врачей, придумал собственный комплекс упражнений для восстановления травмированной руки. Ему удалось восстановить подвижность правой руки, но это повлияло на его виртуозные способности. В то время Скрябин уделял много внимания нюансировке, искусству выделять самые мельчайшие звуки.

В 1894 году молодой композитор дал свой первый концерт в Санкт-Петербурге. В подготовке к нему ему помог педагог Василий Сафонов. После выступления Александра познакомили с богатым русским лесопромышленником Митрофаном Беляевым, который был страстным ценителем музыки.

Он владел нотным издательством «М.П.Беляев», организовывал концерты и был основателем и крупным спонсором премии имени Глинки. В его издательстве были опубликованы произведения Скрябина, в основном экспромты, этюды и мазурки. Однако самыми популярными были прелюдии, которых композитор за эти годы написал около пятидесяти.

После этого, в течение многих лет, Беляев окружал Скрябина своим вниманием и поддержкой, включая материальную. Поддержанный финансово меценатом, Александр отправился в большое гастрольное турне по Европе. На Западе русского музыканта считали выдающейся личностью, как композитора, так и пианиста. В 1898 году Александр вернулся в Москву, завершил работу над своей Третьей сонатой, над которой он трудился еще в Париже.

Тогда же Скрябин начал работать преподавателем, заняв место профессора по фортепиано в Московской консерватории. Он нуждался в постоянном источнике дохода, так как в 26 лет у него уже была семья.

В этот же период он записал в свой дневник, что не может понять, как можно сочинять просто музыку, так как это смертельно скучно. Музыкант считал, что музыка приобретает смысл только тогда, когда становится частью целого мироздания.

Несмотря на постоянную занятость в консерватории, Александр Скрябин не прекращал сочинять музыку. В 1900 году он завершил работу над крупным оркестровым произведением. Композитор нарушил устоявшиеся музыкальные традиции, создав первую симфонию из шести частей вместо обычных четырех, где в финале солисты исполняли партию вместе с хором.

Затем последовала Вторая симфония, еще более новаторская, чем все предыдущие произведения. Это вызвало разнонаправленные реакции в музыкальном сообществе. Анатолий Лядов, коллега композитора, утверждал, что Скрябин может сравниться с Штраусом, но также выражал сожаление по поводу того, что куда-то исчезла настоящая музыка, и вместо нее появились декаденты. Своими мистическими и символическими произведениями Скрябин воплотил идеи Серебряного века в музыке.

«Огненные языки» музыки Скрябина

В 1903 году композитор завершил работу над оркестровой партитурой Третьей симфонии, в которой он раскрылся как драматург. Это произведение было названо «Божественная поэма» и состояло из трех частей: «Борьба», «Наслаждение», «Божественная игра». Премьера третьей части состоялась в 1905 году в Париже, а через год она была представлена в Санкт-Петербурге.

Поэт Борис Пастернак выразил восхищение этим музыкальным произведением, описав его как невероятное музыкальное творение, которое беспрестанно обрушивалось, словно город под огнем артиллерии. Эта музыка была свободной и стихийной, с удивительным содержанием, новой и бесконечно разнообразной.

По словам российского музыковеда Александра Оссовского, данная симфония оказалась потрясающе великолепной. Слушатели были поражены, им показалось, что произведение возвещает новую эпоху в искусстве.

В 1905 году у Митрофана Беляева, долголетнего благодетеля Скрябина, возникли финансовые трудности. Он уже не мог полностью финансировать композитора, но это не повлияло на продуктивность Скрябина. В это время он начал работать над «Поэмой экстаза». Сам автор произведения заявил, что музыку вдохновила революция и ее идеалы, поэтому в качестве эпиграфа он выбрал именно этот призыв – «Вставай, поднимайся, рабочий народ!».

Музыкант продолжает активно выступать и в 1906 году отправился в гастрольное турне по Америке длиной в шесть месяцев. Поездка была успешной, концерты Скрябина пользовались огромной популярностью. В 1907 году во Франции его произведения прозвучали в рамках цикла «Русские сезоны» Сергея Дягилева. Также в это время была завершена работа над поэмой экстаза.

После возвращения в Россию в 1909 году, Александр Скрябин стал настоящей знаменитостью. Его музыка раздавалась в Москве и Санкт-Петербурге, а сам композитор объездил все города Волги. В то же время он продолжал искать новые музыкальные направления, игнорируя традиции. Ему хотелось создать произведение, объединяющее различные виды искусства, и он принялся за создание симфонии под названием «Мистерия», над этой идеей он работал с начала 1900-х годов.

В 1911 году музыкант представил свое наиболее известное произведение – симфоническую поэму под названием «Прометей». У Скрябина было уникальное свойство – цветной слух, который позволял ему ощущать цвета при звучании музыки. Это визуальное восприятие нашло свое отражение в его поэме.

В своем дневнике Александр писал, что в его «Прометее» должен присутствовать свет. Он задумал его как симфонию огней. Весь зал должен был освещаться разноцветным светом, который должен был разгораться подобно языкам пламени, такими же, какими наполнена музыка. Композитор считал, что у каждого звука есть свой уникальный цвет, или, вернее, не у каждого звука, а у каждой тональности.

Сам создал цветовое колесо и использовал его во время исполнения поэмы. Световая партия в партитуре получила свое название — «Luce». В то время техническая реализация этого была невозможной, поэтому во время премьеры световая партия отсутствовала. Перед постановкой поэмы было проведено девять репетиций, хотя обычно обходились тремя.

Современники вспоминали, что знаменитый «аккорд Прометея» звучал как голос хаоса, вырвавшегося из недр. Все были восхищены таким исполнением. Рахманинов не раз спрашивал у Скрябина, как это звучит при такой простой оркестровке. «Прометей» можно рассматривать как первый набросок симфонической поэмы «Мистерия», где композитор объединил различные виды искусства.

Александр все больше погружался в идею создания новой поэмы. Он трудился над разработкой сюжета и структуры в течение десяти лет. Его целью было объединить звучание оркестра, свет, аромат, движущуюся архитектуру, цвета, стихи и хор из семи тысяч голосов в одном литературном произведении и поставить его в храме на берегу реки Ганг. Скрябин уже видел, как его произведение объединит человечество, подарит людям чувство единства и братства, и приведет всех в обновленный мир.

Постановка «Мистерии» так и не состоялась. Композитор давал много концертов, ему требовались финансы. Скрябин путешествовал по многим городам России, часто выступал за рубежом. В начале Первой мировой войны он давал благотворительные концерты, чтобы собрать средства для Красного Креста и помочь семьям, пострадавшим от военных действий.

Личная жизнь

Вера Исакович, известная пианистка, стала первой супругой композитора. Из этого брака появились четверо детей – Римма, Елена, Мария, Лев. Двое из них умерли в детском возрасте. Первая жена ушла из жизни в 1905 году, Римме было всего семь лет, она скончалась от заворота кишок.

Тогда композитор и его первая жена уже жили раздельно, Скрябин нашел счастье в личной жизни со своей ученицей Татьяной Шлецер. Но Римму он любил так сильно, что приехал на ее похороны и прорыдал над ее могилой. Это была последняя встреча композитора со своей первой женой. Лев также умер в семилетнем возрасте.

В новом браке у Скрябина появилось трое детей: сын Юлиан, а также дочери Марина и Ариадна. Юлиан продолжил музыкальное наследие отца и успел создать несколько композиций, которые исполняют и по сей день. Ему неожиданно настал конец в возрасте 11 лет. Ариадна погибла в июле 1944 года, она была активной участницей Французского Сопротивления во время Второй мировой войны и была застрелена во время перестрелки.

27 апреля 1915 года пришел конец жизни выдающегося композитора Александра Скрябина. Причиной смерти стало общее заражение крови, вызванное простым нарывом на верхней губе. Для спасения жизни музыканта требовалась немедленная медицинская помощь, но врачи были бессильны перед быстро прогрессирующим заболеванием.

На момент смерти ему было всего 43 года. Александра Скрябина похоронили на кладбище Новодевичьего монастыря.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий