Алиса Бруновна Фрейндлих (р. 1934) – известная киноактриса, которая стала знаменитой благодаря своей работе в Большом драматическом театре имени Г.А. Товстоногова. Ее участие во многих фильмах принесло им заслуженное признание в отечественной кинематографии. Она была удостоена звания Народной артистки Советского Союза, лауреата Государственной премии СССР, а также трижды была награждена Государственной премией РФ. Алиса Бруновна также дважды стала обладательницей национальной театральной премии «Золотая маска». Ее великий вклад в отечественное кино был отмечен Российской академией кинематографических искусств тремя премиями «Ника».
Семья и детство
Девочка появилась на свет 8 декабря 1934 года в Ленинграде и её назвали Алисой. Её маму звали Ксенией Фёдоровной (девичья фамилия Фёдорова), она родилась в Пскове и активно занималась художественной самодеятельностью с детства. В молодости она переехала в Ленинград и стала заниматься драматическими курсами в Театре рабочей молодёжи, где и встретила Бруно Фрейндлиха.
Папа Алисы, Бруно Артурович Фрейндлих, имел немецкие корни, его предки перебрались из Германии в Россию в 18-ом веке. Он был актёром.
Заветное желание матери Ксении Фёдоровны было дать дочери имя Наташа. Однако отец и бабушка настаивали на имени Алиса, рационально аргументируя своё решение тем, что имя Наташа не сочетается ни с отчеством Бруновна, ни с фамилией Фрейндлих. В то же время, в графе «Национальность» мама добилась того, чтобы указать «русская» для всех.
Сразу после рождения Алисы семья переехала в новую коммунальную квартиру в центре Ленинграда, неподалеку от «Медного всадника», от окна виден Исаакиевский собор.
В 1937 году мамин брат с женой завершали обучение в консерватории, и маленькая Алина в возрасте трёх лет попала на их дипломный спектакль. Спустя несколько дней родители заметили, что девочка продолжала напевать мелодии из увиденной оперы. А наедине с собой Алина примеряла мамины наряды и сама играла в «театр».
Блокада и годы войны
Перед началом войны родители Алисы были вынуждены разлучиться. Отец со своим театром отправился в Ташкент. Это оказалось очень удачным, так как вскоре началась высылка немцев из центральной России.
Алиса осталась с матерью в Ленинграде, где в 1941 году пошла в первый класс школы № 239. Но вскоре началась блокада. По воспоминаниям Алисы, им удалось выжить благодаря бабушке. Она делила хлеб на маленькие порции и раздавала по часам, остальное приходилось прятать. Самое яркое воспоминание детства Алисы Фрейндлих — это память о том, как она смотрела на часы и думала:
«Жду, когда можно будет съесть очередной кусочек хлеба».
В период военных действий мать Алисы работала бухгалтером, её здоровье было очень хрупким. Алиса также ослабла физически, но её психологическое состояние было ещё более тяжёлым. Как могла себя чувствовать девочка с немецкими корнями и фамилией, когда все вокруг ненавидели эту нацию? Ужас блокады Ленинграда навсегда остался в памяти Алисы Бруновны, и теперь она всё больше склоняется к мысли написать об этом книгу.
После войны Алиса со своей матерью переехали в Эстонию, где прожили около трех лет в Таллине. В это время девочка посещала среднюю школу. В 1948 году они вернулись в Ленинград, где из Ташкента приехал её отец Бруно с новой семьей — с женой и дочерью Ирой. Мать не возражала против того, чтобы Алиса виделась со своим отцом, но новая жена отца была этому против. А дочь Ира даже не подозревала о существовании своей единокровной сестры.
Начало театрального пути
После долгого отсутствия, Фрейндлих снова появилась в школе № 239. Там она сразу же присоединилась к театральному кружку под руководством известной актрисы Марии Призван-Соколовой. Учительнице сразу понравилась девочка, и с первого взгляда она увидела в ней будущую актрису. Алиса проводила все свое свободное время в кружке, получая обучение у Марии в искусстве театра.
В 1953 году окончила Фрейндлих школу и стремилась стать актрисой, несмотря на сомнения отца и выбор между музыкальным и драматическим направлением. Её сильный голос не смог переубедить отца, и она поступила в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского. Учёба прошла успешно, чему свидетельствуют грамоты, награды и благодарности за отличное поведение.
Пока училась на третьем курсе, Алиса влюбилась в своего однокурсника Владимира Карасёва. Их ранняя любовь привела к браку, но он был недолгим, и после окончания учёбы они расстались. Ещё во время учёбы в университете, у Алисы были её первые кинороли, это были небольшие роли в фильмах «Таланты и поклонники» и «Неоконченная повесть».
В 1957 году Фрейндлих закончила институт. Её выдающееся исполнение роли в дипломной постановке «Мораль пани Дульской» помогло ей начать карьеру актрисы Ленинградского драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской. Изначально ей приходилось играть роли хулиганов и мальчишек, из-за чего она страдала и плакала по ночам, так как это не соответствовало её желаниям. Тем не менее, этот театр стал для неё настоящей школой. Здесь она сыграла около десятка ролей и успела сняться в фильмах «Повесть о молодожёнах» и «Город зажигает огни».
Её главные театры
В конце 1950-х годов был приглашен режиссер Игорь Владимиров, чтобы поставить спектакль «Время любить» в театре. Фрейндлих встретилась с ним, и в 1961 году он стал руководить Ленинградским академическим театром имени Ленсовета.
Она отправилась работать к нему. В то же время у Алисы произошло знакомство с режиссёром кино Эльдаром Рязановым, она пробовала себя у него на роль в фильме «Гусарская баллада». Хотя главную героиню в итоге сыграла Лариса Голубкина, талант актрисы Фрейндлих был замечен Рязановым.
Сотрудничество с Игорем Владимировым в конечном итоге привело к тому, что Алиса вышла замуж за него. Она вышла за него замуж, несмотря на то, что Игорь был старше на 16 лет. В этот период произошел расцвет её театральной карьеры, Фрейндлих сыграла во всех спектаклях Владимирова:
- «Пигмалион»;
- «Таня»;
- «Ромео и Джульетта»;
- «Трёхгрошовая опера»;
- «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»;
- «Укрощение строптивой»;
- «Хождение по мукам»;
- «Преступление и наказание»;
- «Дульсинея Тобосская»;
- «Вишнёвый сад»;
- «Нечаянный свидетель».
Этот театр был местом работы Алисы на протяжении двадцати двух сезонов.
В 1981 году она была удостоена звания Народной артистки СССР, после чего развелась с мужем Игорем Владимировым. В течение двух лет она продолжала выступать в театре Ленсовета, а затем стала актрисой Ленинградского академического Большого драматического театра имени Горького.
Перед походом в БДТ, Фрейндлих встретила своего будущего третьего мужа. Им оказался молодой актёр Юрий Соловей. Между ними возникли романтические отношения, которые привели к их третьему браку. Однако и этот брак закончился разводом. Сейчас Юрий живёт в Германии, но он и Алиса часто общаются и поддерживают очень теплые дружеские отношения.
В БДТ Алиса Фрейндлих играет до сих пор, у неё в активе множество потрясающих спектаклей:
- «Волки и овцы»;
- «На дне»;
- «Коварство и любовь»;
- «Макбет»;
- «Дядюшкин сон».
Кино
Особого внимания заслуживают выдающиеся роли Алисы Фрейндлих в кино. Эта удивительная актриса снялась в работах многих известных российских режиссёров. Однако её путь в кино был далеко не простым. Сначала ей приходилось играть лишь небольшие роли. Много времени она проводила на театральной сцене, иногда отказываясь от кино-ролей. Эту ситуацию удалось разрешить Эльдару Рязанову, который пригласил Алису в 1976 году для главной роли в своем фильме «Служебный роман». Людмила Прокофьевна Калугина присвоила Алисе звание «Лучшая советская актриса» в опросе читателей журнала «Советский экран».
Роль в «Служебном романе» – одна из самых любимых у этой актрисы. Однако зрители также любят все героини, которые были сыграны Алисой Фрейндлих, будь то королева Анна из «Д’Артаньяна и трёх мушкетёров», Харита Игнатьевна Огудалова из «Жестокого романса», баронесса де Шампеньи из «Соломенной шляпки» или Анна Вырубова из «Агонии». Всего фильмов, в которых снялась великолепная Алиса Фрейндлих, так много, что их нельзя перечислить. Вот самые яркие и запоминающиеся из них:
Год выхода картины на экран | Название картины |
1969 | «Вчера, сегодня и всегда» |
1974 | «Анна и командор» |
1976 | «Принцесса на горошине» |
1979 | «Сталкер» |
1981 | «Опасный возраст» |
1986 | «Тайна Снежной королевы» |
1988 | «Будни и праздники Серафимы Глюкиной» |
1992 | «Мушкетёры двадцать лет спустя» |
2002-2006 | «Женская логика» |
2004 | «На Верхней Масловке» |
2009 | «Возвращение мушкетёров» |
2014 | «Линия Марты» |
Главные награды в её жизни
Весной 1968 года во втором браке у Алисы Фрейндлих и её мужа Игоря Владимирова появилась дочь Варвара. У таких родителей у девочки не было другого выбора, кроме как стать актрисой. Варя работает в том же театре, что и её мать, Алиса Бруновна. Муж Варвары, известный политик Сергей Тарасов погиб в железнодорожной катастрофе в 2009 году, когда произошел взрыв в поезде «Невский экспресс». У Алисы Бруновны два внука – Никита и Аня. Она очень любит их и заботится о них.
Творческий путь Алисы Бруновны Фрейндлих начинался с эпизодических ролей, но со временем она стала «великой, выдающейся актрисой». За свои заслуги она была удостоена 5 орденов, около 20 национальных и Государственных премий, а также получила звания Заслуженной артистки РСФСР, Народной артистки РСФСР и Народной артистки СССР.
Её коллеги по театральному цеху отмечают:
«Где бы ни выступала наша труппа, всегда будет аншлаг, если на афише указано имя Фрейндлих. Она всегда остается молодой, несмотря на свой возраст, и через много лет будет моложе нас всех».