Алексей Саврасов — биография и картины художника

Алексей Саврасов – уникальный русский художник, который был членом Императорской академии художеств. Он написал знаменитую картину «Грачи прилетели», которая до сих пор известна каждому школьнику в России.

Русский художник Алексей Саврасов всегда увлекался живописью. Еще в молодом возрасте его имя было широко известно в Санкт-Петербурге. Его талант был связан с искусством русского пейзажа. Алексей Кондратьевич отличался умением изображать обыденные виды, наполненные особым окрасом души и лирикой. Став известным художником, он начал преподавать и вдохновил целое поколение талантливых русских живописцев.

Ранние годы

Алексей родился 12 мая 1830 года в семье московского торговца, имевшего небольшой магазин галантереи. Ранняя жизнь художника была неразрывно связана с живописным Замоскворечьем, где он начал свое творчество.

Изначально парень занимался акварелью, в основном рисовал модные в то время романтические сюжеты, которые видел в популярных журналах. Отец Саврасов относился к увлечению сына снисходительно, но не считал живопись серьезным делом. Он даже сравнивал художников с простыми малярами, не видя в этой профессии выгоды.

Кондратий Артемьевич мечтал войти в высшие купеческие круги, иметь роскошный дом и считал, что его сын должен помочь ему в этом. Алексея не интересовало торговое дело: он продолжал заниматься изобразительным искусством, которое вскоре начало приносить плоды. Оценив талант молодого человека, торговцы из соседних лавок начали покупать его работы для дальнейшей перепродажи по более высокой цене.

В середине 1840-х годов недавно пришедший артист начал учиться в Московском училище искусств, оплатив первый семестр самостоятельно, продав все свои картины. Вдруг жизнь Алексея резко поменялась: после долгой болезни умерла его мать, и он был вынужден на несколько лет отказаться от своей мечты стать художником. Вернувшись домой, молодой человек помогал отцу в бизнесе, чтобы поддержать младших сестер и братьев.

Лишь через несколько лет после этого удалось возобновить учебу в 1848 году. Алексей стал студентом факультета пейзажа, где его обучал педагог Карл Рабус. Рабус преподавал теорию живописи, проводил практику и читал лекции о творчестве Гёте, Рафаэля и Леонардо да Винчи. Позже Саврасов отправился в творческую поездку по городам Украины, где он создал свои первые значимые полотна.

За эти работы маститые критики охарактеризовали молодого художника как "надежду русской живописи". Его работы демонстрировались на крупных выставках по всей стране, и о нем писали в популярных тогда художественных журналах. После окончания училища в 1850 году Саврасов получил официальное звание живописца.

Романтика и реализм в творчестве Саврасова

Для Алексея всегда было важно понять, как найти красоту в обыденности, и как передать её на холсте, не утрачивая реальности жизни. Этот вопрос волновал не только Саврасова, но и многих передовых художников во второй половине 19 века.

Художник увлекался простой красотой средней полосы России, которая окружала каждого жителя страны: бескрайние поля с колосьями, густые леса, извилистые реки, живописные холмы и скромные деревни с покосившимися домами. В период формирования мастерства происходила смена стилей, от романтизма к более современному реализму, и Саврасов стремился найти баланс между ними.

Тем не менее, современники Алексея продолжали стремиться к романтическим идеалам, которые не соответствовали изображению крестьян и их убогой жизни. В свою очередь Саврасов пытался достичь гармонии между романтизмом и реализмом в своем творчестве, чтобы ни один из этих стилей не преобладал над другим.

Картина «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» представляет собой прекрасный пример творческих изысканий художника. На ней можно увидеть обычную женщину, убегающую от ливневого дождя. Кроме того, художник изобразил на своих полотнах рыбаков, крестьян, мелких торговцев и ремесленников, окруженных обычными предметами быта.

В середине 1850-х годов на выставке работ студентов Художественной академии появилась важная гостья — великая княгиня Мария Николаевна. Она заинтересовалась картиной молодого художника Алексея Саврасова под названием «Степь с чумаками вечером» и решила добавить ее в свою коллекцию. Это событие вызвало много разговоров среди студентов и преподавателей, так как все знали, что в коллекции княгини находятся произведения настоящих мировых художников. Позже княгиня пригласила Саврасова в свою резиденцию в Петербурге, где он работал над пейзажами. Именно здесь была создана знаменитая картина «Вид в окрестностях Ораниенбаума», которая принесла молодому художнику статус академика и признание.

Это стало значительным событием в творческой жизни художника. Представители высшего общества выстроились в очередь, чтобы заказать у молодого таланта копии известных полотен европейских и российских художников-пейзажистов. Саврасов зарабатывал хорошие деньги, и перед ним открывалась возможность стать востребованным художником при дворе. Однако сам Алексей Кондратьевич решил вернуться в родной Москву.

Преподавание и путешествия

Художник имел множество близких родственников и друзей в Москве. После возвращения из Петербурга он создал семью, женившись на Софье — сестре своего друга по студенческим годам, Константина Герца. С 1857 года Алексей Кондратьевич преподавал в Московском училище живописи, где сам учился ранее.

После смерти преподавателя Карла Рубуса, Саврасова назначили главой отделения пейзажной живописи. Художник старался проводить занятия в парках и на полях, чтобы ученики могли изображать разнообразие природы, от распускающейся зелени до увядания листьев. В воспоминаниях студентов, Саврасов остался человеком особой кротости, с добрым и чутким сердцем. Художник никогда не выражал недовольства, не навязывал своего мнения, и его мастерскую считали "самой свободной" из всех в учебном заведении.

Художник обладал обширными связями с известными мастерами, теоретиками и покровителями искусства, однако ими он никогда не восхищался. В его доме в Москве часто бывали такие знаменитости, как Василий Перов, Михаил Боткин и Павел Третьяков.

В 60-х годах 19-го века Алексей Кондратьевич часто путешествовал по Европе, где знакомился с творчеством европейских художников различных эпох. Побывав в живописных уголках Англии, Франции, Германии и Дании, мастер создал несколько поразительных пейзажей, включая изображения швейцарских гор.

Работа с названием «Сельская идиллия» из 1867 года вдохновила художника на новые вершины. Все последующие произведения будут отражать эту картину, которая показывает обычные сцены из жизни средней полосы России. На переднем плане изображения изображен старый пасечник, отдыхающий рядом с ульями и цветущими деревьями. За ним простирается деревня, зеленые луга и участок речки. Все наполнено светом и радостью пробуждающейся природы после долгой зимы.

Художник отразил на полотне «Лосиный остров в Сокольниках» максимально реалистичный стиль, изображая без украшений болота, лужи, скромные кусты и старые сосны, склоняющиеся к мрачному небу. Карл Герц, искусствовед, посвятил этому произведению целую статью, выражая восхищение талантом художника передавать на холсте знакомые всем обыденные пейзажи.

Волжские пейзажи

В 1870-х годах художник продолжал преподавать в своем университете. Среди его учеников были многие знаменитые художники, включая Исаака Левитана. Ему преподаватель советовал «захватывать весну, не упускать солнечные восходы», потому что считал, что именно весна является самым плодотворным и вдохновляющим временем. Весна во всех ее проявлениях была любимым временем года для художника.

Саврасов проводил много времени работая в окрестностях Москвы, также часто ездил на Волгу. Вместе с семьей он некоторое время жил в Ярославле, где создал ряд своих самых известных полотен. Жизнь текла своим чередом, пока в доме художника не случилась трагедия: умерла его маленькая дочь и заболела жена. Алексей Кондратьевич был в отчаянии, долгое время не мог найти в себе силы для продолжения работы.

После небольшого отрыва, художник принялся за творчество своей знаменитой картины под названием «Прилет грачей». Вдохновением для этой работы для Саврасова послужили пейзажи, открывшиеся перед ним в окрестностях Костромы. Начав работу над полотном в Молвитине — тихом русском поселении с деревенскими избушками и древней церковью 17-го века, художник написал несколько этюдов на месте, а закончил работу уже в московской мастерской. Картина была встречена восторженной реакцией искушенной публики обеих столиц.

Впервые произведение было представлено на выставке, организованной Товариществом передвижных художественных выставок. По тем временам Алексей Кондратьевич был членом правления этой организации и ее учредителем. Картина была приобретена известным галеристом и меценатом Павлом Третьяковым.

После этого последовало несколько прекрасных картин автора: «Тропинка в лесу», «Закат на реке», «Вид на горы», «Рассвет в поле». Он как всегда передавал красоту родных пейзажей, наполняя их трогательной лирикой и особым внутренним теплом.

Последние годы и смерть

В конце 1870-х годов произошел завершающий этап творчества великого художника. После разрыва с женой у мастера возникли серьезные проблемы со здоровьем, и последовал острый творческий кризис.

Художник продолжал работать, сохраняя приверженность реалистическому стилю с романтическими эффектами. Однако окружающие четко осознавали, что это уже не тот Саврасов, что он был несколько лет назад. Из-за болезни он стал истощенным и худым, в его глазах появились глубокая горечь и нескрываемая грусть.

Живописца лишили звания преподавателя, которое он занимал в течение четверти века. Друзья Саврасова пытались вернуть его на прежнюю должность, но безуспешно. Художник продолжал творить, но его последние работы не находили признания. Закат жизни знаменитый художник провел в нищете.

Алексей Кондратьевич скончался 26 сентября 1897 года в больнице для малоимущих на Хитровке. Благодаря усилиям друзей художника его похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве.

Известные картины

Память об Алексее Саврасове

  • В честь знаменитого пейзажиста в подмосковной Апрелевке назвали одну из главных улиц.
  • В Москве есть улица, которая носит имя Алексея Саврасова и находится в поселке Сокол.
  • Улицы с названием Саврасова можно найти в Нижнем Новгороде и Воронеже.
  • В 1950-х годах в СССР была выпущена почтовая марка, посвященная юбилею этого выдающегося художника.
  • В конце девяностых годов Банк России выпустил памятную серебряную монету "100-летие со дня смерти А. К. Саврасова".

Наследие мастера

Шедевры Александра Саврасова можно увидеть в различных художественных галереях, среди которых:

  • Третьяковская галерея.
  • Государственный Русский музей.
  • Красноярский художественный музей.
  • Курская областная картинная галерея.
  • Областной художественный музей в городе Донецк.
  • Музей изобразительных искусств в городе Екатеринбург.
  • Луганский областной художественный музей.
  • Картинная галерея имени Догадина в городе Астрахань.
  • Государственный художественный музей в городе Нижний Новгород.
  • Симферопольский художественный музей.
  • Художественный музей в городе Симферополь.
  • Художественный музей в Риге.
  • Новосибирский художественный музей.
  • Художественный музей в Одессе.
  • Пензенская картинная галерея.
  • Музей изобразительных искусств имени А. Н. Радищева в городе Саратове.
  • Музей истории и изобразительных искусств в городе Серпухов.
  • Областной музей изобразительных искусств Восточного Казахстана.
  • Государственный музей изобразительных искусств имени А. Кастеева в Казахстане.
  • Национальный художественный музей в Молдавии.
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий