Алексей Степанович Степанов — известный художник-анималист, чьи картины, такие как "Прачки в Виши", "Лоси едят сено зимой", "Журавли летят" и многие другие, завоевали признание не только в России, но и за её пределами. Он также является преподавателем и профессором живописи.
Трудное детство
Алексей Степанович Степанов появился на свет 6 мая 1858 года в семье дворян. Его отец был военным и участвовал в Севастопольской битве.
Всего году было, когда он потерял свою мать, а через четыре года его отец ушел из жизни, и Алексей остался сиротой. Обычно сирот брали под опеку родственники, но в этом случае одним из сослуживцев его отца стал его опекуном.
Опекун забрал мальчика из Симферополя в Москву и передал его на воспитание в Александринское сиротское малолетнее отделение.
Алексей начал увлекаться рисованием еще в приюте, но быстро переехал в Первую Московскую Гимназию. После окончания гимназии он поступил в Константиновский межевой институт, где изучал черчение и рисунок. В 21 год он окончил институт и получил диплом землемера.
Обучение живописи в Училище
Алексей Степанов не был заинтересован работой землемером, он был увлечен искусством живописи.
Под покровительством директора Межевого института, молодой человек встречается с Львом Жемчужниковым, известным русским художником, графиком и критиком, который в то время занимал должность секретаря Московского Училища живописи, ваяния и зодчества.
Лев Михайлович предложил юноше начать обучение в Училище. Это обучение, конечно, обходилось не бесплатно. Однако усилиями опекуна удалось сохранить небольшое наследство, которое Степанов решил потратить на плату за обучение.
Следующие четыре года (1880-1884) молодой Алексей Степанов тесно связан с Московским Училищем. Здесь он нашел верных друзей и единомышленников: братьев Коровиных, Исаака Левитана, Михаила Нестерова. Но самое главное – здесь открылся перед ним волшебный мир живописи.
Один из его преподавателей, Илларион Прянишников, был одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. Именно он рассказал начинающему художнику об основах композиции, тонкостях работы с цветом. Небольшие бытовые сцены стали первым шагом на пути к созданию великих картин.
Алексей Степанов регулярно участвовал в выставках студенческих работ в Школе живописи.
В 1878 году в России появился журнал «Природа и охота». Его главным редактором на протяжении около двадцати лет был зоолог, натуралист, популяризатор охотничьего дела Леонид Павлович Сабанеев. Журнал публиковал новости естественных наук, подробности об интересных изобретениях, фельетоны, материалы об охоте, рыбалке, разведении собак и лошадей.
В журнале публиковали свои работы видные писатели и художники того времени.
В каждом выпуске журнала можно было найти обилие иллюстраций, которые восхищали своим мастерством. Алексей Степанов вступил в сотрудничество с этим изданием и оставался его постоянным участником более 15 лет – до самой смерти Сабанеева в 1895 году. Ежегодно он предоставлял журналу десятки своих произведений. Согласно мнению современников, он был лучшим художником-анималистом во второй половине XIX века, уступая лишь мастерству Серова.
В развитии Алексея Степановича как художника большую роль сыграл Василий Поленов. Известный мастер того времени делился своими знаниями со своими учениками, объяснял тонкости работы с чистыми цветами и рассказывал, где можно искать вдохновение для новых произведений.
За один год до окончания Училища, в 1883 году Алексей Степанович принял решение приступить к написанию картины "Отцы и сыновья, или Военные разговоры". Он посвятил свою работу Крымской войне. Над полотном трудился не в одиночестве — ему оказывал помощь и поддержку Илларион Прянишников. Картина получилась настоящим шедевром – ее удостоили большой Серебряной медалью Академии Художеств. Кроме того, ее приобрел в свою коллекцию знаменитый меценат Павел Третьяков.
В настоящее время мы уже не в силах оценить достоинства этой картины. Она утрачена, скорее всего, навсегда. Осталась лишь черно-белая фотография этого произведения искусства.
В 1888 году Алексей Степанович вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. На шестнадцатой выставке была представлена картина «Гоп! Гоп!». Зрители были в восторге от этой сценки охотничьей жизни, и молодой художник начал получать множество заказов.
Через год «Лоси в зимнем лесу» было высоко оценено зрителями и критиками. На заснеженном лесном участке стоит стог сена, к которому подошли лосята-подростки под руководством взрослого лося, чтобы перекусить. В это время лось внимательно следит за окружающей обстановкой, чтобы убедиться, что им не угрожает опасность.
Уникальный сюжет и искусное исполнение превратили Степанова в звезду выставки. Петр Третьяков приобрел картину для своей коллекции, и Алексей Степанов стал еще более известным. Интересно, что с тех пор он иногда вместо подписи ставил в записках фигурку лося.
В конце 80-х годов начинается преподавательская деятельность Алексея Степановича. Он присоединяется к Училищу изящных искусств, основанному художником и архитектором А. Гунстом. После нескольких лет работы в этом заведении, он принимает предложение В. Серова и переходит на работу в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Сначала он трудится простым преподавателем в классе анималистической живописи, а позднее получает звание профессора. Двадцать лет Степанов преподает в стенах Московского Училища, покинув его в 1918 году.
Ученики не только уважали, но и очень любили выдающегося художника Алексея Степановича. Он был не только непревзойденным талантом, но и добрым по натуре человеком. Двери его мастерской всегда были открыты для всех желающих. Он старался научить своих учеников быть более точными в изображении природы, приглашая на занятия по живописи живых животных.
Несмотря на свою огромную занятость, художник находил время для путешествий. Так, летом 1888 года он совершил долгое путешествие по Волге вместе с И. Левитаном и С. Кувшинниковой, в результате которого им удалось найти прекрасный городок Плёс.
В 1894 году он отправился в путешествие по Европе, посетив Францию, Германию, Италию и другие страны.
До самого конца своей жизни Алексей Степанович не переставал работать. В 1920 году он тяжело заболел и умер 5 октября 1923 года.
Знаменитые картины Алексея Степанова
Первые две картины с названиями «Гоп! Гоп!» и «Лоси едят сено зимой» уже показали талант Алексея Степанова как художника, специализирующегося на изображении животных. Его талант подтвердился и в следующих работах под названиями «Медведица с медвежатами» и «Утренний привет». Однако на его картинах не только животные, но и люди становились героями.
В 1891 году Степанов создал потрясающую лирическую композицию «Полет журавлей». Несколько детей из деревни увидели, как высоко в небе возвращаются из теплых стран родные журавли.
В 1894 году была создана шедевральная картина с названием «После охоты». На ней запечатлены охотничьи собаки, лошади и три изнурённых охотника.
Живопись «Провинция» погружает нас в атмосферу российского загонного местечка: непроходимая грязь, наклонившиеся серые заборы, лошадь, застрявшая в луже с повозкой — все это символичные образы страны.
Живопись «Хоровод» была создана в начале 90-х годов прошлого века. Художник не успел завершить ее. Десять девушек встали в хоровод, окружив красивого парня, рядом с ним любопытные дети и старик.
Возвращаясь из поездки по Европе, Степанов создаёт полотно «Прачки в Виши», которое техникой написания напоминает импрессионистов.
Первым художником, иллюстрировавшим рассказ А. Чехова «Каштанка», был Алексей Степанов. Он создал один рисунок, и Чехов надеялся, что именно Степанов станет иллюстратором книги при её издании. Однако этого не произошло, и причина этого неизвестна. Возможно, художник был занят преподавательской работой.
В последние годы жизни Алексей Степанович увлекся творчеством Эдгара Дега.
В 1923 году Степанов написал картину «Качели», изображающую молодых крестьянских девушек, катающихся на огромных качелях. Эта работа была отправлена на Всемирную выставку в Нью-Йорке, где её купил Институт Карнеги для своей коллекции.
Личная жизнь
Алексей Степанович был тесно знаком с богатым купцом Николаем Васильевичем Медынцевым. Вместе с ним он отправился в путешествие по Европе. У купца в доме собирались множество художников, писателей и артистов.
Алексей Степанович часто бывал в гостях у Николая Васильевича и впоследствии женился на его младшей дочери Людмиле Николаевне. Современники поминали Алексея Степановича как человека необычайно мягкого и спокойного. В его личной жизни не происходило таких драм, как у его друга И. Левитана.
В 1903 году у Степановых родилась дочь Катерина. После смерти художника, его супруга и дочь остались без средств к существованию. Благодаря стараниям художника Нестерова, им была назначена пожизненная пенсия.
Кроме живописи, Степанова увлекала охота. Он гулял, любовался природой и наблюдал за животными, но всегда был против бесцельного уничтожения животных.