Александр Сумароков — биография и творчество поэта

Александр Сумароков – знаменитый российский писатель, автор стихов и литературный рецензент. Сумароков считается первым профессиональным писателем в истории России и одним из самых значимых представителей русской литературы XVIII века.

Детство и юность

Александр появился на свет в ноябре 1717 года в Финляндии в семье Сумароковых. Он был вторым ребенком в семье. Отец будущего писателя был профессиональным военным. Петр Сумароков очень хотел, чтобы его дети получили качественное образование, поэтому нанял для них иностранных гувернеров. В свободное время отец уделял время чтению литературы со своими детьми. Мать поэта происходила из знатного рода Приклонских, которые были близки к императорскому двору во времена царствования Екатерины I и Петра I.

Когда Александру стукнуло 14 лет, его отправили в кадетский корпус. Здесь готовили будущих чиновников, военных и придворных. Сухопутный Шляхетский кадетский корпус в шутку даже прозвали «рыцарской академией». В этом учебном заведении кадеты изучали музыку, риторику, этикет, фехтование, танцы, науки.

Юноши могли участвовать в придворных мероприятиях, а иногда и сами устраивали любительские представления. Сумароков всегда увлекался чтением, его любимыми писателями были модные тогда Жан Расин и Василий Тредиаковский. В корпусе юный Александр овладел французским и немецким языками, увлекся силлабическими стихами в стиле Тредиаковского. Для того времени Сумароков получил отличное образование. В 1740 году молодой человек, носящий чин поручика, закончил это учебное заведение.

Карьера поэта началась еще в период учебы, когда он написал две оды перед окончанием учебного заведения. Одно произведение было посвящено императрице Анне Иоанновне, а другое было связано с наступлением нового 1740-го года. Учителя поощряли творческие эксперименты своего студента и помогли ему опубликовать свои стихи — первые произведения поэта были выпущены отдельной брошюрой.

Творчество

Весной 1740-го года окончил кадетский корпус Александр. Он отлично справился с учебой, поэтому мог рассчитывать на блестящее будущее. Сначала его назначили адъютантом вице-канцлера императрицы, Михаила Головкина.

Однако вскоре произошел государственный переворот, и власть перешла в руки Елизаветы Петровны. Новая императрица приказала арестовать Головкина и отправить его в ссылку в Сибирь. Бывшему чиновнику были предъявлены обвинения в государственной измене. Но на дальнейшую карьеру юного Александра эти события никак не повлияли. Вскоре его назначили на новую должность.

Сумароков был назначен помощником фаворита императрицы, графа Алексея Разумовского, и стал приближенным к высшим чиновникам. Он регулярно посещал государственные приемы и был любимым гостем в светских кругах. Поэт разделял взгляды аристократии и успешно сочетал служебные обязанности с литературной деятельностью, внимательно отслеживая литературные новинки и широко читая.

В середине XVIII века первые произведения Михаила Ломоносова были опубликованы и сразу завоевали большую популярность. Александр ознакомился с работами своего коллеги и решил познакомиться с Ломоносовым лично. Михаил и Александр стали друзьями. В 1744 году они вместе выступили против поэта Тредиаковского в ходе дискуссии о формате русского стихосложения.

Ломоносов считал, что ритм стихотворения должен отражать эмоциональный задум автора. Сумароков разделял это мнение. В начале своей творческой карьеры у Сумарокова не было собственного четкого стиля, он старался имитировать других известных авторов, включая Ломоносова.

Уже в 1747 году поэт смог сформулировать основные принципы своего творчества. В «Письме о поэзии» он заявил, что стих должен быть «приятен, прост и понятен». Литератор отказался от излишних приемов, сосредоточившись на эмоциональной составляющей произведения.

В том же году Александр попросил своего наставника, графа Разумовского, опубликовать свою трагедию под названием «Хорев». Сумароков написал начальнику письмо, в котором просил его прочитать трагедию и высказать свое мнение. Молодой поэт был готов оплатить публикацию произведения из собственных средств, но только при одобрении Разумовского.

По всей видимости, граф был в курсе трагедии, так как она вскоре появилась в печати. В 1748 году была опубликована пьеса Сумарокова под названием «Гамлет». Исследователи полагают, что русский поэт мог черпать вдохновение из произведений Шекспира при написании своей последней трагедии. Первые трагедии Сумарокова принесли ему огромный успех: критики хвалили поэта за его патриотизм и интерес к русской истории, а обычные люди наслаждались простым и ясным стилем.

Постепенно вокруг молодого поэта начал формироваться собственный литературный кружок. У Александра появились первые последователи и ученики, в числе которых были Петр Свистунов, Иван Елагин и многие другие.

В то время поэт продолжал искать свою собственную манеру. Александр создавал не только торжественные оды, но и любовные, дружеские послания, элегии, песни. Творчество Сумарокова пользовалось огромным успехом среди дворянской молодежи того времени. Произведения поэта зачитывались в салонах, переписывались от руки, печатались в отдельных брошюрах.

Вскоре творчество Александра перестало устраивать Михаила Ломоносова. Бывшие друзья отчаянно спорили в печати, обменивались нелицеприятными анализами стихотворений друг друга. Александр даже сочинил пятерку «вздорных» од, пародирующих творения Ломоносова. Сумароков считал, что его недавний приятель перебарщивает с метафорами, сам же Александр оставался приверженцем ясного и точного стихотворного стиля. Ломоносов писал, что он, не желая зла бывшему другу, отныне с ним знаться не желает.

Начиная с середины 1750-х годов, Сумароков начал создавать героев своих произведений из своего собственного круга общения. Поэт был уверен, что в России очень мало образованных людей, большинство из них были неграмотными. Александр начал писать сатиры и басни, высмеивая дворян и чиновников.

Один из учеников писателя, Иван Елагин, защищал своего учителя, и называл Сумарокова "бичом пороков". Поэт высмеивал коррупцию, жадность своих знакомых, их невежество. Литератор также обвинял дворян в неуважении к русскому языку и морали.

Исследователь литературы Григорий Гуровской утверждал, что в тот период истеричность Сумарокова стала своего рода известной чертой. Поэт мог впадать в ярость, услышав, как помещики унижали своих крепостных. Сумароков выходил из себя, защищая свои авторские права от московского главнокомандующего; он бранился и проклинал взятки, дикость дворянского общества. Аристократическая общественность не оставалась в стороне, стремясь максимально унизить литератора.

Несмотря на большое количество недругов, поэта вскоре назначили директором Русского театра (ныне — Александрийский театр в Санкт-Петербурге). В театре начали ставить спектакли по произведениям Сумарокова. Литератор самостоятельно разрабатывал сценарии, выбирал актеров на роли и проводил репетиции.

Режиссирование первой русской оперы с названием «Цевал и Прокриса» было возложено именно на Александра. Из спектаклей, поставленных им, стоит отметить трагедию «Ярополк и Димиза» и драму «Пустынник». Сумароков не только занимался режиссурой, но и продолжал активно творить в литературе, создавая яркие эпиграммы и идиллии. Он работал в различных жанрах, а также пытался заниматься прозой. Александр также сотрудничал с Академией наук и публиковал свои работы в журнале «Ежемесячные сочинения».

В холодный зимний день 1759 года писатель начал издавать первый личный литературный журнал в России с названием «Трудолюбивая пчела». Первый выпуск был посвящен супруге наследника престола Петра Федоровича, будущей Екатерине II. В то время монаршеская особа находилась в немилости: правящая императрица Елизавета Петровна подозревала Екатерину в предстоящем заговоре. Сумароков решил выразить свою поддержку Екатерине. В своих произведениях поэт восхвалял будущую императрицу.

«Трудолюбивая пчела» стала крепостью для многих известных поэтов, журналистов и прозаиков. Здесь можно было найти произведения самого Сумарокова, а также его многочисленных последователей и друзей — писателя Алексея Ржевского, филолога Григория Козицкого и многих других.

Сумароков не прекращал своих старых разногласий с Ломоносовым. «Трудолюбивая пчела» стала ареной для литературных поединков двух великих поэтов. Вскоре Александр опубликовал статью, в которой предложил «изгнать» из русского языка иностранные слова. В издании появились сатирические заметки писателя, в которых он высмеивал современное общество и обвинял чиновников во взяточничестве. Очерк под названием «О домостроительстве» поэт посвятил жестокости российских помещиков.

В лютую зиму 1759 года писатель принял решение закрыть свой журнал "Трудолюбивая пчела". Исследователь Александр Западов отметил, что причины закрытия издания не были объявлены, но было ясно, что причиной послужила сумароковская сатира. В последнем номере журнала писатель опубликовал стихотворение "Расставание с музами", в котором он прощался с журналом и заявлял, что больше никогда не будет писать.

Через два года поэт также покинул театр — причиной ухода стал конфликт с актерами. Писатель не мог оплачивать им заработную плату, поскольку денег, получаемых из казны, было недостаточно. Театральная труппа месяцами оставалась без зарплаты, несмотря на усилия руководителя театра в поисках дополнительных средств. Сумароков обратился к Ивану Шувалову с просьбой о финансировании, но Шувалов не ответил.

Советник Екатерины II

Сложные времена сильно тревожили Сумарокова, а дворянская общественность была недовольна им. Если бы не предстоящий государственный переворот, поэт, возможно, остался бы в тени. Счастливый случай, произошедший в это время, оказал существенное влияние на его дальнейшую творческую карьеру.

Зимой 1762 года императрица Елизавета скончалась, и власть в России перешла к Петру III. Новый правитель не нравился Сумарокову. Несколько месяцев спустя произошел государственный переворот, в результате которого Екатерина II стала императрицей. Поэт был в восторге от этого – он всегда был ее поклонником.

Он надеялся, что под ее правлением будет проведены реформы и изменения в обществе. Он верил, что она отменила крепостное право и привнесет много новых идей в сферу образования и культуры.

Екатерина проявила свою благодарность и взяла Сумарокова под свое крыло. Императрица повысила писателя в звании, сделав его статским советником, и погасила многочисленные долги Александра. В ответ поэт одарил властительницу своими произведениями, написав торжественную речь в честь коронации Екатерины. В своем творении мужчина призвал покровительницу к изменению законодательства, борьбе с преступностью и аналфабетизмом.

Екатерина и Сумароков вели активную переписку, посвящая друг другу похвальные оды. Однако императрица не спешила с принятием новых законов, не поддаваясь на давление в плане демократических реформ, о которых мечтал Александр. В 1767 году Екатерина опубликовала «Наказ», в котором подчеркнула важность самодержавия и равенство всех жителей России перед законом.

Через некоторое время после этого Сумароков выразил свое мнение о екатерининском документе в форме рецензии. Литератор сохранял свою позицию. Он заявил, что «Наказ» не отражает реальной ситуации в стране. По мнению поэта, документ Екатерины всего лишь повторяет трактат «О духе законов» французского философа Шарля Монтескьё своими словами.

Сумароков писал, что многие аргументы Монтескьё заслуживают жесткой критики. Екатерина не разделяла точку зрения литератора.

Императрица утверждала, что, несмотря на то, что Сумароков — талантливый поэт, он слишком много размышляет и, следовательно, не способен стать хорошим законодателем. По мнению государыни, у литератора отсутствует логическая связность в своих рассуждениях, поэтому он не может высказывать критику.

Личная жизнь

Если говорить о личной жизни, то судьба Сумарокова в этом аспекте изначально развивалась успешно. В ноябре 1746 года он женился на Иоганне Христине Балк, камер-юнгфере в то время великой княгини Екатерины. Этот союз можно было назвать счастливым. Иоганна родила ему двух дочерей — Прасковью и Екатерину. Брак длился около двадцати лет.

С течением времени Екатерина стала императрицей, и с этого момента все в жизни поэта, включая его личную жизнь, начало изменяться. Упрямый и вспыльчивый Александр не собирался следовать личным желаниям монаршей особы, что чрезвычайно раздражало императрицу.

С начала 1760-х годов писатель стремился занять особое место в политической жизни страны, что привело к запрету некоторых произведений Александра. В 1764 году он планировал отправиться в путешествие по Европе, чтобы изучить театральные традиции различных государств, но его выезд не был одобрен императрицей. Ученые полагают, что причиной этого могла стать огромная сумма, которую запросил Сумароков. По мнению литератора, 12 тысяч рублей, которые ему требовались, окупятся после публикации его дорожных заметок.

В связи с недовольством императрицы в семейной жизни поэта началась серьезная ссора. В 1766 году он развелся с первой женой и начал жить с дочерью своего кучера, Верой Прохоровой. От их отношений у него родились дочь и сын. Только в 1774 году они смогли пожениться, когда их дети были признаны законными и стали дворянами.

К этому времени отец поэта уже умер. Александр поссорился со всеми родственниками из-за наследства. Интересно, что его мать лично обратилась к Екатерине II. В конце концов, Александру пришлось просить прощение у близких.

Позднее литератора подал в суд супруг его умершей сестры, на кого Сумароков накануне подал иск. Вскоре он решил уехать в Москву, императрица даже выделила своему советнику 3000 рублей.

Личность

По мнению современников, общение с Сумароковым считалось крайне неприятным. Он был невысокого роста, его лицо было покрыто шрамами от оспы, а волосы писателя были рыжими. В моменты волнения у него начинался нервный тик. Поэт обладал острым умом и мог остро шутить.

Сумароков уделял внимание своему внешнему виду, интересовался модой. Он был человеком, склонным к самолюбию, и любое событие (как личное, так и политическое) могло вызвать его гнев.

Согласно документам, опубликованным Н. Тихонравовым, поэт даже допускал то, что избил чужого слугу, только потому, что тот принес ему неприятное письмо. Даже его собственная мать однажды прокляла его и не пустила в свой дом.

Сумароков не обращал внимания на свои доходы. Ему платили огромное жалование, гонорары за публикацию его произведений были огромными, но он тратил все свои заработанные деньги. Его называли расточителем славы.

Последние годы

Последние годы жизни поэта были отмечены его попаданием в опалу. Представители двора и государственные чиновники были недовольны свободолюбивым писателем, который продолжал создавать стихи и сатирические статьи. В Петербурге о нем ходила дурная слава, его считали скандалистом и самодуром.

В 1769 году Александр принял решение окончательно обосноваться в Москве, чтобы полностью посвятить себя творчеству. Вскоре он написал трагедии «Димитрий Самозванец», а также «Синав и Трувор», в которых выступал против тиранов и самодержцев. Поэт не боялся открыто критиковать власть, и это вызвало их недовольство. Сумароков считал, что только он имеет право ставить театральные постановки по своим произведениям. Однако власть не учитывала мнение автора.

Через год губернатор Москвы Петр Салтыков решил поставить спектакль по трагедии Сумарокова «Синав и Трувор». Салтыков лично выбирал актеров и не разрешил поэту участвовать в организации постановки. Филолог Юрий Стенник отметил, что пьеса была недостаточно подготовлена, и поэтому представление провалилось. Зрители освистали спектакль.

Актеры почти забыли свои реплики, а главная актриса вышла на сцену пьяной. Сумароков был вне себя от гнева. Поэт направил письмо Екатерине II, в котором утверждал, что все его произведения являются его личной собственностью, и пожаловался на Салтыкова.

Екатерина не поддерживала своего недавнего фаворита. Императрица посоветовала поэту поблагодарить московского губернатора за спектакль. Интересно, что ответ императрицы разошелся по городу в списках. Вся Москва шептала о полемике вокруг конфликта, даже Гаврила Державин высказал свое недовольство Сумарокова.

В ответ поэт написал стихотворение под названием «Все меры превзошла моя досада». В произведении Александр жаловался на плохую постановку.

Конфликт с Салтыковым и императрицей сильно ударил не только по самолюбию Сумарокова, но и по его здоровью. У него случился тяжелый нервный срыв, из-за чего литератор закрылся в своем имении. Поправился Александр лишь к осени. Письмо от Вольтера чуть-чуть улучшило настроение оскорбленного поэта.

В 1771 году поэт написал сатиру под названием «О благородстве». В этом произведении Сумароков описал недостатки аристократии. Он также написал комедии нравов, такие как «Мать – совместница дочери», «Рогоносец по воображению» и «Вздорщица». Интересно, что эти комедии были написаны Сумароковым очень быстро – он мог написать одну пьесу всего за несколько дней.

Спустя год издатель и журналист Николай Новиков отметил, что притчи Сумарокова являются настоящим сокровищем «российского Парнаса». Он утверждал, что произведения российского поэта превосходят творчество де ла Фонтена и Федра. Последователи Сумарокова, Михаил Херасков и Василий Майков, разделяли это мнение.

В летний период 1773 года поэт решил вернуться обратно в Петербург, где проживал до 1775 года. Все это время Сумароков посвящал изданию своих произведений и постановкам своих пьес в Придворном театре. Опальное положение, недовольство аристократии и самой императрицы негативно сказались на здоровье литератора, который страдал ипохондрией.

В 1770-х годах поэт начал сильно болеть, у него сильно ухудшилось зрение. Отдельной бедой Сумарокова были кредиторы – у писателя было много долгов. Чтобы достать деньги, ему даже пришлось продать часть книг из личной библиотеки. Из-за долгов писателю пришлось расстаться с правами на некоторые свои сочинения – с 1773 года все рукописи перешли секретарю Л. Попову.

Против Сумарокова были заведены судебные процессы. Его имущество и дом были описаны из-за задолженностей. Поэт старался покинуть Петербург, но кредиторы не собирались отпускать его. Сумароков пытался обратиться к властям.

Сумароков обратился за помощью к императрице, написав ее фавориту Григорию Потемкину. На его письма поэта не получил ответа. В своем стихотворении «Жалоба» он жаловался на равнодушие чиновников и бедность.

В личной жизни поэта также возникли серьезные проблемы. Весной 1777 года скончалась вторая жена Александра. Это был тяжелый удар для мужчины. В дневниках он писал, что плакал в течение двенадцати недель. Чтобы обеспечить наследство детям от второго брака, поэт вступил в брак с племянницей своей покойной жены.

Осенью того же года был проведен аукцион, на котором были проданы остатки имущества писателя.

Смерть

В октябре 1777 года Сумарокова уже не было с нами. Его смерть наступила в Москве, где он прожил свои последние дни в полной нищете. Для его похорон московские актеры собрали необходимые деньги. Могила писателя находится на Донском кладбище в Москве. Его последователь и друг Василий Майков написал эпитафию для Сумарокова.

Уже в XIX веке могила поэта считалась утраченной. Однако в 1951 году захоронение Сумарокова было обнаружено, и здесь был установлен памятник великому русскому драматургу и писателю.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий