Алексей Баталов был ярким представителем своей эпохи. Он проявил себя не только как талантливый актер и режиссер, но также как мастер слова и обладатель собственной гражданской позиции. В его исполнении персонажи отличались чистотой и душевностью, были сдержанными и интеллигентными. Каждый из них обладал особым внутренним светом, который согревал окружающих. Сам Баталов был простым, надежным и порядочным человеком.
Популярность актеру принесли фильмы "Летят журавли" и "Москва слезам не верит".
Детство и юность
20 ноября 1928 года во Владимире родился Алексей Баталов, в семье известных актеров. Его отец, Владимир Баталов, был известным актером и режиссером, а мать, Нина Ольшевская, тоже была актрисой. Они познакомились в МХАТе, где оба работали, и часто брали сына с собой, так что его детство прошло преимущественно на территории театра. В 1933 году родители Алексея развелись, и Нина вышла замуж за известного писателя Виктора Ардова, который относился к мальчику так же, как к своим собственным сыновьям. Так у Алексея появились два сводных брата — Михаил, родившийся в 1937 году, и Борис, родившийся в 1940 году.
С пяти лет Алексей воспитывался своим отчимом, которого всегда считал самым близким человеком. Мальчик с мамой перебрались жить к Ардову, их семейная жизнь усложнялась тем, что через стенку от них жила первая жена литератора. Они жили так несколько лет, а потом удалось купить квартиру в доме литераторов, где они и переехали.
Их соседями были Мандельштамы, и проживание рядом с ними положительно влияло на воспитание мальчика. Они окружались лучшими представителями интеллигенции страны, деятелями отечественной культуры.
Ардовы часто принимали у себя Анну Ахматову, Бориса Пастернака, Иосифа Бродского, и такая компания очень нравилась маленькому Алеше.
В 1941 году счастливые детские годы закончились из-за начавшейся войны, и Баталов с матерью были вынуждены покинуть Москву и уехать в эвакуацию в Бугульму. Мама, будучи театральной актрисой, не сидела сложа руки и организовала свой собственный театр во время эвакуации, в который приняли участие эвакуированные артисты и их дети. Алексею тогда уже было 15 лет, и он помогал матери в театре, а затем сам начал выступать на сцене, играя роли второстепенных героев. Еще в детстве он понял, что театр станет неотъемлемой частью его жизни, но сомневался в своем таланте и возможности достичь успеха.
Театр
Театральная карьера Алексея Баталова началась еще в период Великой Отечественной войны. Первый раз он стал выступать на сцене в Бугульме, в театре, который основала его мать.
Его дебют в кино произошел в 1944 году после возвращения из эвакуации в Москву вместе с матерью. Тогда его и его школьный класс пригласили сняться в фильме "Зоя" о известной партизанке Зое Космодемьянской. В отличие от своих одноклассников, у Баталова была роль с репликами, которые нужно было произнести перед камерой.
После окончания школы, Алексей Баталов поступил в МХАТ, где изучал актерское мастерство под руководством С.К.Блинникова и В.Я.Станицына. Решение связать свою жизнь со сценой было естественным – вся его семья была связана с театром. Баталов учился легко, ему повезло с педагогами, которых он всегда вспоминал с глубокой благодарностью. Не научиться хорошим манерам, когда их ведет сама княгиня Волконская, мог только отъявленный дурак. Диплом об окончании МХАТ Баталов получил в 1950-м, и сразу был призван в армию.
Срочную службу Алексей Баталов проходил в Центральном театре Советской Армии, где выступал на протяжении трех лет.
В 1953 году Алексей Баталов начал работать в МХАТе и оставался там до 1957 года. Для него театр был не просто местом работы, а его судьбой и родным домом. Возможно, это связано с тем, что его родители также были связаны с МХАТом, и с самого детства он был окружен театральной атмосферой. В то время маленький Алеша даже не представлял, что у взрослых может быть другая профессия, кроме как работа в театре.
Фильмы
В кинематографе дебют состоялся с выходом фильма «Зоя», снятого режиссером Лео Арнштамом в 1944 году. После десятилетнего перерыва, в 1954 году Баталов был приглашен на съемки фильма «Большая семья» режиссера Иосифа Хейфица, где ему досталась роль главного героя.
В те годы в советском кино формировался образ нового советского человека-рабочего, и Алексей Баталов стал одним из источников создания этого образа. Сотрудничество с режиссером Хейфицом продолжилось в 1955 году с выходом фильма «Дело Румянцева», где Баталов сыграл главную роль. В 1960 году он снялся в фильме «Дама с собачкой», а в 1964 году зрители увидели его в фильме «День счастья». Главное, что объединяло героев этих фильмов, — это сильный дух и врожденная интеллигентность. Именно в этом образе Баталов смотрелся очень органично, режиссеры увидели большой потенциал в молодом актере и засыпали его интересными предложениями.
В 1956 году Александру Баталову было предложено сыграть роль Павла Власова в экранизации произведения Горького «Мать». Годом позже, его биография пополнилась новой ролью в фильме «Летят журавли», режиссером которого был Михаил Калатозов. Этот фильм сделал Баталова чрезвычайно популярным. Его персонаж — спокойный, ироничный, мужественный и интеллигентный — таким видели советского солдата благодаря его таланту.
После выхода фильма «Дама с собачкой» в 1960 году, талантливость актера вызвала широкий резонанс. Баталову пришлось по-настоящему постараться, чтобы сыграть роль Гурова. Этот фильм был награжден как в отечественных, так и в международных кинофестивалях.
В 1962 году Алексей Баталов сыграл роль Дмитрия Гусева в фильме «Девять дней одного года». Он играл ученого-физика, который получил облучение во время своих исследований. Михаил Ромм и Даниил Хабровицкий решили написать сценарий специально для Баталова, но вначале их планы почти провалились из-за серьезной болезни артиста.
В это время у него начались серьезные проблемы с глазами, и врачи настоятельно запретили ему находиться под яркими лучами света. Однако режиссеры не сдались и все-таки решили предоставить Баталову возможность прочитать сценарий. Они отправили его по почте в Симферополь, в глазной центр, где лечился актер. Реакция Баталова была моментальной – он прервал лечение и сразу отправился в Москву, чтобы подтвердить свою готовность приступить к работе над новым проектом.
Эта работа представляет собой изображение повседневной жизни физиков, занимающихся ядерной разработкой. В основе сюжета лежат реальные события. Алексей Баталов стремился показать всю серьезность происходящего, но не в трагическом контексте, а в контексте реалий того времени. Его персонаж должен был быть образованным, мыслящим и интеллигентным человеком, воплощением ученого двадцатого века. Алексею Баталову удалось достигнуть этой цели, и в 1966 году его работа была удостоена Государственной премии РСФСР.
В 60-е годы Алексей Баталов начал заниматься режиссурой и уделял много внимания радиотеатру. В 70-е годы он снова вернулся к киноискусству в качестве актера. Режиссеры снова стали использовать его в уже установившейся роли.
С 1975 года Алексей Баталов приступил к преподавательской деятельности в ВГИКе, а в 1980 году получил звание профессора и стал заведующим кафедрой. Наивысшую точку славы актер достиг в 1980 году, когда состоялась премьера фильма «Москва слезам не верит».
Его персонаж Гоша-Гога, простой советский слесарь-интеллигент, стал легендой родного кинематографа. Режиссером фильма был Владимир Меньшов, картина была удостоена престижной премии «Оскар», а Баталов стал секс-символом советского экрана.
В 2006 году состоялась последняя съемка с участием актера Алексея Баталова. В тот год его позвали сняться в фильме "Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя!". После этого он завершил свою актерскую карьеру и попробовал себя в литературном творчестве. Баталов стал автором сборника воспоминаний.
Алексей Баталов также стал автором стихов и детских сказок, он написал множество сценариев к фильмам. Его также привлекало изобразительное искусство. Издательство "Искусство" выпустило книгу Баталова под названием "Судьба и ремесло" в 1984 году. Он также стал соавтором книги "Легендарная Ордынка", которую выпустили его братья — Михаил и Борис Ардовы.
Алексей Баталов внес огромный вклад в культурное наследие страны, за что был удостоен множества правительственных наград.
Режиссура
В 1960 году Алексей Баталов сделал свой режиссерский дебют, создав фильм «Шинель». Через шесть лет он стал автором картины «Три толстяка», где сыграл одну из главных ролей. В 1972 году вышел третий фильм Алексея Баталова – «Игрок», основанный на произведении Ф. Достоевского. После этого Баталов больше не снимал фильмов. Частично это связано с переездом актера из Ленинграда в Москву.
Он считал, что потерял свою надежную команду профессионалов и в столице такую команду найти не удалось.
Алексей Баталов был увлечен радиопостановками, которые стали ему настоящим укрытием во время кризиса кинематографа. Кроме того, артист всегда мечтал испробовать себя в искусстве чтения. Он реализовал постановки "Казаков", "Героя нашего времени", "Ромео и Джульетту", "Белые ночи". Эти спектакли приносят удовольствие нескольким поколениям, восхищаясь техникой исполнения и характерами героев.
В 1974 году в его творческой биографии появились мультипликационные фильмы, которые он с радостью озвучивал.
Личная жизнь
Алексей Баталов впервые почувствовал любовь еще в подростковом возрасте. Он был влюблен в Ирину Ротову, его сверстницу. Через два года они вступили в брак, и в 1955 году у них появилась дочь по имени Надежда.
Из-за загруженности, Баталов проводит все меньше времени дома, полностью уделяя себя работе. Постепенно отношения с его женой остыли. В это время он встречает цирковую артистку Гитану Леонтенко, с которой снимался в фильме «Большая семья». В 1958 году он подает на развод с Ириной и заключает официальный брак с Гитаной.
Личная жизнь артиста постепенно наладилась. В 1968 году у них родилась дочь Мария, и тогда у супругов начались трудности. В результате медицинской ошибки девочка родилась с ДЦП, и родители приложили огромные усилия, чтобы ее социально адаптировать. Мария смогла закончить сценарный факультет ВГИКа, начала писать сценарии, издала одну книгу и была принята в Союз писателей.
Дачный конфликт
Алексей Баталов — человек не склонный к скандалам, однако ему пришлось столкнуться с судебным разбирательством. Причиной этого стало его собственное дачное участок, расположенный неподалеку от писательского поселка Переделкино. Баталов уже долгие годы владел участком в дачном кооперативе "Мичуринец", даже смог построить небольшой домик, но в один момент он обнаруживает, что несколько сотых его участка принадлежат соседу — ювелиру Вадиму Эльгарту. Этот предприимчивый мужчина смог оформить документы на право собственности, при этом присвоив часть земли, принадлежащей Баталову.
Эльгарт быстро распорядился и построил баньку на этом месте, тогда как Баталов случайно подписал ему документ, который позднее оказался актом о разграничении границ участков. Вероятно, Баталов даже не понял, что он подписывает, а хитрый сосед мог утверждать, что это всего лишь автограф.
По официальным документам дача принадлежит дочери Баталова, Марии, так как все необходимые документы артист оформил на нее уже давно. Оказывается, когда он ставил подпись, он не был владельцем дачи, и этот документ можно считать недействительным, но судебные процессы продолжались много лет. Баталов даже написал письмо мэру города с просьбой прояснить эту ситуацию.
Препятствие для справедливости состоит в том, что сам ювелир не является владельцем дачи, он подарил ее своей дочери, которая живет в США. Конечно, она не может быть присутствовать на заседании в России, и процесс затягивается на годы.
Множество поклонников артиста следили за всеми поворотами этого конфликта, и не теряли надежды, что он разрешится в пользу Баталова. Дело даже дошло до председателя СК России Александра Бастрыкина, но заметных продвижений не произошло. В итоге, Алексей Баталов ведет борьбу в одиночку, и даже его всемирная известность не помогла ему достичь результата. Решение по отчуждению так и не было принято.
Причина смерти
Алексей Баталов отметил свое 88-летие в 2016 году. В последнее время он страдал от частых головных болей и головокружений. В начале 2017 года его заболевание снова обострилось, и он упал, получив перелом шейки бедра. Ему потребовалась госпитализация, после чего были проведены две операции. Постепенно его состояние улучшалось, но доктора не считали возможным выписать его из больницы.
Алексей Баталов остался в больнице до конца своих дней, ушедших 15 июня 2017 года. Накануне своей смерти он был причащен священником.
Родные, близкие и множество поклонников смогли проститься с великим актером 19 июня. Алексей Баталов был похоронен на Преображенском кладбище.
Избранная фильмография
- 1944 — Зоя
- 1955 — Михайло Ломоносов
- 1957 — Летят журавли
- 1958 — Дорогой мой человек
- 1963 — День счастья
- 1969 — Внимание, черепаха!
- 1973 — Возврата нет
- 1979 — Москва слезам не верит
- 1986 — Зонтик для новобрачных
- 1991 — Полтергейст-90
- 2006 — Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя
Режиссерские работы
- 1959 — Большая Дорога
- 1966 — Доктор Живаго
- 1972 — Семнадцать мгновений весны
- Какие фильмы снял Андрей Тарковский?
- Биография на сайте КиноПоиск