Заслуженная артистка РСФСР Александра Завьялова прославилась своей ролью в культовом телефильме «Тени исчезают в полдень», а также в других произведениях. Её имя знают не только ценители советского кинематографа, но и многие другие люди. В 60-е годы она зажигала не только на экране, но и в сердцах зрителей, многие сравнивали её с Гретой Гарбо.
Но, конечно, у неё была своя уникальная красота и талант. Александра Завьялова появилась на свет в феврале 1936 года. Её родители не были связаны с миром искусства и простые трудящиеся, поэтому внешность этой благородной артистки удивляла многих.
Мало известно о детстве этой женщины, но она всегда была уверена, что ее судьба — быть актрисой. Она прошла очень серьезный отбор в Ленинградском театральном институте имени Островского и успешно окончила его в 1958 году.
Первые шаги в искусстве
Многие говорят, что Александра Завьялова не считала себя актрисой кино, а только театральной. Она работала в Брестском драматическом театре, совершенствуя свое мастерство. Ее внешний вид и волевые черты привлекли внимание режиссеров, которые увидели в ней потенциальный талант для экрана. Она долго отказывалась от предложений, но в конце концов согласилась сыграть в фильме «Люди на мосту» под уговоры Александра Захри.
Это стало началом карьеры актрисы, после которого кинорежиссеры убедились в ее таланте и уникальной внешности, идеально подходящих для кинематографа. Предложения посыпались одно за другим, и актриса плавно, но органично стала частью мира кино.
Следующим шагом стал показ фильма «Песня о Кольцове», где она исполнила главную роль с блестящим мастерством. «Песня о Кольцове» — это сложный фильм, рассказывающий о судьбе поэта, вынужденного всю жизнь заниматься коммерцией, чтобы следовать примеру отца. Но его единственное утешение — стихи и любовь к простой крестьянской девушке. Поэту так и не повезло быть счастливым, он скончался в 33 года. Александра Завьялова воплотила главную роль настолько убедительно, что она стала объектом серьезного интереса, и публика начала проявлять больше внимания к ее творчеству.
Затем в списке фильмов появились картины под названиями «Любовь Аленушки», «Ожидайте писем», «Хлеб и цветы», «Работа и праздники» и многие другие. Эти ленты выходили одна за другой, и режиссеры делали акцент на привлекательную внешность героини, ее волшебный взгляд, который словно гипнотизирует зрителей.
Без сомнения, Александра Завьялова — настоящая звезда кино, хотя изначально считала себя преимущественно театральной актрисой. Судьба расставила все на свои места. Середина 60-х годов пришлась на период ее наивысшей популярности.
В мелодраме «Алёшкина любовь» она отыграла очаровательную и озорную героиню, которая занималась простой работой на железной дороге, но умело завоевывала сердца мужчин. Можно сказать, что это психологическая драма, которая отражает жизнь простых людей страны. Актриса настолько убедительно исполнила свою роль, что жена Леонида Быкова, исполнявшего главную мужскую роль, очень ревновала и всегда находила повод посетить съёмки.
Самый главный фильм
Одним из самых культовых фильмов в ее карьере можно назвать «Тени исчезают в полдень». Это фильм, требующий большого мастерства и самоотдачи. Возможно, эта работа повлияла на психику актрисы, ведь известно, что она неоднократно находилась в психиатрической клинике в начале 70-ых годов прошлого века.
В этой ленте она исполнила роль красивой наследницы богатой семьи, хитроумной и коварной. Актриса с легкостью воплотила разные возрастные персонажи: молодую девушку и женщину в зрелом возрасте. Ее игра была очень убедительной.
