Этот режиссер создал фильмы, которые стали знаковыми для российского кинематографа еще при его жизни. Его творения будут смотреть поколения зрителей, они являются истинным памятником своей эпохи. Уход Алексея Балабанова из жизни был таким неожиданным и шокирующим, что многие до сих пор не могут поверить в это, даже после пяти лет. Возможно, он предчувствовал свой уход, так как в последнем интервью заявил, что больше не будет снимать фильмы. Его слова оказались предсказательными.
После выпуска фильма «Брат» режиссер Алексей Балабанов обрел оглушительный успех и всеобщее признание.
Детство и юность
Алексей Балабанов родился в городе Свердловске, который позже был переименован в Екатеринбург. Его детство и юность прошли именно здесь, в этом городе. В искусстве он не проявлял большого интереса, предпочитая время проводить с друзьями. Однако его увлечением было изготовление бомб, которые он продавал вместе с набором юного химика.
Активный интерес к пиротехнике он объяснял своим охотничьим инстинктом. С детства его мечтам о путешествиях в дальние страны, что побудило его изучать иностранные языки, которые, по его мнению, были необходимы для осуществления его мечты.
После окончания школы Алексей поступил в Горьковский пединститут иностранных языков и получил диплом переводчика. Сразу после окончания университета в 1981 году его призвали в армию.
Два года он отслужил в военно-транспортной авиации в городе Витебске. Этот опыт позже нашел отражение в его художественных работах о войне. Именно в этот период Алексей смог осуществить свою детскую мечту — он летал по разным странам Африки и Азии, а также участвовал в войне в Афганистане.
Его талант и наблюдательность помогли ему заметить и запечатлеть все, что происходило вокруг. Он активно впитывал события, различные истории и легенды, рассказанные сослуживцами. Именно они стали основой для его картины «Груз 200», ставшей самой реалистичной и тяжелой для понимания обычных людей.
В 1983 году, после окончания военной службы, Алексей Балабанов вернулся в Свердловск, где его отец, Октябрин Балабанов, работал главным редактором научно-популярного кино на Свердловской киностудии. Отец смог устроить сына ассистентом режиссера на своей студии.
В периоде, когда Свердловск стал центром андерграундной культуры, здесь возникло уникальное направление в рок-музыке. Вдали от столичных влияний и власти, здесь возникла группа «Наутилус Помпилиус», с которыми Балабанов установил тесные отношения. Их музыка практически звучала во всех фильмах режиссера, дополняя сюжет и создавая цельную картину того времени.
Фильмы
Карьера Алексея Балабанова в кинематографе началась на площадке Свердловской киностудии. В 1985 году он внезапно дебютировал в качестве режиссера, помогая оператору с дипломным проектом. Ограниченный в средствах и времени, Балабанов за одну ночь написал сценарий и задействовал группу «Наутилус Помпилиус» в своем проекте. Массовой сценой стало участие гостей ресторана, в котором проходили съемки фильма.
В 1990 году Алексей закончил обучение на режиссерском отделении Высших курсов по подготовке режиссеров и сценаристов. Он обучался у Б.Галантера и Л.Николаева. На тот момент он уже снял несколько фильмов, в которых принимали участие известные рок-музыканты. Свое первое кино Алексей назвал «Раньше было другое время». Тот же 1990 год Балабанов переехал в Санкт-Петербург и решил серьезно заняться крупными проектами.
В 1992 году Балабанов стал одним из основателей кинокомпании СТВ. Его партнером в этом деле был продюсер Сергей Сельянов. На этой киностудии впоследствии возникли почти все проекты Балабанова.
В 1991 году режиссер создал свою первую самостоятельную работу под названием «Счастливые дни». Роль главного героя исполнил Виктор Сухоруков. Его персонаж бродит по Петербургу и пытается найти комнату, не помня ничего о себе. Фильм был показан вне конкурса на кинофестивале в Каннах и получил множество наград в России.
В середине 90-х годов Балабанов уже пользовался хорошей известностью среди творческой элиты Санкт-Петербурга. Именно в это время, в 1997 году, режиссер узнал, что такое настоящая популярность и любовь зрителей. В этот год он выпустил знаменитую картину «Брат», которая получила Гран-при на кинофестивале «Кинотавр». Позже режиссер получил и международное признание. В своем фильме Балабанов использовал актеров Сергея Бодрова-младшего, исполнившего роль главного героя, Виктора Сухорукова и Андрея Краско.
Алексей назвал свой следующий проект «Про уродов и людей» и создавал его не для широкого проката. Однако картина получила название «Нику» и стала культовым проектом во всех постсоветских республиках. В начале нового века, в 2000-м году, Балабанов снял вторую часть ленты под названием «Брат 2», которая стала своеобразным прощанием с иллюзиями тех лет.
В 2002-м году на экраны вышла еще одна лента режиссера Балабанова – «Война», за которую его обвинили в политической некорректности. Сюжет переносит зрителя на Северный Кавказ, в разгар Второй чеченской войны.
После этого режиссер занялся съемкой более легкого кино и в 2005 году выпустил фильм «Жмурки», в котором с искрометной иронией осмеивает бурные 90-е годы. В последующем году Балабанов снял мелодраму «Мне не больно», где главную роль исполнила Рената Литвинова. Фильм также был удостоен многочисленных отечественных наград и получил положительные отзывы от критиков.
В две тысячи седьмом году на экраны вышел еще один фильм от Алексея на тему войны – картина «Груз 200». Она была полна жестокими сценами, поэтому многие города России отказались от показа этого фильма. Роли главных персонажей в этом фильме исполнили Агния Кузнецова и Алексей Серебряков.
В две тысячи тринадцатом году Алексей Балабанов начал работу над фильмом, который получил название «Я тоже хочу». Героям этого фильма предстоит найти артефакт, который известен как мистическая колокольня счастья, которых осталось немного в российских деревнях. В этом фильме Алексей сыграл самого себя – режиссера, которого отвергла эта колокольня, и он погибает.
Балабанов нашел подходящую колокольню для съемок. Она была старой, наклоненной, и находилась в Вологодской области, на небольшом острове. Самое интересное, что она рухнула именно через сорок дней после того, как режиссера уже не было в живых.
Личная жизнь
У Алексея Балабанова было два официальных брака в его личной жизни. Ирина, первая жена, стала матерью его сына Федора. Парень вырос и получил экономическое образование.
Режиссер встретил свою вторую жену, Надежду Васильеву, во время съемок фильма «Замок», где она работала художником по костюмам. Из этого союза родился сын Петр в 1995 году, их брак продержался до конца жизни Алексея.
Смерть
18 мая 2013 года Алексей Балабанов покинул нас. Он скончался в санатории под названием «Дюны» в поселке Солнечное от острой сердечной недостаточности. Он ушел из жизни моментально, утратив сознание. Ему было 55 лет. Похороны Балабанова состоялись 21 мая в Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга.
На прощание с великим режиссером пришло несколько сотен человек.
Смоленское кладбище стало местом его последнего приюта.
В течение всей своей творческой жизни режиссер посвятил себя созданию образа постсоветского героя, стараясь передать его мысли, желания и мечты. Его фильмы запечатлели тот уникальный период, который уже ушел в прошлое, оставив след только на экране и в памяти будущих поколений.
Избранная фильмография
- 1987 Наступило иное время
- 1989 Настя и Егор: история любви
- 1991 Дни полные радости
- 1994 Замок: таинственное место
- 1997 Брат: история бандита
- 1998 О жестокости и человечности
- 2000 Брат 2: продолжение саги
- 2002 Война: жестокие реалии
- 2005 Жмурки: мир криминала
- 2006 Не хочу чувствовать боль
- 2007 Груз 200: темная сторона жизни
- 2008 Морфий: опиум для народа
- 2012 Я хочу тоже самое
- Беседа с режиссером Алексеем Балабановым
- Информация о нем на Википедии