Алексей Дикий — биография и личная жизнь актера

Алексей Дикий – известный актёр, режиссер, и педагог отечественного происхождения. Он основал и возглавлял Студию Дикого с 1931 по 1936 годы, а также занимал должность главного режиссера БДТ. В 1949 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР, и он был награжден Сталинской премией пять раз.

Биография Алексея Дикого могла бы послужить основой для интересного кинофильма или театральной постановки. Он прожил яркую и насыщенную жизнь, принимал участие в обеих мировых войнах и проявил себя как творческая личность. Его талант был настолько многосторонним, что он одинаково хорошо смотрелся в самых разных образах, даже самых противоположных.

Детство и юность

Алексей Дикий появился на свет 12 (24) февраля 1889 года в городе, который впоследствии был переименован из Екатеринослава в Днепропетровск, а сегодня известен как Днепр (Украина). Существует неоднозначность относительно точной даты его рождения: по одним источникам, артист родился 25 февраля, но в других упоминается 25 апреля. Родители Денис и Анна Диковы принадлежали к категории бедных крестьян. Отец был неизлечимо больным, не в состоянии работать, поэтому семья выживала благодаря матери, которая была швеей.

Алексей подарила любовь к театру своей старшей сестре Марии, которая была известной актрисой, и ее мужу – режиссеру и антрепренеру в Украинской музыкальной драме города Харькова, Алексею Суходольскому. Суходольский вовлек шестилетнего мальчика в свои спектакли, и он обучался у таких мастеров, как Панас Саксаганский, Марк Кропивницкий, Мария Заньковецкая, Иван Карпенко-Карый.

В 1904 году после окончания школы и городского четырехклассного училища, Дикого поступил в Харьковское реальное училище. После этого, в 1907 году, он был призван в армию и служил в Пензенском 121-м пехотном полку как вольноопределяющийся.

Творчество

Благодаря приглашению Ильи Уралова, который служил в Московском Художественном театре, талант Алексея Дикого нашел свое проявление. Именно он пригласил начинающего артиста в студию этого театра.

В 1909 году Дикий переехал в Москву, где он прошел обучение на частных драматических курсах Софьи Халютиной вплоть до 1912 года. Его наставниками стали Константин Марджанов и Вахтанг Мчеделов. Год спустя после переезда в Москву Алексея приняли в МХТ, и его творческая биография началась с постановки «Живой труп», где он сыграл незначительную роль судебного пристава. Дикий также получил обучение у Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко.

Жизнь Алексея Дикого изменилась навсегда во время Первой мировой войны. С 1914 по 1917 годы он служил в Царской армии, сражаясь на Кавказском фронте. По словам самого актера, эти годы были "потеряны безнадежно".

В январе 1918 года он дебютировал на сцене Первой Студии, которая позже стала известной как МХАТ-2. Именно в этот период сформировался талант артиста, он играл озорные, острохарактерные роли.

Первый фильм с участием Алексея Дикого вышел в 1919 году. Он снялся в короткометражной ленте "Чем ты был?".

Тем не менее, он не оставил кинорежиссуру, а продолжал искать свое призвание в новом амплуа. В 1919 году, он совместно с Е.Вахтанговым поставил спектакль «Потоп» на сцене Московской драматической студии имени Евгения Вахтангова (в настоящее время известной как Театр имени Вахтангова). А через пару лет представил перед публикой свою самостоятельную режиссерскую работу под названием «Зеленый попугай», основанную на пьесе А.Шницлера.

Алексей Дикий активно выступал на сцене МХАТа-2 в качестве актера и одновременно продолжал режиссировать спектакли в разных театрах. В 1925 году он возглавил постановку «Блоха» по произведению Н.Лескова, которая стала важным событием в его режиссерской карьере. Он также сотрудничал с Московским театром для детей при Моссовете (теперь известным как Российский академический молодежный театр), театром «Комедия (бывший Корш)» и Ленинградским Драматическим театром Народного дома. Среди его знакомых были художники-авангардисты А.Лентулов и Н.Радлов.

В период с 1922 по 1926 год Алексей Дикий работал в Московском еврейском театре, где был режиссером спектаклей "Скрипач на крыше", "Праздник в Касриловке", "Тевье-молочник". Эти постановки стали настоящим театральным событием, в которых режиссеру удалось точно передать язык, колорит времени и психологические портреты героев.

В 1928 году Алексей Дикий был приглашен в театр "Габима" в Тель-Авиве (Палестина). Он отправился за границу, чтобы поставить спектакль по произведению Шолом-Алейхема "Золотоискатели", который получил название "Корона Давида". Премьера спектакля состоялась 23 мая 1929 года. Однако вскоре после этого Дикий покинул театр.

К 1925 году Дикого уже полностью раскрылось его актерское и режиссерское мастерство. Он предпочитал яркие и насыщенные цвета на сцене, выразительные жесты, и величественность героев. Режиссерский талант Дикого находил свое выражение в балаганном комизме и яростной сатире.

В 1925 году Дикий начал сотрудничать с Большим театром, где поставил несколько опер и балетов до 1928 года. В 1927 году он был назначен художественным руководителем МДТ, а через год он стал режиссером спектакля "Человек с портфелем", который был поставлен в Московском театре революции.

В то же время, в 1931 году Алексей Дикий основал Театрально-литературную мастерскую при доме Ученых. Через четыре года она была переименована в Театр-студию под руководством Алексея Дикого. Он был одновременно и режиссером, и педагогом, и в этом театре была поставлена постановка талантливого режиссера «Леди Макбет Мценского уезда» по пьесе Лескова. Студия А.Дикого прекратила свое существование в 1936 году.

В 1935 году актер снова появился на большом экране, сыграв ключевую роль Кеденека в фильме «Восстание рыбаков».

С 1932 по 1936 годы Дикий занимал должность художественного руководителя МДТ имени ВЦСПС. 26 марта 1936 года он стал главным режиссером БДТ имени Максима Горького, перешедшим вместе с группой молодых талантливых актеров, бывших артистов студии. На этих сценах Дикий поставил несколько пьес, включая «Мещане» по Горькому.

Постановка была показана зрителям летом 1937 года в связи с годовщиной смерти великого русского писателя. Сначала спектакль получил множество отрицательных отзывов, не понравилась ни концепция режиссуры, ни актерская игра. Но обновленная версия спектакля была показана в августе того же года, причем были заменены некоторые актеры.

Алексей Дикий был арестован 17 августа 1937 года. Расследование его дела продолжалось более года, и только в сентябре 1938 года Особое совещание при НКВД вынесло ему приговор по 58-й "политической" статье – пять лет лишения свободы. Дикий отбывал наказание в Усольлаге НКВД СССР.

Молодые артисты потеряли своего лидера, но решили сохранить труппу и полным составом отправились в Сталинабад, столицу Таджикистана. Впоследствии они основали русский драматический театр в этом городе, который сейчас носит имя Владимира Маяковского. 28 августа 1941 года "Дело Алексея Дикого" было прекращено, и его сразу отпустили.

В 1941 году осенью, Дикий отправился в Омск вместе с труппой Театра им. Вахтангова, который был эвакуирован туда. Через год после этого Алексей дебютировал в постановке под названием «Фронт», основанной на пьесе Корнейчука, играя роль генерала Горлова. Этот персонаж стал наиболее выдающимся в его актерской карьере, поскольку Дикий смог придать своему герою множество различных черт характера, делая образ исключительно многогранным. Эта интерпретация роли получила название «горловщина».

После возвращения в Москву с театром, Алексею было поручено руководство Театром-студией киноактера в 1944 году.

В сентябре того же года Дикий перешел в Малый театр, где работал в качестве режиссера и актера до 1952 года. Позднее он был переведен в МДТ имени Пушкина.

Актер стал настоящей звездой благодаря роли в фильме «Кутузов», где он прекрасно сыграл Михаила Кутузова. Лента была выпущена в 1943 году и принесла ему популярность.

Спустя три года Алексей получил приглашение посетить место съемок фильма «Адмирал Нахимов». И вновь ему выпала главная роль – он сыграл Павла Нахимова.

Роль Иосифа Сталина была сыграна несколько раз. В 1948 году был выпущен фильм «Третий удар», а через год – «Сталинградская битва», где Дикий сыграл свою роль. Герой Дикого – Сталин, получил положительные отзывы.

В 1944 году Дикого был включен в Художественный совет при Комитете по делам кинематографии при Совете Министров СССР. Он продолжал преподавать. В 1948 году он стал профессором в Театральном училище, известном как «Щепки». Его книга, названная «Повесть о театральной юности», была опубликована после его смерти, в 1957 году. Дикий также писал статьи о театральном искусстве, которые публиковались в московской прессе.

Личная жизнь

У артиста было два официальных брака в личной жизни. В первом браке он вступил в брак с актрисой Екатериной Корнаковой, которая покинула его ради инженера Бориса Бринера. Из этого брака у артиста родился сын, знаменитый американский актер Юл Бриннер.

Второй женой Дикого стала балерина Александра Боротвинова. После смерти супруги и тещи их похоронили в одной могиле с Алексеем Диким. В обоих браках у артиста не было детей.

Смерть

В последние годы своей жизни актер страдал заболеванием, которое и стало причиной его кончины 1 октября 1955 года. В момент смерти ему было всего 66 лет.

Его захоронили на Новодевичьем кладбище.

  • Несмотря на свои героические поступки, тяжелые испытания в лагерях и мужественную внешность, Дикий очень боялся своей жены Шурочки. Она была маленькой, энергичной и достаточно скандальной женщиной. Однажды Алексей пропился и не смог вернуться домой, так как его щека была расцарапана. Тогда он уговорил своего коллегу — артиста Георгия Менглета, чтобы тот подтвердил, что они репетировали у него дома, а щеку расцарапала собака. Менглет отговаривал Алексея от этой затеи, говорил, что Шура все равно не поверит, но Дикий настоял, и они пошли сдаваться на милость жены. Шура открыла дверь, и прежде чем Георгий успел хоть что-то сказать, чтобы подтвердить выдуманную историю, она уже все поняла и ударила мужа дважды. Алексею оставалось только отпустить коллегу.
  • Когда Дикого назначили на роль Сталина, он не стал делать сильный грим и говорить с кавказским акцентом. Вместо этого он придумал свою уловку и пару раз в фильме сказал «каммуныкацыя», а все остальное произносил на чистом русском языке. Но почему-то все запомнили, что Сталин разговаривает с акцентом. Кстати, именно эта уловка понравилась и самому Сталину, он сообщил об этом артисту во время их встречи в Кремле.
  • Когда в стране началась очередная антиалкогольная кампания, Дикий заявил, что если в театре начинают искать пьяниц, то в нем больше нечего искать.
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий