Алексей Плещеев – известный русский поэт, прозаик, театральный и литературный критик, а также переводчик. Он был членом кружка петрашевцев и пользовался огромным уважением среди молодежи, склонной к революционным идеям.
В середине 19-го века стали популярны гимны, пропитанные духом свободы и перемен. Один из видных авторов подобных произведений – Алексей Плещеев, который провел значительную часть своей жизни в ссылке. Помимо революционных текстов, писатель создал множество сатирических рассказов, где высмеивались неаккуратные, но алчные провинциальные чиновники.
Будучи известным журналистом и литературным критиком, Алексей Николаевич помогал публиковать работы таких талантливых авторов, как Антон Чехов, Всеволод Гаршин, Семен Надсон, и многих других.
Детство и юность
Будущий литератор появился на свет в городе Кострома в 1825 году, 4 декабря. Родители мальчика были дворянами и заслуженными людьми. Отец занимал должность чиновника по важным делам при генерал-губернаторе Архангельска и Вологды. После рождения сына его семью перевели в Нижний Новгород, где он стал губернским лесничим.
Отца Алеши лишил жизни, когда мальчику было шесть лет. После этого его мать была вынуждена переехать в городок Княгинин, который находился неподалеку от Нижнего Новгорода. В зрелом возрасте Плещеев написал стихотворение «Детство», в котором описал этот провинциальный городок.
До 13 лет парень изучал уроки дома. Мама мечтала, чтобы сын был образованным и успешным, как его отец. Она приглашала лучших учителей, чтобы учить Алешу литературе, иностранным языкам и точным наукам. Плещеев окружался кучей книг, которым он уделял много времени. Он восхищался творчеством Лермонтова и Гете, переводя их произведения на русский язык.
В 1840 году мать решила отправить Плещеева в военную школу Санкт-Петербурга, где готовили будущих гвардейцев. В этом учебном заведении особое внимание уделялось военным наукам, в то время как литература и история изучались поверхностно. Для молодого гуманитария это было нестерпимо, и уже в первый год пребывания в школе он попросился домой. Мать отказала, и Алексей продолжил учиться еще три года. Когда он был на третьем курсе, ему было выдано разрешение на выходные, но когда он вернулся, его исключили из-за болезни.
Подготовка Плещеева к вступительным экзаменам в Петербургский университет стала его главной заботой. Пройдя успешно испытания, он был принят на филологический факультет, после чего решился на написание стихов, чего он не делал во время учебы в военной школе. Здесь были написаны его первые произведения: "Дездемона", "Дачи", "Безотчетная грусть".
Петру Плетневу, который был редактором журнала "Современник", Плещеев показал свои стихи впервые. Обсудив поэзию с филологом Яковом Гротом, Плетнев отметил талантливость молодого автора. Скоро сочинения Плещеева и его переводы с немецкого произведений других авторов появились на страницах журнала "Современник". Так началась творческая карьера молодого и пока еще неизвестного поэта.
Творчество
В середине 1840-х годов, Алексей вступил в литературное общество Санкт-Петербурга, посещая литературные встречи и философские круги братьев Бекетовых. Там он близко познакомился с Михаилом Салтыковым-Щедриным, Иваном Гончаровым и Федором Достоевским. С последним у Плещеева завязалась теплая дружба, и в 1848 году Федор Михайлович посвятил своему другу произведение «Белые ночи».
В то же время Плещеева увлекли социалистические идеи. Он увлекался трудами Анри Сен-Симона и Шарля Фурье. Плещеев вместе с Достоевским вступил в круг русского мыслителя Буташевича-Петрашевского, где также собрались два десятка молодых авторов. Полностью погрузившись в литературу, молодой человек бросил учебу. В 1845 году его отчислили из университета.
По чувствам братья мы с тобой Мы разделяем одни и те же чувства, мы оба верим в искупление и никогда не будем питать вражду к нашей родной стране до конца жизни. Когда настанет долгожданный момент и народы поднимутся, нас найдут в рядах священного воинства свободы. Я знаю, что в тебе живет истинная любовь к святой истине, и твое сердце отозвется на мой бескорыстный голос.
Через год был издан первый сборник стихов поэта. Самыми известными произведениями книги стали стихи «По чувствам братья мы с тобой» и «Вперед! Без страха и сомненья…». Позднее эти произведения станут революционными гимнами.
Поэзия Плещеева была воспринята молодежью с революционными настроениями как свежий воздух, их называли «марсельезой» нового поколения. Критики, включая Николая Добролюбова, высоко оценивали творчество Алексея. Опытные писатели хвалили молодого поэта за яркие образы и социальную актуальность. Тем не менее, некоторые критики высказывали мнение, что произведения Плещеева немного однообразны и основаны на похожих сюжетах. В частности, об этом писало издание «Финский вестник» в 1846 году.
В период французской революции 1848 года Алексей Николаевич стал первым из русских поэтов, кто откликнулся на эти события, публикуя поэму "Новый год". Чтобы обойти цензуру, писатель дал произведению подзаголовок "Кантата с итальянского". Свое новое произведение он отправил Николаю Некрасову, который в то время был редактором журнала "Отечественные записки". Редактор был готов опубликовать стихи, но цензоры заметили уловку, и произведение не прошло.
В это же время Плещеев создавал прозу, которая также публиковалась в журнале "Отечественные записки". Это были рассказы под названиями "Протекция. История из прошлого", "Енотовая шуба. Поучительная история" и "Шалость". Писатель следовал лучшим традициям Николая Гоголя, высмеивая глупость, жадность чиновников и обычных граждан.
Допросы исследования продолжались множество месяцев. В соответствии с версией следствия, задержанный отправился в Москву с целью доставить запрещенное письмо петрашевцам. Алексей утверждал, что поехал в белокаменную на визит к своей любимой тетушке.
В конце 1849 года Плещеев и другие участники дела были осуждены к расстрелу. Основные обвинения включали в себя распространение революционных идей и запретной литературы. Заключенных доставили на Семеновский плац, где каждому был лично объявлен смертный приговор, после чего его отменили.
Четыре года каторжных работ были назначены Плещееву, однако вскоре наказание было пересмотрено. Его направили в Отдельный Оренбургский корпус города Уральск на службу рядовым солдатом. За весь этот период практически не было времени на творчество, так как ему не полагались отпуска. В своих воспоминаниях об этом времени автор писал, что тишина бескрайних оренбургских степей была для него невыносимой.
Однако здесь он познакомился с известными поэтами Михаилом Михайловым, Тарасом Шевченко, Алексеем Жемчужниковым и польским мятежником Сигизмундом Сераковским. Последний организовал революционный кружок, к которому вскоре присоединился Плещеев.
В середине 19-го века российская армия активно завоевывала центральноазиатские земли. В этих походах принимал участие и Алексей, который в 1953-м году добровольцем отправился на штурм крепости Ак Мечеть в Кокандском ханстве. Он стремился продвинуться по службе, и его усилия увенчались успехом: после захвата крепости его назначили унтер-офицером, а вскоре и прапорщиком. В конце концов, Плещеева перевели на гражданскую службу: он стал коллежским регистратором в местной пограничной комиссии, а затем служил в канцелярии губернатора Оренбурга.
Пройдя по ссылке, поэт встретил свою любовь и вступил в брак. Его избранницей стала Еликонида Руднева, дочь надзирателя на Илецком соляном прииске. Судя по его автобиографическим записям, личная жизнь литератора складывалась удачно. В браке с Рудневой он был счастлив, писал ей трогательные письма с признаниями в искренней любви. Супруга родила ему троих детей, но семейное счастье не затянулось: через семь лет женщина умерла.
К концу 1850-х годов у Плещеева открылась новая возможность для творчества. Его произведения и переводы были опубликованы в журнале «Русский вестник», под редакцией Михаила Каткова. Некоторые стихотворения также были опубликованы в журнале «Современник» Некрасовым. В это же время был выпущен второй сборник произведений автора, эпиграфом к которому стали строки из произведения немецкого писателя Генриха Гейне.
Вскоре Плещеев получил долгожданное разрешение на переезд в Москву, при этом его действия оставались под строгим контролем властей. В 1959 году поэт начал сотрудничать с изданием «Московский вестник», где публиковались его стихи и проза. Благодаря своему статусу пайщика газеты и имея некоторое влияние, благодаря его покровительству стали печататься произведения Николая Чернышевского, Михаила Салтыкова-Щедрина, Ивана Тургенева. Кроме того, в «Московском вестнике» появлялись рецензии Плещеева на литературные произведения других авторов.
Давно Алексей Николаевич задумался о создании своего собственного журнала. Совместно с Михаилом Михайловым он решил запустить издание под названием «Иностранное обозрение», а затем предложил Салтыкову-Щедрину основать журнал под названием «Русская правда». Но ни один из этих проектов не увенчался успехом из-за политической неблагонадежности поэта. Тайная полиция продолжала наблюдать за Плещеевым, считая его причастным к революционным группировкам и финансированию подпольных типографий.
Автор написал несколько произведений, посвященных либеральным реформам Александра II, затрагивающих землеустройство, судебную и образовательную системы. Писатель выразил негодование отмене крепостного права: по его мнению, это решение подталкивало самые уязвимые слои населения под «чиновничий грабеж».
В поэзии того времени прозвучал призыв автора к революции, аналогично произошедшей во Франции. Плещеев активно поддерживал студенческие волнения: своё стихотворение «Лжеучителям» он посвятил революционной молодежи. На написание этого произведения его вдохновило выступление московского профессора Бориса Чичерина, который призывал к искоренению «анархии умов».
Значительное воздействие на лирические творения того времени оказал Николай Некрасов, который в своих произведениях часто затрагивал тему простого народа. Так, в «Сельской песне» Алексей Николаевич сфокусировал внимание на актуальной проблеме образования крестьян.
Сельская песня
Другие стихи автора посвящены пейзажам, например, «Тучи», «Опять весной в окно мое пахнуло», «Скучная картина». Их также запоминают.
Сельская песня Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит. С нею солнце краше И весна милей… Прощебечь с дороги Нам привет скорей! Дам тебе я зерен, А ты песню спой, Что из стран далеких Принесла с собой…
Многие считали, что поэт имел неопределенную политическую позицию. Действительно, стараясь разобраться в своих чувствах к происходящему, Плещеев часто высказывал абсолютно разнонаправленные мнения.
Личная жизнь
Недостаточное финансовое состояние вынудило Алексея Николаевича вступить в государственную службу: в 1864 году он принял должность ревизора в Московской контрольной палате. У писателя начался период творческого застоя: ушли из жизни его единомышленники Добролюбов, Михайлов, Чернышевский, а также были закрыты журналы "Современник", "Эпоха", "Русское слово", в которых публиковались его произведения. В это время поэту показалось, что его литературная карьера окончена.
В 1866 году Плещеев вступил в брак во второй раз. Екатерина стала его второй женой, но он так и не смог полностью отдаться ей. Его сердце до сих пор принадлежит Еликониде, которая ушла из этого мира так внезапно. Екатерина родила дочь Любу еще до свадьбы.
«Отечественные записки»
Вскоре после этого, Некрасов, редактор «Отечественных записок», предложил Плещееву должность секретаря издания. Плещеев согласился и отправился в Петербург на новое место работы.
Некоторое время спустя, редактор «Вестника Европы» Стасюлевич предложил автору выполнять переводы с французского и немецкого. Кроме того, произведения писателя публиковала газета «Биржевые ведомости».
Плещеев посвятил свои стихотворения друзьям и единомышленникам. Одно из произведений «Я шел молча по улице безлюдной…» он написал в честь Виссариона Белинского в 1877 году, и пять лет спустя опубликовал свое сочинение «Памяти Н. А. Некрасова» в журнале «Устои».
После ухода Некрасова, руководство «Отечественных записок» перешло к Алексею Плещееву. Составление литературных произведений для издания потребовало много усилий и времени, но писатель не прекратил заниматься творчеством. С 1870-х годов поэт начал публиковать свои собственные детские стихи. Первой книгой для детей стал сборник стихотворений «Подснежники». Больше десяти произведений из этого сборника стали основой для цикла Петра Чайковского «Шестнадцать песен для детей».
Март 1881 года оказался напряженным: Александра II убили, после чего революционеры стали преследовать и подвергать жестким репрессиям. Коллектив «Отечественных записок» также не избежал этой участи: многих его сотрудников арестовали и посадили в тюрьму. На фоне этих событий Алексей Николаевич создал произведение «Без надежд и ожиданий…».
Через три года «Отечественные записки» были закрыты по специальному указанию правительства. Издание было объявлено опасным для общества, так как оно, по мнению властей, распространяло возмущающие идеи среди населения. После этого финансовое положение автора, которое уже стабилизировалось, снова ухудшилось.
Ему даже пришлось заложить унаследованное имение в своем родном Княгинине. Цензура стала более строгой, и работы писателя больше не публиковались в крупных журналах. Время от времени Плещеев печатался только в небольших изданиях, таких как «Театральный мирок» и «Еженедельное обозрение».
В 1880-х годах популярная писательница Анна Евреинова основала литературный журнал под названием «Северный вестник». В разделе художественной литературы требовался редактор, и она решила нанять опытного Плещеева. Позже в «Северном вестнике» начали публиковаться его переводы стихов Томаса Мура и отрывки из его собственной работы «Публика и писатели в Англии в XVIII веке». Редактор также оказывал поддержку начинающим писателям, помогая им опубликовать свои ранние произведения, такие как работы Всеволода Гаршина и Семена Надсона.
В 1866 году писатель отметил сорокалетний юбилей своей творческой жизни. По этому поводу он организовал прием, на котором собрались как его поклонники, так и критики. В письме другу Александру Гацискому юбиляр сообщил, что на мероприятии присутствовало более ста человек "из разных лагерей", но особую поддержку он получил со стороны молодого поколения. Алексей Николаевич поделился с другом своим удовлетворением и заявил, что "теперь и умирать не страшно". Один из гостей передал хозяину вечера анонимное письмо от редактора запрещенного журнала "Отголоски революции", в котором поэта называли наставником революционеров.
Финансирование издания было прекращено в 1890 году, и Плещеев вынужден был покинуть журнал "Северный вестник".
Поэт остался без постоянного дохода и работы. Он зарабатывал на жизнь, переводя тексты и публикуя биографии для мелких издательств. Работа журналистом не приносила ему удовлетворения, и об этом он писал в своих письмах Антону Чехову.
Однако уже спустя несколько месяцев в жизни литератора наступило обновление. Ушел из жизни его дальний родственник – миллионер Алексей Павлович Плещеев. Он оставил поэту два миллиона рублей, большое имение и тысячи гектаров плодородной земли. Писатель уехал во Францию, где поселился в элитном парижском отеле «Mirabeau».
Здесь новый наследник стал щедрым благотворителем, создав фонды Белинского и Чернышевского для стипендий талантливым, но бедным студентам. Он также поддержал финансово издание журнала «Русское богатство» и спонсировал заграничные путешествия своих друзей.
Современники поэта отмечали, что огромное состояние он принял с благородным равнодушием, оставаясь добрым, щедрым и отзывчивым человеком.
Смерть
Вскоре перед смертью Алексей Плещеев посетил практически всю Европу. Ему особенно запомнились поездки в Германию и Швейцарию, но больше всего поэту понравился Париж.
Литератор начал страдать от резкой худобы, которую его друзья заметили на одном из устраиваемых им вечеров. Скоро у него отняли левую ногу и руку, и теперь он уже не мог передвигаться самостоятельно. Врачи запретили Плещееву возвращаться в холодную Россию с ее сырым климатом. Он часто писал письма Чехову, в которых жаловался на быструю утомляемость и общее плохое самочувствие.
Писатель проходил лечение в Ницце, куда отправлялся несколько раз в год. В одной из таких поездок Алексей Николаевич скончался от апоплексического удара. Это произошло 8 октября 1893 года, когда ему было 68 лет.
После смерти литератора его решено было перевезти тело на родину и похоронить на столичном Новодевичьем кладбище.
Список стихов
- Дездемона
- «Когда тихо звучит аплодисменты…»
- Сокрытая печаль
- Дача
- Мысль
- «Люблю мечтать я грезою…»
- Гробница
- В память
- «После шторма, после бури…»
- Прощальная песня
- Лодка
- Пожилой человек за фортепиано
- Вечеринка
- «Выйдем на побережье; там прибои…»
- «Доброй ночи!» — ты сказала…»
- «Когда я в зале, полном народу…»
- Любовь певца
- В ответ на зов друзей
- «Снова я, полный размышлений…»
- Соседка
- Путник
- «Я слышу знакомые звуки…»
- «Вперед! без страха и колебаний…»
- Встреча
- Звуки
- «Почему мечтать о том, что будет после…»
- По мотивам французского поэта
- Мелодия
- «По чувствам мы с тобой, братья…»
- Поэту
- Прошу прощения
- «Мы случайно встретились с вами…»
- Грёзы
- «Он много страдал в своей жизни…»
- «Как испанская музыка, тоска…»
- Новый год
- «Ещё один великий голос затих…»
- Весна
- Перед отъездом
- При отправке Рафаэлевой Мадонны
- После прочтения газет
- «Перед тобой открывается широкий новый путь…»
- В степи
- Страница из дневника
- «Не говорите, что напрасно…»
- «О, если бы вы знали, друзья моей весны…»
- Размышление
- Вот такие вот дни: ни злобы, ни любви…
- Подвижное катание зимой
- «Когда твой кроткий, ясный взгляд…»
- Поэме С. Ф. Дурова
- «Только с тобой мои дни ясны…»
- «Ты мне дорог, пора заката!…»
- «Было время: свои сыновья…»
- «Дети этого века, все больные…»
- «Знакомые звуки, чудесные звуки!…»
- «Когда я вернулся в родной город…»
- «Когда мне встретится изможденный борьбой…»
- «Много злых и глупых шуток…»
- Мой друг
- Моя дача
- «О нет, не каждому дано…»
- «Он шел беспечно по колючей дороге…»
- Поздравление
- Птичка
- Для сердца
- Путник
- “Трудились бедные вы, отдыху не зная…”
- “Ты помнишь: поникшие ивы…”
- “Ты хочешь песен, — не пою…”
- Цветок
- “Что за детская головка…”
- Лунной ночью
- Опустевший дом
- Призраки
- “Пью за славного артиста…”
- Декабрист
- “Если в час, когда зажгутся звезды…”
- На улице
- “Нет отдыха, мой друг, на жизненном пути…”
- “Скучная картина!…”
- “Я у матушки выросла в холе…”
- “Блажен не ведавший труда…”
- Больной
- Весна
- Дети
- “Друзья свободного искусства…”
- “Завидно мне смотреть на мудрецов…”
- Просьба
- "Нет! лучше смерть без возврата"
- Бедняки
- Новый год
- "О, не забудь, что ты должник"
- "О, юность, юность, где ты" ("Современник", 1862, апрель)
- Облака
- В память о К. С. Аксакове
- "Перед старой избушкой"
- Поэту
- "Бледный луч луны пробился"
- В лесу. Из Гейне ("Современник", 1863, январь-февраль)
- "Вся, всю мою дорожку" ("Современник", 1863, январь-февраль)
- Две дороги
- "Запах розы и жасмина"
- "И вот шатер свой голубой"
- К молодости
- Лжеучителям
- "Люблю я под вечер тропинкою лесною"
- «Злоба, что выступила на сердце…»
- «Мир пролетал над ночью…»
- В темное время
- Он и она
- «Отдохнуть, сидя у лесной поляны…»
- Родина
- «Природа, матушка! Я иду к тебе…»
- Родной край
- Советы старцев
- «Солнце увенчивало горы…»
- «В суде он слышал свой приговор…»
- Весеннее время
- «Почему у звуков этих песен…»
- Гипохондрия
- Осенний сезон
- Облака
- Умирающий человек
- «Порядочные люди, дорога терниста…»
- «Каждый год — новая потеря…»
- «Почему ты склонилась, зеленая ивушка?…»
- Приглашенные гости
- «Если ты хочешь, чтобы все было мирно…»
- «Взгляд на нее и восхищение…»
- Посвящение Е. А. Плещеевой в память
- «Скоро снег тает, ручьи текут…»
- «Когда я неожиданно увижу похороны…»
- Приветствие славянским гостям
- «Где вы, время радостных встреч…»
- «Мне жаль тех, чья сила угасает…»
- «Когда ты молчишь суровым молчанием…»
- Облака
- Слова для музыки
- Старики
- «Тяжелые, мучительные раздумья…»
- «Или эти дни еще далеко…»
- Ожидание
- «Блаженны те, кому дано…»
- Весенняя ночь
- «Он в своем белом гробу…»
- Тосты
- В бурю
- Весна
- Детство
- Зимний вечер
- Из жизни
- «Беспокойным горем отягчен…»
- «Теплый весенний денек…»
- «Тихо я шел по улицам безлюдным…»
- «Прощался с обманчивыми снами…»
- «Тебе обязан я спасением…»
- «Огни погасли в доме…»
Могила труженика
На берегуНочьюВоспоминаниеПредстоит завтраНа дачеНенастьеСтарик
Бабушка с внуком
- Памяти ПушкинаПесня изгнанника
- «Без надежд и ожиданий…»
- «Бурлила мутная река…»
- «Ты жаждал правды, жаждал света…»
- «Как часто образ дорогой…»
- Когда солнце заходит
- Слова для создания музыки
- В альбоме для Антона Рубинштейна
- Елочные украшения
- На похоронах Всеволода Гаршина
- «Так тяжело, так горько мне и больно…»
- «Как в дни ненастья солнца луч…»
- «Кто ты, красавица, с цветами полевыми…»
- Упреки и обвинения
- «Это пламенное солнце…»
Из старых песен
БылоеПоследняя середа1-е января 1884 г.К портрету певицы