К сожалению, подобные обстоятельства также отразились на образе актрисы. Кроме того, Комитет государственной безопасности объявил ее ненадежной, и вскоре возможность сниматься в фильмах была прекращена. Так, если взглянуть на ее фильмографию, то фильм «Тени исчезают в полдень», снятый в 1971 году, стал предпоследним. После этого она исчезла с экранов почти на два десятка лет, появившись только в 1992 году в фильме «Белые одежды», который стал ее последним. Этот фильм был снят уже после распада Советского Союза, когда воздействие КГБ на творчество ослабло.
К сожалению, звезда попала в черный список из-за своего романа с американцем. Ранее ее считали лицом СССР и приглашали на многие мероприятия, организованные советским посольством.
Результатом этого романа стало пламя страсти между актрисой и американским бизнесменом, крупным предпринимателем. Он был так очарован ею, что даже готов был оставить свою жену в США. Однако советские спецслужбы не могли позволить этого, и он был выслан из страны. Этот инцидент принес Александре Завьяловой печать ненадежности, что сказалось на её дальнейшем карьерном пути, чего нельзя не заметить, глядя на её фильмографию.
Личная жизнь
Александра Завьялова официально состоит в браке только один раз. Она вступила в брак с художником Дмитрием Бучкиным, и в этом браке у них родилась дочь Татьяна. Они жили вместе до начала 60-ых годов, после чего произошла встреча и роман с американским гражданином.
Известно, что у актрисы был сын по имени Пётр, но его настоящий отец остаётся неизвестным, так как сама артистка тщательно скрывала эту информацию. Однако отношения актрисы с её первым мужем Дмитрием были хорошие, и когда у неё начались проблемы с карьерой и КГБ, и она была госпитализирована в психиатрической больнице, её первый муж решил усыновить Петра.
В 1975 году ее отправили в психиатрическую клинику, и она не могла видеть своих детей. Это был ужасный удар для нее. Неизвестно, что стало причиной этого, но можно предположить, что актриса устала от постоянного давления, наблюдения и обвинений. Пребывание в психиатрической больнице не было единственным.
Трагическая смерть
В последние годы талантливая актриса ведет закрытый образ жизни. Возможно, она устала от постоянного внимания, возможно, настало время пересмотреть свою судьбу и биографию. Ее дочь Татьяна стала художником-оформителем, идя по стопам своего отца. А сын Петр не проявил творческие способности, работая на обычных строительных работах.
Известно, что из-за проблем матери с властью он провел некоторое время в детском доме. Возможно, трагическая жизнь Александры Завьяловой повлияла на его психику. Считается, что он был закрытым и странным, злоупотреблял алкоголем. Все последние годы она заботилась о нем, они жили вместе.
Она понимала, что ему будет тяжело, и возможно, он никогда не выздоровеет и не избавится от вредных привычек. Это очень ее беспокоило.
Невозможно точно сказать, каковы были отношения между ней и её сыном, однако в 2016 году произошла трагедия. Александра Завьялова была убита, и, как установило следствие, в этом был виноват её сын. Расследование продолжалось долгое время, и многие люди не могли поверить в то, что произошло. Тем не менее, суд вынес приговор Петру, осуждая его на 8 лет заключения.
Актриса ушла из жизни в возрасте 79 лет и была похоронена в городе Санкт-Петербурге, на Смоленском кладбище. И по сей день интерес к её карьере, личной жизни и этой трагедии не угасает. Периодически появляются статьи, выходят фильмы-воспоминания, а фильм «Тени исчезают в полдень» возможно, один из лучших фильмов, снятых за время существования СССР.
Творчество Александры Завьяловой в этом фильме можно рассматривать как образец для подражания, особенно для начинающих артистов. Это настоящий высший пилотаж в искусстве, который может быть использован в качестве учебного пособия.
Избранная фильмография
- 1959 — Люди на мосту
- 1960 — Алёшкиа любовь
- 1961 — Будни и праздники
- 1964 — Одиночество
- 1964 — Фро
- 1965 — Клятва Гиппократа
- 1969 — Встреча у старой мечети
- 1992 — Белые одежды