Александр Соловьёв – отечественный режиссер, актер театра и кино. Он снял киноленту «Танки гремят по Таганке…», а также принимал участие в съемках фильмов «Зеленый фургон», «По данным уголовного розыска» и других. Его год рождения — 1952.
Александр Соловьёв появился на свет в августе 1952 года в Дагестане, и едва не погиб сразу после рождения, поскольку родился недоношенным. Мальчик был крошечным, весившим всего полтора килограмма, и ему потребовалось много времени, чтобы прийти в себя и встать на ноги.
Малыша мама укутывала в мягкий пушистый платок и выносила на улицу, качая в руках, а прохожие думали, что это обычная кошка — настолько маленьким было создание, завернутое в шаль.
Детство и первые шаги в творчестве
К сожалению, жизнь будущего артиста, включая детство, была несчастливой. Его отец, по-видимому, страдал от алкогольной зависимости, хотя семья была достаточно образованной — оба родителя были преподавателями. Позже отец так и не смог преодолеть свою зависимость и скоропостижно скончался. Трагический факт состоял в том, что его тело было обнаружено почти через месяц.
Александр присутствовал при этом и страшное зрелище преследовало его всю жизнь. В некотором смысле сам актер повторил трагическую судьбу своего отца.
Сразу после рождения родители переехали из Дагестана в Норильск, где они прожили много лет. Когда Александр закончил школу, он уехал в Москву с целью поступить в ГИТИС, и у него это удалось сделать сразу же.
Возможно, всю жизнь он нес в себе тяжелое наследие судьбы своих родителей. Они оказались на Кавказе, а потом в северном городе против своей воли. Они были потомками репрессированных москвичей. Но к моменту его взросления репрессивная машина в СССР замедлила свой ход, и юноша, не задумываясь, отправился в Москву. Он учился в ГИТИСе вместе с Игорем Костолевским, Александром Фатюшиным, успешно окончил институт и был приглашен в театр имени Маяковского.
Хочу, чтобы всем было весело…
О детской откровенности он сохранял в себе на все годы. Как вспоминал талантливый актер, с самого детства его мечты были связаны с актерской профессией, и он не мог представить себя ни в каком другом образе. Его увлечение цирком было огромным, он обожал клоунов, его кумиром был Олег Попов. Неудивительно, что ему особенно удачно удавались замечательные роли в детских и подростковых фильмах, наполненных романтикой. Он идеально вписывался в такой формат.
Один год работы в театре Маяковского открыл двери начинающему актеру, который затем перешел в Центральный детский театр и остался там верным более 10 лет. В этом театре он проявил себя как один из лучших артистов, нашедший свое призвание.
Ранее он также играл в театре Моссовета, но там уже был костяк сильных актеров, таких как Армен Джигарханян, Александр Лазарев, Евгений Леонов. Молодому актеру приходилось играть только второстепенные роли, но в Центральном детском театре он стал настоящей звездой.
Коллеги отмечают, что нрав Олега Даля был необычным и даже смелым, что, впрочем, не удивительно для талантливых, харизматичных творческих личностей. Их жизнь была нелегкой, и окружающие не всегда могли понять их. Но как вспоминал известный режиссер Владимир Мотыль, только единицам артистов в советском кинематографе удалось сохранить свою творческую независимость. Среди этих удачливых были Олег Даль, Владимир Высоцкий и Александр Соловьев.
Да, этот актёр не умел притворяться, не стремился выглядеть безупречно на экране, играя роли советских героев. Даже в положительных образах он всегда вносил нотку своей собственной дерзости и непокорности. А отрицательные персонажи у него получались не столь однозначно плохими. Он был искренен и искусно демонстрировал это через яркие образы, создаваемые им на сцене и в кино.
Успешный кинодебют и успех
Для большинства артистов настоящий успех приходит с киноиндустрией, особенно это верно для советских талантов. Телевидение являлось единственным выходом для зрителей, поэтому каждый художественный фильм воспринимался как праздник, и люди с удовольствием усаживались перед экранами телевизоров вся семьей.
Александр Соловьёв был настоящим кинозвездой. Его голубые глаза, сильные черты лица и неотразимый шарм покорили сердца почти всех женщин в стране.
У актера были и роли, которые стали его визитной карточкой. Например, "По данным уголовного розыска". В этом фильме он удивительно хорошо сыграл роль военного. Именно благодаря этой работе он стал знаменитым. Фильм рассказывает о Великой Отечественной войне и о том, как военные действия не мешали следователям и сотрудникам милиции честно выполнять свои обязанности, раскрывать преступления и ловить преступников.
После этого последовали другие успешные работы: «Приглашение для кавалеров», «Адам и Ева в браке» и, конечно же, знаменитый «Зеленый автобус», «Борис Годунов».
Период самого плодотворного творчества и популярности у режиссеров пришелся на 80-ые годы, а потом начался постепенный спад. К сожалению, это произошло из-за сокращения финансирования и потому, что до развала большой страны оставалось всего несколько лет.
