Есть те, кто способен глядеть вперед, как будто предвидя будущее. Этими людьми является и Александр Стефанович – актер, режиссер и сценарист. Именно этот человек в свое время снял первый фильм-телеинтервью, стал автором первого киномюзикла, первого музыкального клипа.
В настоящее время Стефанович с гордостью носит статус первого имиджмейкера, первого продюсера времен СССР. Но в то время только узкий круг людей, тесно связанных с миром искусства, знал о его работе и этих понятиях. Для большинства населения огромной страны Александру Борисовичу был известен с другой стороны – как супруг эстрадной звезды Аллы Пугачевой.
Детство
13 декабря 1944 года в Ленинграде появился на свет Александр Стефанович. Это было нелегкое время, ведь прошел всего год после снятия блокады. Но жители Ленинграда были настойчивы и не отчаивались: они работали, восстанавливали город, воспитывали своих детей, посещали концерты и выставки.
Мальчишек воспитывали улица и дворы, и это было совсем не плохо, пока, конечно, не появлялись местные хулиганы. Многие ребята занимались спортом, и Саша был одним из них. Он увлекался прыжками в высоту и добился в этом больших успехов для своего возраста, за что его приняли в школу олимпийского резерва.
В подростковом возрасте Стефанович знакомится с будущим постановщиком знаменитого фильма «Ассы» — Сергеем Соловьевым, и оба юноши мечтают стать режиссерами. Их представления о профессии режиссера были довольно смутными, но им нравилось представлять себя в роли начальника на съемочной площадке. Подростки понимают, что стать режиссером не так просто, как им казалось, и начинают самообразование, понимая, что для этого нужны специальные знания.
Срочно потребовалось расширить свой кругозор. Саша и Сергей начали регулярно посещать театры, музеи, зарегистрировались в библиотеке. Каким-то удивительным образом им удалось проникнуть на закрытые киносеансы, начать заниматься фотографией и съемками на любительскую видеокамеру. После окончания восьмого класса, друзья устроились на работу в Ленинградское телевидение.
Стефанович был нанят на должность постановщика, но в своем официальном документе парень самостоятельно добавил первое слово — «режиссер-постановщик». Этот безобидный трюк стал действительным только в 1969 году, когда Стефанович, выпускник ВГИКа, закончил режиссерский курс у Льва Кулешова.
Актерская карьера
Саша с самого детства мечтал стать актером, в 14 лет даже попытался пройти кастинг для фильма «Андрейка». Этот фильм рассказывал о детях петроградских рабочих, которые помогали раскрывать шпионов во времена Революции.
Парень был очень харизматичным на камере, но не прошел кастинг из-за проблем с дикцией. У Саши была сложность в четком произношении буквы «р».
Однако, неудача не сбила Александра с толку. В то время, когда начали подбирать актеров для съемок фильма «Прощай», он учился на втором курсе театрального ВУЗа. Этот фильм был работой Григория Поженяна, где главные роли должны были исполнить Жанна Прохоренко, Владимир Заманский и Олег Стриженов. Александра особенно манила эта компания, он мечтал встретиться с известными актерами. Он опасался, что его опять отвергнут из-за его проблем с произношением, но в этом фильме его дефект речи был просто находкой.
На третьем году обучения в театральном институте студентам предстояла практика. Стефанович был назначен на стажировку в «Ленфильме», но он предварительно понимал, что там ему вряд ли удастся получить опыт. Однако на Ленинградском телевидении, куда практикант случайно зашел, ему поставили конкретную задачу. Ему приказали снять документальный фильм о молодежи, и начинающий режиссер с большим увлечением принялся за работу. Тема была увлекательной и знакомой, ведь самому Сергею в то время было всего 23 года.
Стефанович успешно выполнит поручение, получив за него отличную оценку. Его документальный фильм «Все мои сыновья» был удостоен 14 наград, и он стал примером для студентов. Однако лучшей наградой для режиссера стало приглашение Григория Чухрая, легенды советского кино, работать на «Мосфильме». Затем Чухраево предложение о съемке картины по собственному желанию было для него как сказка.
Здесь молодой амбициозный режиссер не стал стесняться. Для своей первой картины "Вид на жительство" он выбрал Марину Влади и Владимира Высоцкого в качестве актеров. Сценаристом фильма стал Александр Шлепянов, который также был соавтором фильма "Мертвый сезон", первого фильма о советской разведке. В работе над фильмом также принимал участие Сергей Михалков, который помогал преодолевать цензуру.
Однако все усилия были тщетны. Стефановича вызвали во Лубянку и сообщили, что он слишком уж поторопился — Владимир и Высоцкий на «Мосфильме» сыграть не могут. Стефанович был очень расстроен, но больше всех потрясенный был Владимир Высоцкий. Певцу очень понравился сценарий, и под впечатлением от этой работы впоследствии он напишет песню «Гололед». Режиссеру оставалось только одно – подыскать других актеров для этого фильма, которыми стали Виктория Федорова и Альберт Филозов.
Молодой кинорежиссер продолжил сотрудничество с выдающимся актером и режиссером Сергеем Михалковым в работе над фильмом «Пена». Этот сатирическая комедия повествовала о чиновнике, который приобрел диссертацию. В 1974 году Стефанович создал уникальную работу – первый в своем роде музыкальный фильм «Дорогой мальчик». Этот фильм послужил прародителем будущих видеоклипов.
Режиссер активно вовлекал в съемки певцов и музыкальные группы. Благодаря его усилиям на киноэкранах появились такие знаменитости, как Александр Розенбаум, София Ротару, «Песняры», «Машина времени».
Станислав Стефанович сделал себя режиссером и сценаристом одиннадцати художественных фильмов. Особенно выделяется его картина под названием «Кураж». Этот фильм рассказывает историю молодой певицы по имени Галла и режиссера по имени Алексей, который занимался ее «продвижением».
Многие считают этот фильм автобиографичным, так как он во многом отражает период, когда Стефанович был влюблен в примадонну. В картине демонстрируется общество ярких, необычных личностей, живущих полной жизнью, полной отваги и задора. В этом фильме свою первую роль сыграла Дина Гарипова, участница «Евровидения», которая сыграла роль секретарши руководителя «Мосфильма». Сам Стефанович считает фильм «Кураж» особенным, выделяющимся из общей массы фильмов, которые он когда-либо создавал.
Он долго и упорно шел к этому творческому проекту, и путь к его осуществлению был далеко не легким. Спустя много лет режиссер вернулся к особенно значимому и яркому периоду своей жизни, изложив свои воспоминания и размышления в книге. Затем был создан сценарий и снят фильм, в котором Александр сыграл главную роль. В этом проекте он снова проявил себя как новатор – подобного переосмысления собственной жизни на экране до «Куража» еще не видели.
Личная жизнь
С самого начала своей студенческой жизни Александр был влюблен в актрису Наталью Богунову. Когда звезда сериала «Большая перемена» откликнулась на его чувства, молодые люди решили пожениться и прожили вместе семь лет. У них не было детей, потому что Наталья утверждала, что их брак был неустойчивым из-за отсутствия общего языка.
Однако Александр считал себя счастливым, ведь он обожал Наталью и считал ее эталоном женской красоты. Но несмотря на это, частые ссоры и расставания заканчивались страстными миром, что только укрепляло их отношения. После развода Наталья так и не вышла замуж, по словам ее племянника, она всё еще любит своего бывшего мужа.
В 1976 году Алла Пугачева вышла замуж за режиссера. Ее познакомил сначала певицей Леонид Дербенев, которого в то время уже была награждена «Золотым Орефеем», но Стефанович вообще не слышал об этой певице. Малоизвестная исполнительница песен Дербенева и Зацепина нуждалась в «раскрутке», а Стефанович был увлечен яркой певицей и решил помочь ей. Он принимал активное участие в создании «Театра песни Аллы Пугачевой».
Режиссер считал, что в Советском Союзе у Пугачевой есть только две сильных конкурентки – Лариса Долина и Ирина Понаровская, превосходящие ее в плане вокала.
Спустя пять лет брак с Примадонной рухнул, и у Стефановича больше не было официальных супружеских союзов. Зато у него появились близкие подруги – актриса Алла Мочернюк, сыгравшая в фильме «Начни сначала», и Юлия Лемигова, последняя «Мисс СССР». В настоящее время Стефанович не чувствует усталости от жизни, он увлекается путешествиями, успев объехать всю Европу и несколько раз побывать в Африке. Он любит все новое, пробует блюда экзотической кухни.
Избранная фильмография
- 1972 — Получение вид на жительство
- 1974 — Письмо дорогому мальчику
- 1979 — Белая пена
- 1981 — Отражение души
- 1986 — Новое начало
- 2011 — Собор Парижской Богоматери
- 2014 — Смелость и решительность