Алексей Рыбников — талантливый музыкант, который прославился своими рок-операми, такими как "Юнона и Авось" и "Война и мир", а также написал музыку к множеству известных кинофильмов и мультфильмов, включая "Остров сокровищ" и "Волк и семеро козлят на новый лад". Он также является обладателем почетных премий и наград, а также лауреатом Президентской премии. Благодаря своим пронзительным мелодиям, он получил прозвище "русский Моцарт" среди аудитории.
Детство
Мальчик, чей талант в музыке был несомненен, появился на свет 17 июля 1945 года в Москве. Семья Алеши была полна креативности, но в ее истории также было и горьких моментов. Предки по материнской линии служили офицерами царской армии. Дедушка-генерал был расстрелян в Первой мировой войне. Бабушка пыталась защитить свою семью, но ее руки были прострелены в наказание, а мать, которой тогда было всего 5 лет, была приговорена к смерти, однако ей чудом удалось выжить.
К счастью, выжил и Лев Самойлович, отец мальчика. Заболев туберкулезом, четырнадцатилетний парень несколько дней провел в бараке, где его поместили для умирания. Каждый день рядом с напуганным Львом умирали другие больные. Не выдержав такого психологического давления, он решил попытать счастья и предпочел умереть на свободе.
Сельский священник стал спасением для маленького Алексея Рыбникова, который в будущем стал отцом. Он пожалел больного мальчика, предоставив ему убежище в небольшом домике рядом с церковью и заботился о нем. Батюшка научил его петь церковные песнопения и даже научил основам игры на скрипке, от чего и пошла его музыкальная карьера.
Семья жила в очень тяжелых условиях: родители, Алеша и бабушка жили в десятиметровой комнате. У ребенка не было ни свободного места, ни пространства. Каждая копейка была на счету, несмотря на то, что отец был очень талантливым скрипачом в оркестре Александра Цфасмана.
Александра Алексеевна, мама Рыбникова, обладала художественным талантом, который она развивала из-за нехватки денег. Из подручных материалов она создавала роскошные шляпки и шали для богатых модниц.
Хотя условия были тяжелыми, мама мечтала о большом будущем для своего сына. Она предчувствовала, что он станет великим композитором. В отличие от нее, папа в течение длительного времени не принимал серьезно его музыкальные способности, но в конце концов сдался и купил для ребенка пианино, пришлось даже продать мебель, чтобы освободить место для инструмента в маленькой комнате.
Совладав с игрой, парень принял решение поступить в Центральную музыкальную школу Московской консерватории, но его первая попытка закончилась полным провалом: после нескольких исполненных пьес ему предложили воспроизвести мелодию голосом. От неожиданности парень замешкался и не смог произвести ни звука. Если бы не его мама, то, вероятно, он бросил бы это дело. Но она была непреклонна и записала его на платные занятия по сольфеджио. Через год интенсивных занятий Рыбников успешно сдал экзамены и был зачислен на обучение.
С детских лет Алеша увлекался импровизацией в музыке, но его отец не одобрял такого подхода к музыке, утверждая, что настоящее творчество не должно быть наигрышем. Однако в мальчике просматривался потенциал композитора, и родитель не мог этого не заметить. Чтобы окончательно убедиться в его таланте, они обратились к Араму Хачатуряну, который прослушал сочинение Алексея "Кот в сапогах".
Вердикт знаменитого композитора оказался неожиданным для отца и ожидаемым для мамы. Он категорически заявил, что у Алеши есть истинный талант, и не развивать его – большая ошибка. С этого момента началась подготовка к поступлению в Московскую консерваторию, где молодой человек впоследствии учился под руководством Арама Ильича.
Соната для фортепиано «Хороводы» стала первым серьезным произведением начинающего композитора Алексея Львовича. Она была сочинена очень быстро, еще на первом курсе обучения. Работу представили вниманию серьезных музыкальных критиков, которые сразу отметили нешаблонность стиля, умелое вплетение фольклорных нот в современное звучание.
В 1967 году Алексей вдохновился стихами о толпе, которая растоптала цветок, и сочинил скрипичную балладу, которая стала его дипломной работой. А уже через два года «родилась» Первая соната, представляющая гармоничное сочетание русских и западных музыкальных традиций. Это произведение было встречено овациями, в то время как вторая соната была названа слишком авангардной, и молодого Рыбникова разгромили. На фоне переживаний у композитора развилась язва желудка – негативная критика стала для него полной неожиданностью.
Единственный, кто выразил слова поддержки, был Арам Ильич. Он поддержал композитора, рассказав ему свою историю, как он пережил "композиторскую язву" после жесткой критики своих первых музыкальных произведений.
После окончания консерватории Рыбников, вдохновленный стихами Людвика Ашкенази, сочинил свои первые романсы "Молитва" и "Телефон".
В своей молодости композитор стал семьянином, и ему нужно было зарабатывать постоянный доход. Он брался за любую работу, занимаясь обучением студентов, аккомпанируя на пианино в детских садах и руководя учебным оркестром театрального вуза.
Творчество
В середине 1960-х годов творческий путь Алексея Рыбникова неразрывно связался с кинематографом и драматическим театром. Изначально его первые работы считались лишь способом заработка. Однако, когда он попробовал сочетать музыку с драматургией, то осознал, что это станет главным занятием его жизни.
Заказы на создание музыкальной аранжировки для фильмов стали поступать. Это не только доставляло удовольствие, но и приносило стабильный доход. Развиваясь творчески, Рыбников увлекся роком, и в 1970 году ему было предложено написать несколько композиций для фильма «Остров сокровищ».
Как раз в это время рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера получила официальное признание, и это вдохновило Рыбникова на смелые эксперименты. С тех пор композитор создал множество произведений, которые стали украшением для более чем ста фильмов («Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку» и др.)
В это же время Рыбников написал песни для «Голубой планеты», «Большого космического путешествия» и т.д.
В 1976 году на сцене «Ленкома» состоялась премьера первой в Советском союзе рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», соавтором которой был Павел Грушко, а режиссером — Марк Захаров. Это произведение не сходило со сцены театра в течение семнадцати сезонов, а главные роли в нем исполняли Александр Абдулов и Любовь Матюшина.
Сотрудники Министерства культуры не приняли это событие с энтузиазмом, этот «революционный» проект был им чужд и не вызвал интереса. Однако, режиссер не сдавался, и после двенадцатой попытки его постановка была наконец-то одобрена. Премьера изменила жизнь Алексея Рыбникова и принесла ему настоящий успех.
Композитор также связан с фильмом «Вам и не снилось», выпущенным в 1980 году. Работа над этим проектом вдохнула жизнь в такие мелодии, как «В парке», «Новый дом», «Роман и Катя». Главную песню «Последняя поэма» исполнила певица Ирина Отиева. Кроме фильмов, он работал над произведениями для детей, такими как короткометражки, приключенческие комедии, мультфильмы.
Вторая рок-опера «Юнона и Авось», созданная по поэме Андрея Вознесенского, тоже столкнулась с трудностями на пути на сцену театра. Опять возник скандал вокруг композитора, сочетавшего рок и православные молитвы. Но зрители не обмануть, и композиция «Я тебя никогда не забуду», исполненная Николаем Караченцовым и Еленой Шаниной, стала одной из самых популярных.
После продолжительного судебного спора Рыбников, наконец, смог организовать гастрольный тур своей рок-оперы за рубеж. Сам Пьер Карден внёс свой вклад в то, чтобы представление увидели жители Парижа. В Великобритании позже был выпущен фильм под названием «Юнона и Авось», который посмотрели жители пятидесяти различных стран.
В 1990-е годы появилась новая музыкальная мистерия под названием «Литургия оглашенных», которая сразу стала шедевром. Концерты этой мистерии привлекали полные залы как в России, так и в Америке.
В 1999 году в Москве, в Большом Ржевском переулке, был открыт Театр Алексея Рыбникова. На его официальном сайте вы найдете всю подробную информацию о концертах, гастрольных турах и будущих постановках.
Несмотря на наступление двухтысячных, популярность Рыбникова не угасла: его музыкальные произведения стали только разнообразнее. Он начал работать не только над фильмами, но и над сериалами, сотрудничая с Тиграном Кеосаяном, Станиславом Говорухиным и Владимиром Хотиненко.
В начале 2000-х годов Рыбников представил зрителям спектакль под названием «Маэстро Массимо», в котором была представлена трагическая судьба русского композитора XVIII века Максима Березовского. В 2005 году была выпущена глубоко проникающая симфония под названием «Воскрешение мертвых».
Одной из последних рок-опер была «Война и мир», основанная на великом романе-эпопее Л.Н.Толстого. Постановка вызвала массу положительных отзывов и пролила новый свет на судьбы известных героев.
Удивительно, но со временем «Юнона и Авось» сохраняет свою популярность, как и в день выпуска. В 2017 году на сцене «Ленкома» было представлено юбилейное представление. Зрителям открылась драма в 1500-й раз, и, как всегда, актеров и музыкантов провожали аплодисменты стоя.
Кроме того, композитор возродил мистерию «Литургия оглашенных», выпущенную на сцену двадцать пять лет назад. Философская и духовная тема приобрела более глубокий звук, и в результате был создан замечательный фильм, режиссером которого стал сам Алексей. Зрители увидели картину в 2018 году.
Тщательная работа над оперой, основанной на произведении Л.Н. Толстого, шла много времени. Постановка обещала быть великолепной и красивой. Андрей Болконский, основной персонаж, часто оказывается на перекрестке, сталкивается с трудным выбором, разочаровывается, но именно это привлекает благодарного зрителя. Премьера спектакля состоялась в 2021 году в театре Et Cetera.
Алексей Рыбников – талантливый композитор, который постоянно переслушивает свои произведения. Но не потому, что самовлюблен, а потому, что стремится придать своим композициям новую жизнь. Он обогащает отдельные мелодии современными мотивами и обработкой, придавая им свежее звучание.
После неожиданной утраты Александра Градского, композитор был приглашен руководить театром «Градский Холл».
Семья
Алексей Львович всегда оставался в тени желтой прессы, так как он всегда был примером настоящего семьянина. Несмотря на то, что у него было два брака, и обе его жены звались Татьяной. С первой женой Рыбников познакомился еще в молодости, и у них были дети. В то время композитор еще не был известен, поэтому ему приходилось много трудиться, чтобы обеспечить свою семью. В 2002 году Алексей вступил во второй брак.
Его дочь, Анна Рыбникова, стала молодым кинорежиссером. Именно ей удалось исполнить роль Кончиты в фильме "Юноны и Авось" в 1980 году, когда ей было всего 13 лет. Ее выступление было воспринято как эталон для всех актрис, которые играли эту роль.
Талант к писанию музыки для эстрады, мультфильмов и кинолент сын унаследовал от своего отца. Также он активно сотрудничает с музыкантами из Западных стран.
Алексей Рыбников не только замечательный отец, но и уже имеющий внуков дедушка – у него четверо внуков, причем старший из них уже закончил университет.
Композитор отмечал свое семидесяти пятилетие в кругу близких, друзей и важных политических деятелей. Его поздравили президент РФ и Беларуси, мэр Москвы. Они отметили его вклад в развитие отечественной музыки и участие в формировании нового поколения.
Алексей Рыбников сегодня
Алексей Львович по-прежнему активно трудится. В текущем году он присоединился к руководству Российского музыкального союза в качестве сопредседателя, что подтверждает его неослабевающий темп работы.
Сам Алексей Львович отмечает, что для творения музыки необходимы определенные условия, прежде всего — внутреннее равновесие. В настоящее время композитор проводит много времени в уединении в своем доме в горах Турции, где находит вдохновение и покой.
Мэтр не интересуется социальными сетями, поэтому информацию о нем можно узнать из интервью, которые он дает проверенным изданиям.
В 2023 году лучшим подарком для зрительниц Первого канала на 8 марта стал творческий вечер композитора, получивший название «Через тернии к звездам», в рамках которого звучала музыка из их любимых фильмов и спектаклей.