Алексей Козлов — не только талантливый писатель, но и музыкант, публицист и композитор, чья деятельность оказала значительное влияние на развитие джазовой музыки в СССР. Он является физическим основателем джаз-рока в нашей стране и создал уникальное ощущение бунтарства в русском джазе.
13 октября 1935 года в Москве появился на свет Алексей Козлов. Его родители были представителями науки и искусства. Отец, Семён Филиппович, был кандидатом наук в области психологии, а мать, Екатерина Ивановна, работала преподавателем музыкальной теории.
Именно мать начала учить маленького Лёшу игре на фортепиано, когда он учился в музыкальной школе. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он уже умел играть джазовые композиции и даже самостоятельно покупал пластинки. Именно с этого момента джаз появился в жизни Алексея, определив его дальнейший путь.
Когда Сергей Козлов учился в 10-м классе, он впервые посетил ресторан под названием «Аврора». В тот вечер там играл джазовый оркестр. Это зрелище настолько поразило молодого парня, что он решил сам начать заниматься джазом. Однако его успехи в учебе оставались скромными, и почти до окончания школы его не принимали в комсомол, а его стиль одежды был похож на «стилягу».
Неудивительно, что его родители не одобряли ни его увлечения, ни образ жизни. Как заявил позднее сам Козлов, его отец не особо ценил джаз, считая его музыкой буржуазии. Но в тоже время Семён Филиппович не мешал сыну заниматься этим делом.
Когда наступил 1953 год, Алексей получил от своих родителей в подарок магнитофон «Днепр- 3». Это устройство позволило ему записывать радиопередачи с радиоприёмника «Минск», включая передачи «Music USA», что полностью погрузило его в мир джаза.
Первые годы карьеры
Покончив со школьной скамьей, Алексей стал студентом архитектурного института в столице и оказался в составе местного оркестра, где играл на рояле и ударной установке. К 1957 году он отлично овладел саксофоном, что принесло ему первый заработок во время выступлений на концертных площадках и в джазовых клубах.
Фестиваль молодежи и студентов, который проходил в столице Союза в то же время, позволил Козлову завести знакомства со многими звездами джаза того времени — Джо Темперли, Бэртисом Ридингом, Джефом Элисоном. Естественно, на тот момент Алексей получил просто непередаваемые эмоции и множество ярких впечатлений.
В последующие годы молодой музыкант постоянно совершенствовал свой стиль исполнения, что привело к созданию джазового коллектива. В 1960 году его пригласили в Эстонию для участия в джазовом фестивале в городе Тарту.
18 октября 1961 года музыкант дал концерт в новооткрывшемся кафе с названием «Молодость». Это событие стало началом новой эпохи, связанной с этим заведением, которое стало неофициальным джаз-клубом в столице, где Козлов играл постоянно.
Через год музыкант выступил на первом московском фестивале джазовой музыки, где отбирали участников для международного фестиваля Jazz Jamboree в Польше. Алексей был одним из победителей.
В то же время, Алексей закончил учебу в институте и начал работать научным сотрудником в НИИ. Но это не помешало ему продолжать заниматься музыкой. В 1963 году поклонники Козлова получили возможность услышать первую пластинку его квинтета, а через два года группе предстояло выступление за пределами СССР вместе с ансамблем Георгия Гараняна.
В конце 1996 года Алексей присоединяется к группе «ВИО-66» Юрия Саульского, но вскоре уходит из-за разногласий по репертуару. Затем он собирает своих друзей и основывает собственную группу, которая выступает в клубах под названиями «Печора» и «Ритм». Его творчество становится популярным, и он начинает экспериментировать с авангардными направлениями в джазе.
Профессиональная деятельность
В течение 4 лет с 1969 года артист выступал на джаз-роковых фестивалях после разочарования в фри-джазе. Совместно с Тверитиновым, Квирквелия и Бади, Алексей организовал постановку рок-оперы Иисус Христос — суперзвезда. Это привело к тому, что Алексей стал объектом внимания органов безопасности.
В 70-е годы начался поиск себя для Алексея Козлова, что привело его к авангардной музыке.
«Я сам написал на себя донос. В документе содержалась информация, свидетельствующая, что моя музыка отвлекает молодежь СССР от западных звезд. Другими словами, мои песни помогали в борьбе с западной пропагандой» — вспоминал артист.
Через 3 года после своего основания Козлов создал свою первую профессиональную группу под названием «Арсенал», которая впоследствии стала легендой. С 1976 года «Арсенал» сумел пробиться на официальную эстраду, начал давать коммерческие концерты и совершать гастрольные выступления. Коллектив завоевал признание как в России, так и за рубежом. Было выпущено 6 компакт-дисков и 6 грампластинок.
Кроме того, Козлов автор нескольких книг, которые знакомят читателей с особенностями джаза.
Творчество «Арсенала» представляет собой смесь различных стилей, в которой есть место для музыкальных экспериментов. Музыка коллектива не ограничивается определенными рамками, в ней сочетаются как современный европейский джаз, так и композиции в стиле рока с элементами брейк-данса.
Коллектив был настолько тесносплочен и столь сильно любил джаз, что он стал популярен за рубежом и получил признание в России, став символом русского джаза. Группа выступала в Германии, Франции и США. В конце 90-х Гвердцители и "Арсенал" завоевали Нью-Йорк, получили премию "Овация" и стали лучшим джазовым коллективом России.
В 1999 году был сформирован второй состав "Арсенала", играющий в стиле New Emotional Music. Несмотря на 80-летний юбилей в 2015 году, Алексей не прекратил выступления.
Известный отечественный джазовый лейбл включил в свой репертуар проект музыканта с названием « Art Beat Music ».
Преподавательск ая деятельность
В 1968 году Алексей начал свою карьеру как преподаватель в студии джаза Юрия Козырева, а через 18 лет был принят в Союз советских композиторов.
В 90-е годы музыкант стал известен как ведущий телепередач «Весь этот джаз» и «Импровизация на тему» , а также выпустил литературные работы «Мой ХХ век» и «Рок. Истоки и развитие» .
Алексей Козлов восхищался общением с Биллом Клинтоном в Москве в 1995 году, и многие другие события из его жизни описаны в биографической книге «Козел на саксе» .
Личная жизнь
Личная жизнь Алексея Козлова стала связана с Лилией Абдрахмановной Абсалямовой, которая работает преподавателем английского языка. У них родился сын Сергей, который стал успешным кинооператором и дважды был удостоен премии "Ника". Его работами являются фильмы "Елки-5", "Антикиллер", "Мама", "Параграф 78".
[ZEBR_TAG_p Вклад Алексея Козлова в развитие отечественного джаза невозможно переоценить, поскольку музыкант является отправной точкой, с которой всё началось в советские времена.