Альфонс Муха — известный график и художник из Чехии, который достиг больших успехов в декоративно-прикладном искусстве. Его работы отличались отсутствием прямых линий и изгибов, что делало их уникальными и напоминающими очертания природы. Благодаря этому стилю, многие художники, графики и архитекторы впоследствии использовали его тенденции в своих работах.
Детские и юношеские годы
Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в Моравии, в поселении Иванчиц, в семье домохозяйки и чиновника судебных органов. В детстве Муха увлекся музыкой и пением, став участником хора, который выступал в соборе Св. Петра и Павла в Брно. Без этого он был бы вынужден прекратить обучение в гимназии. В эти же годы он впервые попробовал свои силы в живописи.
После окончания школы, Альфонс принял решение поступить в академию искусств в Праге. Однако судьба не была благосклонна к нему сразу, и его отец помог ему найти работу. Муха устроился писарем в суде и проводил свободное время в театре поблизости, где занимался актерской игрой, оформлением декораций, созданием художественных афиш и дизайном билетов.
В 1879 году он нашел работу в мастерской «Каутски-Бриоши-Буркхарт», но через два года она была уничтожена пожаром, и Муха переехал в Микулов. Счастье улыбнулось ему, когда его пригласили на владения графа Куэн-Беласси, чтобы создать роспись стен. Граф был в восторге от его таланта, стал его покровителем и обещал спонсировать его обучение в академии искусств в Мюнхене.
После двух лет обучения, Альфонс решил переехать в Париж — столицу Франции, где толпились начинающие талантливые авторы. Его планы включали продолжение обучения в академиях Жульена и Коларосси.
В 1889 году его меценат умер, что привело к тяжелому финансовому положению художника. Для того чтобы иметь возможность писать картины, ему нужны были деньги на краски и кисти. Поэтому он решил начать зарабатывать сам, создавая продукцию, такую как календари, афиши, плакаты и приглашения.
Живопись
Как результат, художник улучшил свое финансовое положение и начал получать крупные заказы. В 1892 году перед Альфонсом поставили задачу проиллюстрировать книгу историка Шарля Сеньобоса из Франции под названием «Сцены и эпизоды из истории Германии», которая состояла из множества томов. Благодаря этому опыту художник смог пообщаться с великими людьми того времени и погрузиться во все события, происходившие в то время. Все это послужило художнику при создании его самого известного произведения – «Славянская эпопея».
Некогда представительница актерского мира Франции – Сара Бернар обратилась к художнику с просьбой создать афишу к ее театральной постановке под названием «Жисмонда». Задание было выполнено настолько великолепно, что актриса была восхищена и порекомендовала Муху на должность декоратора в театре «Ренессанс». После этого художник больше не нуждался в заказах.
Кроме того, Муха начал заниматься не только полиграфической продукцией, но и созданием картин. Он представил их на собственных выставках, первая из которых прошла в 1897 году.
По всей Европе было организовано несколько выставок работ Мухи благодаря его все более возрастающей популярности. Знакомство с Жоржем Фуком в 1898 году, потомком ювелира, принесло большой успех в карьере Мухи. Фук попросил Альфонса оформить фасад своего дома и создать дизайн интерьера для его магазина.
20 произведений об истории славянских народов были доступны для чешского народа, но не было подходящего места для их хранения в столице. Таким образом, они хранились в Дворце Ярмарок и частных коллекциях, пока их не выставили на обозрение публике в 1963 году. Это была одна из главных художественных задумок чешского художника, исключительно понравившаяся публике, включая такие его работы, как «Зодиак» и «Драгоценные камни».
Когда в 1918 году родилась Чехословацкая республика, ее правительство поручило художнику создать дизайн банкнот, герба и бланков официальных документов. Кроме того, в это время Альфонс работал над проектом витража для собора Святого Вита в Праге, столице республики.
Большую часть своей жизни Альфонс посветил творчеству. Его работы пронизаны мечтательностью и романтикой. Героини его картин, созданных Мухой, напоминают нежных или кокетливых нимф. Творчество Мухи пользовалось популярностью в течение длительного времени, но в 30-е годы ХХ века началась смена эпох, и художник утратил свою популярность. В начале Второй мировой войны власти Третьего рейха перестали одобрять Муху, и его арестовали подозревая в антифашистских и националистических убеждениях.
Известно, что работы Мухи отличались своим уникальным стилем. Основой его произведений была девушка славянской внешности, одетая в свободную одежду и с роскошными длинными волосами. Характер героинь разнообразен: здесь и загадочная леди, скрытая под пеленой тайны, как это подтверждает ее улыбка, и изящные и миловидные дамы. Некоторые персонажи изображены как неприступные и роковые.
Но у всех них есть общее — персонажи Мухи всегда очаровывали зрителя своим обаянием, и все женщины художника были очаровательны. В его произведениях всегда присутствуют орнаменты, основанные на изящных растениях. С первого взгляда на картину можно увидеть, что орнаменты не являются просто фигментом воображения художника, а несут в себе византийские или восточные традиции.
Альфонс выполнял литографии в подобном стиле, иллюстрируя произведение Робера де Флёра под названием «Ильза, принцесса Триполийская». Критики отмечали, что в отличие от работ его современников, работы Мухи были наполнены нежностью и спокойствием.
Личная жизнь
Приехав в Париж уже в зрелом возрасте, Муха влюбился. Его избранница — Мария Хитилова, которой было на двадцать лет меньше. Но это не смутило девушку, и в 1906 году они поженились. У них родилось двое детей — сын и дочь. Вместе с семьей Муха некоторое время жил в Соединенных Штатах, занимаясь написанием портретов на заказ и созданием афиш.
Личная жизнь доставляла ему удовольствие, но он все же мечтал вернуться в Европу.
Интересно, что поколения после Мухи решили пойти по его пути. Дочь и внуки художника проявили свои таланты в прикладном искусстве, а сын решил посвятить себя журналистике и добился успеха в этой сфере.
Смерть
В последние годы жизни Мухи, времена стали бурными и нестабильными, что сильно отличалось от периодов его успеха и популярности. Это не могло не повлиять на здоровье художника. В 1939 году он заболел пневмонией, которую так и не удалось победить. Но он все же успел опубликовать свои мемуары, чтобы представить их общественности.
Выдающийся художник был похоронен на Вышеградском кладбище в Чехии. В 1898 году в столице этой страны был открыт музей, где представлены произведения великого мастера. Там можно увидеть несколько его работ и фотографии, на которых запечатлен Альфонс Муха.