Актер театра Александр Трофимов известен своей работой, в основном, в театре на Таганке. Однако его самой популярной ролью в кино является кардинал Ришелье в фильме «Три мушкетера» режиссера Юнгвальда-Хилькевича.
Самое яркое выступление Александра Трофимова – это его роль кардинала Ришелье в популярном фильме «Три мушкетера». Однако это не единственная талантливая работа актера. Зрители также запомнили его выдающуюся игру в фильмах «Маленькие трагедии», «Ромео и Джульетта», а также в экранизации романа Гоголя «Мертвые души», где он сыграл главного героя.
Театр на Таганке – это место, где Трофимов, уже почти пятьдесят лет, удивляет зрителей своим талантом и появляется на сцене в различных ролях. Кино – это только небольшая часть его актерской карьеры, хотя и важная.
Детство и юность
Увидев свет 18 марта 1952 года, актер театра и кино происходит из семьи москвичей, не имеющей отношения к миру искусства. В свое время, будущий «кардинал Ришелье», не планировал своей карьеры в этой области, а собирался получить техническое образование.
Окончив восьмилетнюю школу, парень пошел на совет родственников и поступил в техникум электронного машиностроения. В то же время он работал помощником сценарного мастера в клубе Краснознаменной военной академии. Оказавшись в мире искусства, Александр почувствовал внезапное стремление к чему-то другому, не связанному с технической сферой.
Однажды молодой парень зашел в студию любительского театра и продемонстрировал свой актерский талант. Художественный руководитель кружка убедил его продолжать развивать свои творческие способности. Не задумываясь, парень подготовил документы и отправился поступать в известную Щукинскую школу.
Появление долговязого, заикающегося парня вызвало удивление у приемной комиссии. Он совсем не походил на героев кино того времени — слишком утонченный и какой-то "неземной". К счастью, среди принимающих нашлись те, кто увидел в нем невероятную внутреннюю энергию и, самое главное, актерское качество — оголенный нерв.
В 1974 году Трофимов получил диплом и сразу же пошел работать в театр на Таганке. Он сделал этот выбор осознанно после того, как увидел спектакль «Добрый человек из Сезуана» с участием Владимира Высоцкого.
Еще одной причиной работы на Таганке был режиссер Юрий Любимов, которого Трофимов очень уважал. Их сотрудничество принесло много ярких и незабываемых постановок. Первым спектаклем, над которым они работали вместе, был «Что делать?», по произведению Николая Чернышевского.
Любимов, время от времени, давал своим актерам возможность импровизировать, однако, в случае с Трофимовым, он иногда делал исключение из своих принципов. Режиссер одобрял видение образов и их интерпретацию со стороны Александра. Актер в свою очередь, благодарил мэтра за доверие, восхищался его гениальным талантом и считал его своим главным учителем в актерской профессии.
В театральной среде Трофимову приписывали репутацию актера, способного к глубокой внутренней игре. Он исполнил множество волевых, сильных и острохарактерных персонажей, включая Фауста, Раскольникова, Гоголя и многих других.
В 1970-х годах Юрий Любимов поставил спектакль с названием «Мастер и Маргарита», в котором он вновь доверился таланту своего ученика. Впоследствии Александр Алексеевич признался, что эта роль стала для него самой значимой и драгоценной за всё время его актёрской карьеры.
В кино
В это же время Трофимов стал получать предложения от кинематографистов. Впервые он появился на экране в 1977 году, сыграв роль в телевизионной постановке «Доходное место». А уже в следующем году он получил всесоюзную славу после выхода киноленты «Три мушкетера» от знаменитого режиссера Георгия Юнгвальда-Хилькевича.
Для Трофимова Любимов был главным режиссером в театре, а в кино таковым стал Михаил Швейцер. Они сотрудничали над фильмами «Крейцерова соната», «Мертвые души» и «Маленькие трагедии».
Также Трофимов сотрудничал с кинорежиссером Анатолием Эфросом, и вместе они создали персонажа аббата Лоренцо из телеспектакля «Ромео и Джульетта».
Исполнитель обладает уникальной внешностью, аристократическим профилем и высоким ростом, что позволяет ему успешно играть выразительных героев благородного происхождения. Благодаря этим качествам, Александра Алексеевича часто приглашают для участия в исторических проектах, где ему доверяют роли самых известных личностей различных эпох.
В 1981 году Трофимов пережил кровоизлияние в мозг, и ему пришлось пройти черепную трепанацию в возрасте 29 лет. К счастью, молодой организм справился с болезнью, и актер продолжил свое творческое развитие.
В конце 1980-х годов артист удивил своих поклонников, появившись в образе капитана Крюка в детском фильме «Питер Пен». Эта роль стала необычным и запоминающимся моментом в его карьере, которая насчитывает более тридцати проектов.
В 1992 году актер, игравший роль Ришелье, был удостоен звания Заслуженного артиста РФ, а в 2013 году он получил звание Народного артиста России. Театралы и киноманы разных поколений до сих пор восхищаются его творчеством на театральной сцене и в кино.
В театре на Таганке, который стал родным для Александра Алексеевича, он принимает участие в постановках «Владимир Высоцкий» и «Фауст». В 2017 году актер сыграл главного героя в спектакле «Старик» в Псковском драматическом театре под режиссурой Анны Потаповой.
Среди недавних трудов появился кинofilm «На дне», основанный на пьесе Максима Горького. В этом фильме, созданном под руководством режиссера Владимира Котта, Трофимову выпала роль Барона — аристократа, проигравшего все свое имущество.
Личная жизнь
Александр Трофимов, умный и скромный, предпочитает не обсуждать детали своей личной жизни с представителями прессы. Информации о его супруге нет, их совместные фотографии не доступны в интернете.
Некоторые детали о сыне актера, Алексее, известны. Молодой человек окончил Вахтанговское училище, затем институт имени Щукина и поступил на службу в театр имени Моссовета. Знакомые с работами Алексея Трофимова театралы отмечают его поразительное сходство с отцом и выдающийся актерский талант.
Несмотря на свою творческую профессию, Александр Алексеевич остается скрытым человеком, не участвует в светских мероприятиях и редко дает интервью. В актерском сообществе Трофимова считают одной из самых закрытых знаменитостей.
Интересные факты
- Еще со своей молодости исполнитель сталкивался с проблемами в произношении — некоторые слова он просто "проглатывал". Со временем Александру Алексеевичу удалось избавиться от этого недостатка. Вместе с Алисой Фрейндлих в "Трех мушкетерах" Трофимов исполнил замечательную песню, которая выразила необычный тембр его голоса.
- Когда спросили Юнгвальд-Хилькевича, почему он предпочел подарить кардиналу голос Михаила Козакова, режиссер дал пояснения спустя много лет. По его мнению, манера речи у Трофимова тягучая, сам голос тяжелый, хриплый. Ришелье, напротив, — человек светский, самодостаточный и весьма раздражительный, и голос Козакова более подходил под этот образ.
Персонажи в театре
- Пересказ сюжета — «Мастер и Маргарита»;
- Сюжетная линия — «Что делать?»;
- Персонаж — «Преступление и наказание»;
- Главный герой — «Борис Годунов»;
- Имя персонажа — «Ревизская сказка»;
- Сценическая роль — «Владимир Высоцкий»;
- Роль персонажа — «Медея — Ясон»;
- Главный герой пьесы — «Доктор Живаго»;
- Роль в спектакле — «Фауст»;
- Персонаж — «Хроники»;
- Персонаж — «Арабески»;
- Главный герой — «Старик»;
- Роль персонажа — «Эффект Гофмана»;
- Персонаж — «Снегурочка».
Фильмография
- Персонаж Василий Жадов из книги «Доходное место»;
- Кардинал Ришелье из «Д’Артаньян и три мушкетёра»;
- Персонаж Вальсингам из произведения «Маленькие трагедии»;
- Персонаж Песка из книги «Женщина в белом»;
- Брат Лоренцо из произведения «Ромео и Джульетта»;
- Писатель Николай Гоголь и его книга «Мертвые души»;
- Друг Позднышева из произведения «Крейцерова соната»;
- Герои Головин и Беллинсгаузен из произведения «Странник»;
- Капитан Крюк из книги «Питер Пен»;
- Персонаж Фролов из произведения «Посвященный»;
- Аристарх Домникович из книги «Самоубийца»;
- Студент из произведения «Гамбринус»;
- Главный персонаж из книги «Опознание»;
- Эпизодическая роль из произведения «Скандал в нашем Клошгороде»;
- Сильвестр – «Откровение Иоанна Первопечатника»;
- Патриарх – «Борис Годунов»;
- Тихон – «Завещание Ленина»;
- Черный кудесник – «Русичи»;
- Циолковский – «Треск»;
- Барон – «На дне».
В последние годы Трофимову больших ролей не предлагают. Возможно, по этой причине он избегает давать интервью, не желая говорить лишь о звездных ролях прошлого.