Алексей Каплер, известный как писатель, кинодраматург, режиссер и педагог, работал в период Советского Союза. Он был награжден званием «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В течение 5 лет в середине 60-х годов он был ведущим телепередачи «Кинопанорама».
Алексея Каплера, ставшего символом своей эпохи, обожало население страны, его фильмы о судьбе Ленина и режиссура И. Бабеля были очень популярны. У него был роман со С. Аллилуевой, который почти привел к краху его карьеры режиссера. Его настоящее имя было Лазарь, но советские кинокритики и зрители запомнили его как Алексей.
Детские и юношеские годы
Лазарь Каплер был рожден в городе Киеве, который на тот момент был частью Российской империи. Его дата рождения — 11 октября, но по поводу года рождения существуют разные данные. Официальные источники указывают на 1904 год, в то время как в архивах говорится о годе рождения на год ранее.
Родители Лазаря были евреями. Отец занимался коммерцией, а мама посвятила себя заботе о домашнем хозяйстве. Они очень хотели, чтобы их сын следовал их делу. Но будущий писатель мечтал стать не предпринимателем, а покорить публику своим талантом. Учась в гимназии, Лазарь полюбил театральное искусство. И он решил связать свою жизнь с театром.
Когда ему было 15 лет, он понял, что имя Лазарь не подходит для звездной карьеры, поэтому он выбрал более звучное имя, под которым он прославился — Алексей Каплер.
Творческая деятельность
Старт творческого пути у Алексея был разносторонним. После окончания гимназии Каплер был принят в труппу Киевского эстрадного театра. Он также участвовал в деятельности творческой компании под названием «Чипыстан». В молодости у будущего кинодраматурга было прозвище «Люся Каплер», которое он получил в компании близких друзей.
Однажды Каплер и его друзья решили, что им пора двигаться дальше, а провинциальный Киев не может предоставить им возможности для полного развития их творческого потенциала. Поэтому они переехали в Петроград, где основали «Фабрику эксцентрического актера».
Разнообразные формы искусства, которые недавно были популярны, стали утомительны для зрителей, традиционные представления уже не вызывали такого интереса и эмоционального отклика. Поэтому появление на сцене молодой киевской труппы с амбициозными идеями оказалось кстати. Например, пьеса Гоголя "Женитьба" превратилась из скучного театрального представления в яркий карнавал, полный эстрадных номеров и трюков, который подарил зрителям массу положительных эмоций.
Кино
Участвуя в создании фильмов, Алексей постепенно потерял интерес к актерской профессии, желая выражать свои идеи, а не просто исполнять указания режиссера. Возраст 23 года заставил Каплера отправиться в Одессу, где он стал ассистентом Довженко при съемках картины «Арсенал». Недовольство своим положением помощника поначалу тяготило парня, но вскоре он столкнулся с еще большим разочарованием: его работы были запрещены.
Однако молодой и амбициозный парень не унывал и продолжал работать над своим проектом. Вскоре он стал победителем конкурса, где жюри отбирало лучший сценарий для фильма под названием «Ленин в Октябре». Это произведение произвело впечатление на самого Сталина, поскольку в сюжете он изображен как близкий друг и союзник Вождя пролетариата, с которым Ленин обсуждает каждую свою идею.
Преподавательская деятельность
В 1939 году Алексей сменил свою профессию и стал преподавать во ВГИКе, а во время Великой Отечественной войны он работал военным корреспондентом. После возвращения из ссылки его друг М. Ромм, который зарабатывал деньги на совместных кинофильмах, передал Алексею значительную сумму. Это позволило Каплеру вести довольно обеспеченный образ жизни в те времена.
«Кинопанорама»
Некоторое время Алексей работал преподавателем мастерской в Высшем Государственном Институте Кинематографии, а после голосования на первом собрании Союза советских кинематографистов он был избран секретарем правления. Во время своего 63-летия известный режиссер получил предложение стать ведущим программы «Кинопанорама». Ему пришлось работать над этим проектом целых шесть лет во время трансляции передачи. Алексей Карпер отличался остроумием и эмоциональностью, и в этом он сильно отличался от своих коллег: он никогда не читал текст с бумажки с серьезным лицом, несмотря на то, что передача велась в прямом эфире. Это принесло ему дополнительную известность.
Личная жизнь Алексея
Писатель всю свою жизнь пользовался вниманием женщин. Его личная жизнь напоминает сюжет бразильского сериала. Его первой официальной женой была советская киноактриса Т. Тарновская. Чтобы официально оформить эти отношения, мужчине пришлось пройти крещение. Однако через 8 лет эти брак закончился, несмотря на рождение сына Анатолия.
Кроме него у Каплера нет наследников.
После развода, мужчина начал жить с сценаристкой и врачом Т. Златогоровой, но их союз был недолгим, и затем режиссер жил вместе с киноактрисой Г. Сергеевой.
Но вскоре случилась судьбоносная встреча в его жизни. Мужчина познакомился с С. Аллилуевой — дочерью И. Сталина. Эта встреча произошла на вечеринке, посвященной очередной годовщине Октябрьской революции. К тому времени Капле уже исполнилось 40 лет, а девушке только 16.
Знаменитый режиссер позвал Светлану на танец, при этом, не забывая ухаживать за девушкой комплиментами. Во время танца с Аллилуевой, он почувствовал, что в его сердце возрождается великое чувство любви. С этого момента знаменитый режиссер думал только о скромной, но прекрасной девушке. Однако ухаживать за Светой было довольно сложно: она не выходила на улицу одна, ее сопровождали только секьюрити, но амбициозный Алексей не считал это препятствием.
Режиссер проводил с девушкой много времени, знакомил ее с шедеврами мирового кино, водил на различные мероприятия. Встречи были довольно скромными, но отец Светланы все-таки узнал о новом ухажере дочери. Алексей отправился в окруженный Сталинград и писал репортажи.
Он тосковал по Светлане, молодые сердца испытывали взаимную привязанность, но им пришлось расстаться. Момент прощания влюбленных был напряженным: они сильно обнялись, едва дыша, прошептали одно слово «Люблю», а в соседней комнате находился сопровождающий, который внимательно следил за ними и контролировал происходящее.
За день до этого Каплеру позвонили и настоятельно посоветовали ехать на фронт и собирать информацию для кинофильма, который готовился к выходу. Однако, Алексей так сильно был погружен в свои чувства, что ответил советчикам в довольно резкой форме, что он останется в городе, а если им нужно, они могут сами отправиться собирать военные факты.
Буквально на следующий день мужчину обвинили в антисоветской агитации, за что его арестовали и приговорили к 5 годам заключения, после чего он отправился отбывать срок в Воркуту. Благодаря разрешению на покидание территории, где стояла колючая проволока, Алексей получил возможность работать фотографом.
В тюремной камере Алексей встретил кинозвезду В. Токарскую, которая проявила удивительные таланты в танцах и пении. Несмотря на свое заключение, она оставалась удивительно спокойной и уверенной. Ее обаятельное общение вернуло Каплеру желание жить и даже влюбиться. От источников можно узнать, что режиссер переживал глубокую депрессию, и Валентина сумела спасти его от самоубийственных мыслей.
После истечения срока Каплер вернулся в Москву, несмотря на запрет. Однако он придерживался запрета на встречи с Аллилуевой из-за тяжелых воспоминаний о ссылке, вызывавших у него ощущение камня в груди. У него возникла идея посетить Киев и провести время с родителями, но арестовали его сразу после того, как он вошел в вагон поезда. Затем его отправили в тюрьму.
Каплера и других заключенных заставляли трудиться в шахте. Он провел в тюрьме около 10 лет и освободился после смерти вождя. Ему и Токарской дали амнистию.
После возвращения в Москву, молодая пара пошла в ЗАГС и начала строить свою семейную жизнь. Однако их история не закончилась на этом, в жизнь Алексея вернулась Аллилуева. Несмотря на то, что она уже дважды была замужем, она заявила, что все еще любит режиссера и думала о нем все это время. Но Алексей отверг дочь вождя.
Однако вскоре Каплеру наскучило общество его жены. В 1954 году Алексей встретил новую возлюбленную. Ею стала поэтесса Ю. Друнина. Обоих не смутил тот факт, что женщина была замужем. Встреча произошла во время обучения будущих сценаристов, на которые Юлия поступила получать специальность, а Алексей был преподавателем.
Юлия более пяти лет сопротивлялась симпатии, возникшей между ней и Алексеем, по той причине, что хотела сохранить брак, в котором подрастала дочь.
Однако, когда чувства оказались сильнее, чем моральные убеждения, она подала на развод, и ее примеру последовал и Алексей. Когда Друнина и Каплер поженились, женщине исполнилось 30 лет, а Алексею уже исполнилось 50 лет. Об этой паре говорил каждый житель столицы, они смогли произвести фурор, но многие соглашались с тем, что супруги эффектно дополняют друг друга. Влюбленные были постоянно рядом друг с другом, и эта история любви заслуживает быть экранизированной.
Смерть
С возрастом Алексей начал испытывать сильные боли и был доставлен в больницу. Все долгие месяцы, проведенные режиссером в палате, его супруга Юлия была рядом. Каплер не мог позволить себе сломиться и оказаться слабым, он до последнего момента беспокоился о том, что его жена останется одна в сложный для России исторический период. Режиссер ушел из жизни 11 сентября 1979 года.
Он долгое время сражался с раком, но болезнь оказалась сильнее. По его завещанию его похоронили на Старокрымском кладбище.
Юлия не смогла вынести утрату своего возлюбленного и разрушение своих надежд на грядущее, привычных устоев и идеалов. Друнина решила окончить свою жизнь самоубийством: отравившись угарным газом в закрытом автомобиле. В 1991 году её похоронили рядом со знаменитым супругом.