Алексей Кольцов — биография поэта, жизнь и творчество

Алексей Кольцов — известный русский поэт, живший в начале 19 века. В его произведениях впервые главным героем стал крестьянин, отражая его радости и печали. Творчество Кольцова было высоко оценено самим А.С. Пушкиным. Излюбленный стихотворный размер поэта получил название «кольцовский пятисложник».

Детство и юность

В Воронеже осенью 1809 года появился на свет Алексей Кольцов. Его отец, Василий Петрович, был зажиточным мещанином с суровым нравом, который скрещивал грубость крестьянина с гордыней мещанина. Он зарабатывал на жизнь перегонкой рогатого скота и торговлей, в то время как мать, неграмотная Прасковья Ивановна, прожила долгую жизнь более 75 лет. Точное количество детей в семье Кольцовых остается неизвестным.

Алексей поступил в уездное училище, где разгорелась его любовь к чтению. Его патриархальные родственники считали чтение и писательство неприемлемым для его сословия, считая, что такие занятия более подходят дворянам. В результате, спустя полтора года отец решил, что сыну достаточно знаний из грамматики и арифметики, и забрал его домой.

Однако в семье Кольцова он чувствовал себя чужим, и все свое свободное время тратил на чтение. У друга его друга, сына купца Варгина, была немаленькая библиотека. Кроме того, Алексей тратил все свои карманные деньги на книги, которые ему давал отец. Торговец книгами Кашкин, пораженный такой страстью к чтению у воронежского мальчика, разрешал ему бесплатно читать книги из своего магазина. Особенно любимыми для Кольцова стали восточные сказки «Тысяча и одна ночь» и стихи поэта Ивана Дмитриева.

Своё перо Алексей взял в шестнадцать лет, когда первый раз почувствовал, как его эмоции превратились в стихи. Он рассказал об этом Белинскому, историю о том, как в жаркую ночь, полную мыслей и эмоций, слова в его голове стали рифмоваться. С этого момента началась творческая судьба крестьянского поэта Кольцова.

Однако у Кольцова не хватало знаний и литературного опыта. Очень помог ему студент Андрей Серебрянский, который редактировал стихи Алексея, давал советы, а неудачные вирши просто советовал уничтожить. Затем литературным наставником Кольцова стал профессор Вельяминов, преподававший в воронежской семинарии. В это время начинающий поэт знакомится с неким Сухачевым, который издал некоторые стихи Кольцова под своим именем. Но в Воронеже многим уже были известны произведения талантливого автора, и разоблачить проходимца не составило труда.

Творчество

Кольцов никогда не писал специально для детской аудитории, но его стихи о природе включены во многие хрестоматии для маленьких читателей. Главным образом поэт обращался к сложным и грустным темам. Например, в его произведениях «Молитва» и «Могила» проникает глубокая тоска.

Могила Чья это могила Тиха, одинока? И крест тростниковый, И насыпь свежа? И чистое поле Кругом без дорог? Чья жизнь отжилася? Чей кончился путь? Татарин ли дикий Свершил здесь убийство В ночной темноте И свежею кровью, Горячею брызнул На русскую быль? Или молодая Жница-поселянка, Ангела-младенца На руках лелея, Оплакала горько Кончину его?

И под ясным небом В поле, на просторе, В цветах васильковых, Положен дитя. Веет над могилой, Веет буйный ветер, Катит через ниву, Мимо той могилы, Сухую былинку, Перекати-поле. Будит вольный ветер, Будит, не пробудит Дикую пустыню, Тихий сон могилы.

В начале своего творчества Алексей имитировал любимых поэтов Дельвига, Жуковского, и особенно Пушкина. Однако его авторская лирика удивительным образом приближалась к народной фольклорной поэзии. Кольцов предпочитал использовать сочетания слов («степь-трава», «грусть-тоска», «воет-завывает»), которые часто встречаются в русских народных песнях. Благодаря этой технике его стихи становились очень мелодичными, и не зря многие из них превратились в песни.

Наиболее успешными считаются стихи, написанные Кольцовым и посвященные тяжелому крестьянскому труду («Урожай», «Косарь» и «Не шуми ты, рожь»). В простой и непритязательной поэзии автора-самоучки рифмы часто были простыми и глагольными, а порой и вовсе отсутствовали. Однако стихи Кольцова были высоко оценены самим Пушкиным. Он считал воронежского поэта настоящим талантом и даже пригласил его к себе в Петербурге в 1836 году. И любимый стихотворный размер Алексея теперь известен в литературоведении как «пятисложником Кольцова».

Личная жизнь

В отличие от его литературной деятельности, личная жизнь Алексея Кольцова была довольно драматичной. В 18 лет он влюбился в крепостную девушку по имени Дуня. Однако, пока сын был в отсутствии, его отец выдал Дуню замуж за простого казака. Он хотел, чтобы Алексей женился на девушке из купеческого сословия — это было бы выгодно для семейного бизнеса.

По возвращении, Кольцов пытался найти свою возлюбленную, но оказалось, что Дуня умерла от побоев, нанесенных ей злым мужем. Эта трагедия сильно отразилась на последующем творчестве Алексея.

В заключительные годы своей жизни поэт влюбился в Варвару Лебедеву. Молодая вдова из купеческой семьи была очень привлекательна. У нее были голубые глаза, и ее волосы были темного оттенка. Кольцов написал для этой красавицы стихотворение с названием "Последний поцелуй". Но Варвара скоро поняла, что у Алексея почти не было своих средств, и его отец перестал выделять ему деньги.

Она стала любовницей офицера и уехала с ним из города.

Кончина поэта

После последнего инцидента в его личной жизни у Алексея начались проблемы с туберкулезом. При этом его семья почти не обращала на него внимания. Отец отказывался платить за лечение, а его сестра была занята подготовкой к свадьбе. В доме постоянно был шум и суета из-за невесты и ее подруг.

Только мать беспокоилась о здоровье Алексея, и медик Малышев делал все возможное, чтобы облегчить его страдания из уважения к его таланту. Кольцов ушел из жизни в 1842 году в возрасте 33 лет.

Память о Кольцове

Один из двух художественных фильмов был снят о жизни поэта. Фильм «Песня о Кольцове» был выпущен в 1959 году, а другой фильм «На заре туманной юности» был показан зрителям в 1997 году. В его родном городе, Воронеже, установлены два памятника этому оригинальному автору. Скульптура, созданная А.А. Кюи, стала одним из первых памятников, поставленных в честь литераторов.

Интересно, что оба памятника со временем изменили своё местоположение. Бюст был перемещен в глубину сквера и повернут в другую сторону. А гранитный памятник, высотой 10 метров, созданный скульптором И.А. Савичевым, был перемещен через 20 лет после открытия к драматическому театру, носящему имя Кольцова.

Многие художники запечатлели образ знаменитого поэта. Г.А. Гончаров изобразил в своей картине "Встреча Пушкина с Кольцовым" разговор двух русских поэтов. Он также показал самобытного поэта в общении с родной природой в "Кольцов в Донских степях" и в молодости в "Юность поэта". Кроме произведений Гончарова, образ Алексея Кольцова передавали в своих картинах художники В. П. Криворучко, И. Е. Лопатин и М. И. Лихачев.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий