Алиса Фрейндлих — биография и личная жизнь актрисы

В своем детстве она мечтала стать балериной, но позже было обнаружено, что у нее удивительный голос – меццо-сопрано, и тогда она решила, что ее судьба связана с оперной сценой. Выбор был сделан ее отцом, который посоветовал ей пойти в театр, потому что для оперы она была слишком мелка. Так благодаря мудрости отца, театр и кинематограф приобрели великую актрису – Алису Фрейндлих.

Сегодня ее считают настоящим феноменом, ведь она может быть такой разной – легкомысленной и трагической, озорной и чопорной, но в каждой своей роли она неожиданна. У нее нет явного актерского типажа, ее творчество не поддается классификации и не умещается в узкие рамки. Алиса Фрейндлих – это постоянное удивление и восхищение.

Детство и юность

8 декабря 1934 года в Ленинграде появилась на свет Алиса Фрейндлих. Ее мать, Ксения Федорова, родилась в Пскове, а затем переехала в Ленинград. Обладая актерскими способностями, она посещала репетиции Театра рабочей молодежи, где встретила своего будущего мужа – актера Бруно Фрейндлиха. В свою же профессиональной жизни Ксения работала бухгалтером.

Отцом Алисы был Бруно Фрейндлих, представитель немецкой семьи художников-стеклодувов, которая основала свою династию в России еще во времена Петра I. Дед Алисы с отцовской стороны сначала планировал продолжить семейное дело, но у него ничего не получилось. Поэтому он устроился на работу в магазин обуви, поставлявший обувь для императорской семьи. Через несколько лет он решил попробовать открыть свой собственный бизнес – производство обуви. Он купил все необходимое, нашел помещение для аренды и придумал название своего магазина – «Изящная обувь Фрейндлих». Но несмотря на все усилия, Артуру Фрейндлиху так и не удалось добиться успеха, и вскоре его не стало.

Жил-был Ксения с Бруно Фрейндлих в квартире на Исаакиевской площади. Мама хотела назвать свою новорожденную девочку Наташей, но бабушка посоветовала подумать, как это имя будет звучать с отчеством и фамилией, и получилась настоящая каша. Тогда мама прислушалась к совету отца и согласилась на имя Алиса. В метрике было написано, что она русская.

Свои первые песенки девочка начала напевать еще в раннем детстве. Когда ей было три года, она была очарована дипломной работой маминой сестры и её мужа, которые учились в консерватории. Ее так впечатлило увиденное, что на протяжении трех дней она пела все, что услышала от родных, а затем начала изображать артистку, примеряя поочередно на себя мамины наряды.

Перед войной Бруно Фрейндлих отправился в Ташкент. В то время их семейная жизнь была на грани разрыва, и в воздухе ощущался запах предстоящего развода. Возможно, благодаря этому разводу, мама и дочь остались в живых, ведь на тот момент началось преследование этнических немцев. Алиса осталась под опекой мамы и бабушки по отцовской линии, Шарлотты Фридриховны.

Родственники Бруно были высланы из города, родной брат и его жена были расстреляны сразу после ареста. Это произошло из-за их немецкого происхождения.

В сентябре 1941 года Алиса пошла в школу, и через несколько дней ее родной город оказался в блокаде. Этот период навсегда остался в ее памяти как самый тяжелый за всю ее жизнь.

Все эти годы она ни на минуту не забывала своего пребывания в блокадном городе. Алиса выжила благодаря умелым действиям своей бабушки, которая умело распределяла кушанье. Распределение продуктов было очень суровым, каждый кусок хлеба был выдан по строгому расписанию.

Но голод не был единственным испытанием для Алисы и ее семьи. Они также страдали от психологических трудностей, переживая оскорбления и дискриминацию из-за своего немецкого происхождения. Во время войны ее мама работала бухгалтером на военном заводе, и они остались в Ленинграде до самого конца войны.

После победы мать отвезла девочку к родственникам в Таллин. Там они прожили до 1948 года, именно там Алиса закончила пятый класс. Потом они вернулись в Северную столицу, и Алиса снова начала учиться в своей прежней школе. В Ленинграде появился и Бруно Фрейндлих, у которого уже была новая семья.

Мать не возражала против общения дочери с отцом, но вторая жена Бруно категорически запрещала эти встречи. В новой семье отца уже родилась девочка, которая даже не знала о своей сводной сестре. Но Бруно находил время и тайком встречался с Алисой.

Во время обучения в школе Алиса активно участвовала в театральном кружке, который возглавляла Мария Призван-Соколова. Именно благодаря ей был обнаружен актерский талант Алисы и развито ее мастерство. Когда пришло время делать выбор между консерваторией и театральным училищем, Алиса была в недоумении. Отец помог с советом, отметив, что в оперной певице важен не только голос, но и исполнение, а Алиса была более склонна к актерскому искусству. Таким образом, она окончательно решила поступить в Ленинградский театральный институт имени Островского.

Театр

Сказ о том, как Алиса Фрейндлих успешно завершила своё обучение в театральной академии и вступила в труппу Ленинградского драматического театра имени Комиссаржевской, можно рассказывать долго. Ведь именно на этой сцене началась её творческая биография, словно путь исполнителя, который полон испытаний и трудностей.

Возможно, в то время она была молодой и перспективной актрисой, но претендовать на главные роли у неё не было никаких шансов. Ей доставалось только то, что отклоняла тогдашняя звезда театра – прима Эмма Попова. Конечно, было непросто: нервы, беспокойство, недоумение.

Но спустя годы она благодарит свои дни в этом театре, ведь именно тогда она научилась переносить трудности и не терять веру. Это была настоящая школа жизни и актерского мастерства. Всего лишь в десяти спектаклях она принимала участие.

В 1961 году Екатерина Фрейндлих принимает решение покинуть театр и присоединиться к коллективу Ленкома. Её рост составлял всего 153 сантиметра, однако её удивительное усердие и талант были замечены и оценены. На сцене Ленсовета Екатерине Фрейндлих пришла слава и благодарность зрителей, вскоре она стала ведущей актрисой этого театра. Главный режиссер Владимиров стремился подобрать репертуар, который бы подчеркнул уникальность и индивидуальность таланта этой великой актрисы.

Фильмы

В 60-х годах имя Алисы Фрейндлих было хорошо известно театральному бомонду, но она не получала любви от кинематографа. Ей не доставались главные роли. Сначала она дебютировала в фильме «Неоконченная повесть», но ее роль была настолько ничтожной, что даже не упоминалась в титрах. Затем она сыграла школьницу в «Бессмертной песне», буфетчицу в «Полосатом рейсе», а также Элочку-людоедку в «Двенадцати стульях», а также приняла участие в нескольких эпизодических ролях. Более заметный образ она создала в комедии «Похождения зубного врача».

В 1974 году у Алисы Фрейндлих началась успешная кинокарьера. Она была приглашена на съемочную площадку фильма «Анна и Командор», где ее партнерами стали Иннокентий Смоктуновский и Василий Лановой.

Затем она приняла участие в ленте «Опасный возраст», где снова снялась вместе со Смоктуновским. После этого последовала встреча с известным актером в детской картине «Принцесса на горошине», основанной на сказках Андерсена. После этого ей была доверена главная роль в фильме «Тайна Снежной королевы».

Вскоре актриса была приглашена режиссером Эленой Климовой, чтобы сыграть в её фильме «Агония», которая столкнулась с непростой судьбой. Цензура никак не хотела отпускать её, и фильм продолжал пылиться на полке несколько лет. Фрейндлих сыграла роль придворной дамы, поклонницы Григория Распутина.

В фильме «Соломенная шляпка» Алиса превратилась в беззаботную баронессу, внимание которой привлекают персонажи Михаила Боярского и Михаила Козакова.

При создании экранизации произведения братьев Стругацких "Пикник на обочине", режиссер Андрей Тарковский вначале планировал выбрать свою жену Ларису на главную роль. Однако под давлением коллег он изменил свое решение в пользу Марины Нееловой и Алисы Фрейндлих. Марина не подошла по возрасту, а вот Алиса была выбрана для роли жены персонажа, исполненного Александром Кайдановским. Фрейндлих всегда сожалела, что их сотрудничество было лишь единоразовым. В 2015 году актриса была удостоена премии фестиваля "Зеркало" имени Тарковского в номинации "За вклад в кинематограф".

Алиса Фрейндлих завоевала всеобщее признание и любовь зрителей огромной страны после участия в фильме «Служебный роман», который был выпущен на экраны в 1977 году. По просьбе режиссера Эльдара Рязанова, она была выбрана для этой роли и сыграла Людмилу Кулагину, строгую начальницу и одинокую женщину. Директор театра Владимиров категорически возражал против ее участия в кино, поскольку считал, что это отвлекает ее от театральной работы. Рязанов лично прилетел в Ленинград из Москвы, чтобы добиться разрешения на съемки у Владимирова.

Алиса Фрейндлих по ночам занималась изучением текста и вживалась в роль Кулагиной. Но вскоре её труды окупились – после премьеры фильма её популярность стремительно возросла. Сама актриса подбирала себе гардероб для этой роли. В «закромах» Мосфильма она нашла кримпленовый костюм 52-го размера, а манеру ходьбы подглядела у женщин из деловых кругов того времени.

В этом фильме она продемонстрировала и свой вокальный талант, исполнив две композиции, которые стали чрезвычайно популярными хитами – «Моей душе покоя нет» и «У природы нет плохой погоды». В этой ленте актриса сыграла почти две совершенно разные роли, «мымру»-начальницу и привлекательную женщину, в которую она превратилась после триумфального преображения.

После того, как начальница влюбилась в своего подчиненного Анатолия Новосельцева, произошла удивительная перемена в ее поведении. Андрей Мягков исполнил роль Новосельцева, а другие герои были представлены Светланой Немоляевой, Олегом Басилашвили и Лией Ахеджаковой, которая играла роль модницы секретарши Верочки. В фильме девушка давала советы своей начальнице, например, по ее бровям и походке, которые стали известными афоризмами.

После успешного выступления в кино, Фрейндлих больше не могла соглашаться на второстепенные роли. Режиссеры также перестали предлагать ей подобные работы. Актриса скоро блеснула в образе королевы Анны в «Трех мушкетерах». Сначала ей не удавалось войти в роль, но после работы с режиссером она поняла, какими чертами характера и поведения должна обладать ее героиня.

Потом ее пригласили сняться сразу в двух комедиях, которые совершенно отличались друг от друга. Первая называлась «Старомодная комедия» и рассказывала о романтических отношениях в пансионате. Вторая называлась «Комедия ошибок» и была основана на пьесе Шекспира.

В 1981 году актриса получила звание Народной артистки СССР, что принесло изменения в ее жизнь. Также в этом же году произошел развод с ее вторым мужем, Игорем Владимировым. Несмотря на это, они продолжали работать вместе еще два года.

В 1983 году Алиса Фрейндлих начала работать в БДТ им. Горького, где дебютировала в спектакле «Киноповесть с одним антрактом». После этого она стала частью основного репертуара театра и сыграла множество важных ролей во многих постановках.

Параллельно с работой в театре, Фрейндлих продолжила сниматься в кино. В эти годы вышли такие фильмы, как «Бесприданница» и «Будни и праздники Серафимы Глюкиной».

После этого был довольно долгий период творческого затишья, и лишь в 2004 году актриса вернулась на экраны, снявшись в фильме «На Верхней Масловке». В этом фильме Алиса Фрейндлих работала вместе с Евгением Мироновым и сыграла роль пожилой скульпторши Анны Борисовны. За эту роль ей была присуждена вторая «Ника».

Ее актерская работа в этом фильме была высоко оценена критиками, которые отметили, что Фрейндлих не просто сыграла старушку, а показала женщину в возрасте, способную чувствовать, мечтать и любить, несмотря на свой возраст, которому уже исполнилось 87 лет.

В 2008 году актриса снялась в двух новых фильмах – «Марево» и «Васильевский остров», где исполнила главные роли.

Позже вышел четвертый фильм о мушкетерах под названием «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини», где Алиса Фрейндлих снова сыграла роль Анны Австрийской. Этот фильм вышел спустя тридцать лет после первого, но актриса все также оставалась на высоте в роли королевы.

В 2009 году Алисе Бруновну пригласили на съемки фильма «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», который рассказывает о жизни и творчестве поэта Иосифа Бродского. Режиссер Андрей Хржановский считал, что именно Фрейндлих лучше всего подходит для роли матери Бродского. Актриса была рада этому предложению, так как является поклонницей творчества поэта.

В 2014 году Алисе предложили роль в фильме «Линия Марты», где она исполнила одну из ключевых ролей. Сюжет фильма основан на истории записки, оставленной на стене в квартире блокадного Ленинграда. Мальчик просил прощения у девочки, но скорее всего, она не прочитала это послание. В наше время в эту квартиру въезжают новые жильцы и понимают, что не успокоятся, пока не найдут ту самую девочку и не передадут ей послание из прошлого.

В 2014 году актрису пригласил Иван Ургант, и с удовольствием она посетила шоу «Вечерний Ургант». Алиса ответила на все вопросы зрителей и ведущего, рассказав о создании самых известных спектаклей и фильмов.

В 2015-2016 годах Фрейндлих не снималась вообще, что вызвало слухи о ее уходе из профессии. Однако все сомнения развеялись в 2017 году, когда вышла картина «Большой» режиссера Валерия Тодоровского. Алиса Бруновна сыграла педагога-хореографа и была награждена «Золотым орлом» в номинации лучшая актриса.

Поклонники актрисы знают еще о ее таланте чтеца. Это еще один способ проявить актерские способности и передать слушателям всю глубину произведения.

Любовь актрисы к поэтессам Анне Ахматовой и Марине Цветаевой не знает границ, но наибольший успех ей принес «Монолог женщины», написанный Робертом Рождественским. Это выступление настолько поразило зрителей, что некоторые утверждают, будто Алиса сама написала этот монолог.

Творческий путь актрисы усыпан заслугами и наградами, включая почетные ордена и престижные призы от государства. Трудно даже перечислить все награды, которыми Фрейндлих была удостоена на фестивалях различных уровней.

Личная жизнь

Владимир Карасев, однокурсник Алисы, стал её первым мужем. Они поженились на третьем курсе университета и жили вместе с семьей актрисы, но разошлись перед выпускным.

Второй раз актриса вступила в брак с руководителем театра им. Ленсовета Игорем Владимировым, который был старше нее на шестнадцать лет. У них сразу завязался роман, который затем перерос в брак и привел к рождению дочери Варвары. Однако разногласия в профессиональной деятельности этих двух талантливых людей не позволили им жить под одной крышей. Пара рассталась.

Следующая глава в личной жизни актрисы оказалась связанной с художником Юрием Соловьевым, за которого она вышла замуж и прожила двенадцать лет. Художественный талант Юрия так и остался не реализованным из-за отсутствия образования. Благодаря большему успеху Алисе, Юрий постоянно испытывал ревность и часто вступал в конфликты.

Дочь продолжила семейную традицию и стала актрисой в том же театре, где выступала ее мама. Одновременно она занимает должность заместителя генерального директора в строительной компании. У Варвары двое детей – Никита и Анна, которых она сама воспитывала. Ее мужа, сенатора Сергея Тарасова, убили во время теракта в 2009 году.

Анна стала продюсером и в 2017 году вышла замуж за артиста Алексея Мышинского.

Никита теперь работает в кино как режиссер и продюсер после окончания Школы-студии МХАТ. Его фамилия Владимиров, он снял фильм под названием «Карп отмороженный», где снялись его любимая бабушка, Евгений Миронов и Марина Неелова. Для съемок фильма пришлось заложить свою квартиру. Однако жертвы не остались незамеченными, так как удалось найти спонсора, который покрыл все долги режиссера.

Когда у него есть свободное время, Фрейндлих предпочитает посещать театр в качестве зрителя или просто гулять по городу в одиночестве, стараясь избегать толп поклонников, желающих сфотографироваться с ней.

Алиса Фрейндлих сегодня

Работая в театре имени Товстоногова, актриса продолжает свою творческую деятельность, принимая участие в нескольких постановках.

В 2018 году она была приглашена на съемочную площадку фильма «Александрина», премьера которого запланирована на 2019 год.

В Питере — пить: Киностудия «Ленфильм» намерена запустить проект под названием «Этажи», в котором планируют задействовать известных актеров этого города — Алису Фрейндлих, Михаила Боярского и Сергея Шнурова.

  • 1955 год Неоконченная повесть
  • 1958 год Город зажигает огни
  • 1965 год Похождения зубного врача
  • 1970 год Тайна железной двери
  • 1977 год Служебный роман
  • 1978 год Д’Артаньян и три мушкетёра
  • 1978 год Старомодная комедия
  • 1980 год Сергей Иванович уходит на пенсию
  • 1981 год Опасный возраст
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий