Александр Сокуров, известный как мастер авторского кино, снял более 50 документальных и художественных фильмов. Его работы «Одинокий голос человека», «Фауст» и «Русский ковчег» принесли ему известность. Он также удостоен звания «Народный артист России». Description. Александр Сокуров, российский режиссер и общественный деятель, широко известен за пределами России.
Его работы удостоены множества отечественных и зарубежных премий. Биография мастера кино включает обучение в Горьковском университете, в творческой мастерской ВГИКа, работу на телевидении, в кино и театре, писательскую, публицистическую и общественную деятельность.
Фильмы от Александра Сокурова — это не что-то для каждого. В них нет ярких спецэффектов, поверхностных шуток, банальных или стандартных сцен. Каждая из его авторских работ — это уникальное произведение, с непредсказуемым сюжетом, сложными образами персонажей, наполненных лирическими чувствами и драматизмом.
Александр Сокуров известен не только как актер и режиссер, но и как общественный деятель. Его деятельность разнообразна: он комментирует в прессе значимые события, происходящие в стране, представляет российское кино на кинофестивалях, ведёт лекции, презентации, участвует в открытых дискуссиях. Несмотря на отсутствие партийной принадлежности, он участвует в политической жизни государства в качестве правозащитника и общественного деятеля.
Детство и юность
Родившийся в 1951 году Александр Сокуров уже не может посетить деревню Подорвиха, так как она была затоплена пятью годами позже его рождения из-за строительства Иркутской ГЭС. Но Александр не видел, как его родные места уходят под воду, потому что его отец, который был военным офицером, вскоре увез семью в Польшу. Будущий режиссер заканчивал школу в Туркмении, в Красноводске, крупном портовом городе.
По словам матери, он вырос активным, подвижным ребенком с прекрасным голосом. К восьмому классу голос пропал, возникли проблемы со здоровьем. Начались разногласия с друзьями, одноклассниками. Сверстники будущего режиссера увлекались группой The Beatles, а он предпочитал концерты Моцарта. Мать Александра, работавшая секретарем-машинисткой, внушила сыну любовь к русской литературе и классической музыке, которую он сохранял на протяжении всей жизни.
Закончив школу, молодой человек пытался поступить в МГИМО, но из-за своего здоровья не прошел. Было решено продолжить обучение на историческом факультете Горьковского Университета, так как история интересовала Сокурова с восьмого класса. Во время учебы Александр оказался в штате редакции Горьковской телестудии, работая помощником режиссера. Эта работа стала для него настоящим открытием, отправной точкой в его жизни.
Становление пути
Юрий Беспалов заметил ответственного и дисциплинированного Александра на телестудии, который является руководителем объединения «Телефильм». Вскоре Сокуров стал ассистентом Беспалова, а затем ему было доверено самостоятельно снимать небольшие фильмы. Его первой работой в кино стала документальная лента «Самые земные заботы» о жизни на селе. Позже появился фильм «Автомобиль набирает надёжность» в профессиональном формате с монтажом и озвучкой.
В 1974 году окончил университет Александр Сокуров, а в 1975 году поступил во ВГИК. Его учителем был А. Згуриди. Его мастерская была единственной, где работа студентов не была строго регламентирована. По словам самого режиссера, он попал во ВГИК случайно из-за ошибки комиссии.
Родители были скептически настроены к режиссерскому будущему своего сына, несмотря на то, что к тому времени его работы, такие как «Лето Марии Войновой», «Позывные R1NN», «Последние дни ненастного лета», были серьезными. Талантливый студент учился отлично и был награжден именной стипендией С. Эйзенштейна. Однако работы мастера не были приняты руководством ВГИКа, так как не соответствовали требованиям советской идеологии, и автор создал себе репутацию бунтаря.
Дошло до того, что пришлось исключить Сокурова. Из-за конфликта с администрацией первое художественное произведение Сокурова «Одинокий голос человека» могло быть уничтожено. Но режиссер вместе со своим другом, Юрием Арабовым, похитили бобину с фильмом и показали ленту Андрею Тарковскому. Благодаря его заступничеству Александр Сокуров закончил институт, правда, экстерном, и получил распределение в Ленинград, на киностудию «Ленфильм».
Большое кино
Самым первым фильмом режиссера был фильм-реквием с ленинградским пейзажем «Альтова соната. Дмитрий Шостакович». Затем последовали работы под названиями «Терпение. Труд» и «Скорбное бесчувствие». Творчество Сокурова на Ленфильме вызвало отрицательную реакцию у руководства партии и Госкино.
Одна ни один из фильмов, снятых в это время, не был показан зрителям. Несколько раз друг и учитель Андрей Тарковский предлагал Сокурову уехать и работать за границей, но режиссер не соглашался говорить на иностранном языке и оставаться без возможности посещать любимый Эрмитаж.
Только с началом перестройки в 80-х годах ранее снятые фильмы стали выходить в прокат. Талантливые и драматичные работы представили русское кино на мировой арене кинофестивалей. В 1987 году фильм «Одинокий голос человека» был удостоен Бронзового Леопарда в Локарно, а двумя годами позже картина «Скорбное бесчувствие» получила высокую награду в Берлине.
В 80-90-е годы режиссер работал в полную силу, иногда снимая 2-3 картины в год, включая художественные и документальные ленты. Он сочетал режиссерскую деятельность с общественной и преподавательской работой, занимаясь молодежными радиопрограммами и руководя группой талантливых студентов. В 1998-1999 годах на Петербургском телевидении вышел цикл передач о современном кино под названием «Остров Сокурова».
В 1995 году мировое признание таланта мастера было подтверждено, когда его имя было включено в список ста лучших режиссеров мира. С тех пор его фильмы стали более известными во многих странах, чем на его родине, в России. Об этом свидетельствуют многочисленные награды: премия ФИПРЕССИ, Премия Ватикана, орден Восходящего солнца от японской императорской семьи.
Александр Сокуров также получил признание на Родине: его фильмы неоднократно были удостоены премии Ника, а сам мастер в 1997 году был назначен заслуженным деятелем искусств, а в 2004 году стал народным артистом России,
Семья и личная жизнь
Режиссер выражает теплые чувства по поводу своей семьи, описывая ее как хорошую, но обычную. После многих лет, проведенных в военных гарнизонах, его родители осели в Ставрополье, переехав из Туркмении в период массового отъезда русских из бывших союзных республик. Из-за своей загруженности он редко видится со своими близкими. На вопрос о том, автобиографичны ли сюжеты фильмов «Мать и сын», «Отец и сын», Сокуров отвечает отрицательно. «Все, что я делаю, я выдумываю», — заявляет он о себе в фильме.
В биографии кинорежиссёра нет скандальных историй, дат брака или развода. О его личной жизни ходят слухи. Издания жёлтой прессы связывают его как с женами других режиссёров, так и со светскими леди. Сам мастер объясняет свое отсутствие семьи и детей своим полным погружением в творчество. Его внутренний мир закрыт даже для друзей.
Он не любит давать интервью о своей личной жизни, считая, что все сказано в его фильмах.
Общественная деятельность
Александр Сокуров — активный общественный деятель. Несмотря на отсутствие партийной принадлежности, он не сторонится острых политических событий, будь то конфликт в Чечне, на востоке Украины, парламентские выборы или акции протеста. Во время кампании в поддержку Олега Сенцова, режиссер выступил совместно с коллегами по киноиндустрии с обращением к Владимиру Путину.
В настоящее время он проживает в Санкт-Петербурге, где возглавляет группу по защите культурного наследия старого Петербурга. Также, он автор книг «В центре океана» и «Диалоги с Сокуровым». Несмотря на то, что он считает себя неактуальным и не обладающим влиянием среди молодежи, ему удалось привлечь студентов на курсы режиссеров на Кавказе. В планах у него создание скандинавско-балтийской школы.
Александр Сокуров имеет впечатляющую фильмографию, в которую входит более 50 фильмов, среди которых «Русский ковчег», «Интонации», «Александра», «Фауст», «Элегия из России». В 2015 году вышел на экраны фильм «Франкофония», снятый при участии мастеров из Франции, Германии и Нидерландов, который был признан лучшим европейским фильмом. В дополнение к своим кинопроектам, у Сокурова также есть опыт работы в театре. Его попытка постановки «Бориса Годунова» в Большом театре была прекращена из-за сложности партий, но спектакль, посвященный творчеству Бродского, оказался успешным. Несмотря на свой возраст, режиссер остается полным творческих идей и активно участвует во многих российских и зарубежных кинофестивалях.
На протяжении всей своей жизни кинодеятель предпочитает быть радикально непредсказуемым, сохраняя при этом свою уникальность. Его фильмы легко узнаваемы благодаря определенной загадочности, недосказанности съемочных методов и оригинальному стилю. В его картинах героями выступают как профессиональные актеры, так и обычные люди, а документальность смешивается с художественными образами.
Фильмография режиссера
- 1974 — Обыденные заботы
- 1975 — Лето Марии Войновой
- 1975 — Позывные Р1НН
- 1978 — Последний день ненастного лета
- 1978 — 1987 — Одинокий голос человека
- 1978—1988 — Мария
- 1979 — Соната для Гитлера
- 1980 — Разжалованный
- 1981 — Альтовая соната. Дмитрий Шостакович
- 1983 — 1987 — Скорбное бесчувствие
- 1984 — Жертва вечерняя
- 1985 — Терпение труд
- 1986 — Элегия
- 1986 — Ампир
- 1988 — Дни затмения
- 1987 — И ничего больше
- 1989 — Спаси и сохрани
- 1990 — Круг второй
- 1990 — Петербургская элегия
- 1990 — Советская элегия
- 1990 — К событиям в Закавказье 1991 — Простая элегия
- 1991 — Пример интонации
- 1992 — Элегия из России
- 1992 — Камень
- 1994 — Тихие страницы
- 1995 — Солдатский сон
- 1995 — Духовные голоса
- 1996 — Восточная элегия
- 1996 — Робер. Счастливая жизнь
- 1997 — Смиренная жизнь
- 1997 — Мать и сын
- 1997 — Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому
- 1998 — Петербургский дневник. Квартира Козинцева
- 1998 — Повинность
- 1998 — Узел. Беседы с Солженицыным
- 1999 — dolce… (нежно)
- 1999 — Молох
- 2001 — Телец
- 999 — dolce… (нежно)
- 2001 — Элегия дороги
- 2002 — Русский ковчег
- 2003 — Отец и сын
- 2004 — Петербургский дневник. Моцарт. Реквием
- 2005 — Солнце
- 2006 — Элегия жизни: Ростропович, Вишневская
- В 2007 году была создана постановка под названием "Александра"
- Следующим успешным проектом в 2009 году стала постановка "Интонации"
- Также в 2009 году была представлена постановка "Читаем блокадную книгу"
- В 2011 году зрители смогли насладиться постановкой "Фауст"
- Также в 2011 году была представлена постановка "Нам нужно счастье"
- В 2015 году на сцене появилась постановка под названием "Франкофония"
- И, наконец, в 2018 году была создана постановка "Молния бьёт по высокому дереву"