Александр Соловьёв, несомненно, был актером формата СССР, и зная его непреклонный и смелый характер, можно с уверенностью сказать, что если бы он не ушел из жизни так рано, то вряд ли согласился бы играть в множестве сериалов и второсортных фильмах.
В конце 80-х годов он заметил, что его творчество стало затихать, да и возраст уже приближался к 40 годам. Ему казалось, что возможностей для воплощения себя в серьезных, значимых ролях становилось все меньше и меньше.
Режиссерский дебют и переломное время
Узнав, что актеров все реже приглашают сниматься в кино, в Центральном детском театре не поспешили предложить им интересные театральные роли в качестве компенсации. Актеру пришлось самому заботиться о себе. Однако стоит признать его трудолюбие — он не унывал и не умолял режиссеров о ролях в кино или в столичных театрах. Он решил попробовать свои силы в режиссерской деятельности, хотя снял всего один фильм.
В 1991 году режиссер снял фильм «Танки на Таганке», а через две недели после окончания съемок танки вошли в Москву, ведь это совпало с августовским путчем. Съемки закончились прямо перед этим событием. Режиссер горько шутил, что предсказал трагические события своим фильмом. Действительно, актеры и другие творческие люди очень интуитивны, и часто их творчество становится предвестником современного общества.
Этот фильм сочетает в себе несколько жанров: драма, фантастика, криминальная комедия. Интересно, но для съемок режиссер с энергией организовал даже реальный проезд танков по столичным площадям, удивив многих горожан.
В 90-х годах, возможно, не было самых легких для беспокойного гения. Из-за того, что его не ценили в театре и кино, он погрузился в депрессию. Советский кинематограф, казавшийся ранее вечным, рушился на глазах. Актёры массово оставались без работы, и если им повезло, то они могли выйти на пенсию. Александру и его поколению, возможно, не повезло больше всего.
Он уже был слишком стар, чтобы рассчитывать на популярные роли молодых героев, но до пенсии было еще далеко.
Он стал зависимым от алкоголя, но, к счастью, у него было достаточно ума, мудрости и силы воли, чтобы осознать, что алкоголь не решение, а, наоборот, приводит к тупиковому пути. Он прошел курс лечения в одном из санаториев на юге. Не случайно, его пребывание в этом санатории привело к знакомству с Ириной Печерниковой, которая стала его последней любовью в жизни.
Личная жизнь
У актёра было три брака. Первый раз он вступил в брак ещё в студенческие годы, когда он влюбился в Людмилу Радченко, свою однокурсницу в ГИТИСе. В 1972 году Людмила и Александр стали родителями, когда ему было 20 лет, и он только начинал свою актёрскую карьеру. У них родился сын по имени Александр.
Впоследствии он также выбрал себе актерскую профессию, но в то же время увлекся восточными единоборствами, где проявил себя настоящим профессионалом, даже завоевав чемпионские титулы в Европе. Тематика восточных единоборств нашла отражение в его работе, где он выступил в качестве режиссера, актера и каскадера, сняв множество захватывающих боевиков.
Этот брак, однако, был недолгим. Они прожили вместе примерно 3 года, после чего расстались.
Александр влюбился в Людмилу Гнилову, известную актрису дубляжа. Она была старше его, никогда не считала себя красавицей, и многие не понимали, что такой привлекательный мужчина с глубокими голубыми глазами нашел в Людмиле. Кроме того, на тот момент она была замужем. Но Александр был настойчив, и, в конечном итоге, Людмила сдалась.
Влюбленные решили пожениться, оставив своих бывших партнёров. У них родился сын Михаил, который тоже стал актером. Они прожили вместе с Людмилой более 15 лет. В начале 90-ых годов актер проходил лечение от алкогольной зависимости в санатории, где встретил Ирину Печерникову, о которой уже было упомянуто.
Когда Михаилу исполнилось 18 лет, актер окончательно расстался с Людмилой и ушёл к Ирине. По внешности они казались абсолютно счастливыми и понимали друг друга с полуслова. Их многое объединяло, ведь Ирина так же, как и Александр, страдала от отсутствия интереса к её творчеству и хотела избавиться от пристрастия к алкоголю. К сожалению, им удалось прожить вместе всего 3 года, и актёр трагически погиб в конце декабря перед наступлением 2000 года.
Неопознанный пациент, который оказался известным артистом, скончался от черепно-мозговой травмы. Милиция так и не смогла найти преступника, совершившего нападение. Александр лежал на улице без сознания, пока его не обнаружили служители порядка. К сожалению, он не смог вернуться к жизни и был похоронен на Ваганьковском кладбище.
Избранная фильмография
- 1970 — Город первой встречи
- 1980 — Дамы ищут кавалеров
- 1982 — Место под лучами солнца
- 1986 — Борис Годунов и его время
- 1988 — Несчастный случай в аэропорту
- 1992 — Судья и его решение
- 1993 — Я сама за себя