Ее привлекательность была необыкновенной, но, удивительно, этот ее женственный облик не вызывал зависти у коллег. Все прощали у Аллы Балтер – ее успех, красоту и славного мужа. Коллеги всегда обращались к ней как к Аллочке, даже за ее спиной не упоминали по фамилии. Аллу Балтер помнят как добрую и отзывчивую, уравновешенную и интеллигентную. Ее врожденную интеллигентность и тактичность можно только завидовать – таких актрис больше не бывает.
Слава пришла к актрисе Алле Балтер после съемок в фильмах «Степень риска», «Ларец Марии Медичи», «Черный квадрат».
Детство и юность
Алла Балтер появилась на свет 23 августа 1939 года в Киеве, в творческой семье еврейского происхождения. Её отец, Давид Балтер, был актёром киевского театра имени Леси Украинки.
Увлеченная примером отца, девочка с самого детства заболела сценой. Ее совсем не пугали трудности этой профессии. Алла видела усталость отца, который постоянно гастролировал с театром и редко бывал дома. Для нее все это было рутиной, но ее звало искусство, и поддавшись этому зову, Алла решила связать свою судьбу со сценой.
После окончания школы, Алла Балтер поступила в Киевское театральное училище при КУАД им. И. Франко. Она сразу привлекла внимание преподавателей — девушка была чрезвычайно талантлива и артистична.
Театр
После окончания учебы Алла присоединилась к труппе театра Ленком и дебютировала на его сцене в 1961 году. Затем, в период с 1961 по 1965 год, она работала в КАРДТе им. Леси Украинки, после чего перешла в другие украинские театры. В 1971 году Аллу Балтер приняли в труппу ведущей актрисой Московского драмтеатра им. Станиславского, где она отработала двенадцать лет.
С 1982 по 1984 годы она исполняла роли в Театре на Таганке.
Балтер воплощала в себе различные образы актрисы, ее талант позволял ей превратиться в Клеопатру из спектакля «Игра теней», а также в фру Линн, испытывающую все трудности выживания после потери возлюбленного.
Фильмы
Алла Балтер впервые попала на съемочную площадку в 1968 году, когда ее пригласил режиссер Илья Авербах для участия в его фильме "Степень риска". В этой картина рассказывается о докторе-хирурге Михаиле Седове, который готовится к сложной операции на сердце, которая должна спасти жизнь его пациента. В этом фильме Балтер сыграла роль анестезиолога по имени Алла. Она очень повезло, так как ее партнерами в этой ленте были такие знаменитые артисты, как Борис Ливанов, Иннокентий Смоктуновский и Алла Демидова.
Затем, в ее актерской карьере наступила семилетняя пауза. В 1975 году она сыграла роль Лялей в детективном сериале "Следствие ведут ЗнаТоКи. Ответный удар". Также в том же году Алла Балтер сыграла в другом фильме под названием "Такая короткая долгая жизнь", режиссером которого был Константин Худяков, она исполнила роль Лидии Павловны.
В 1980 году ее пригласили сыграть в фильме "Ларец Марии Медичи", основанный на произведении Еремея Парнова. История началась с таинственного исчезновения известного антиквара Савини. Расследование поручили капитанам советской милиции, чтобы раскрыть обстоятельства пропажи и раскрыть тайну ларца. Алла Давидовна сыграла роль Денизы Монсегюр, матери Мадлен.
Через два года Алла Балтер получила новую роль в фильме "Транзит", где она играла женщину без имени, которую все просто звали "Русалка". Этот фильм рассказывает о том, как судьба переплетает жизни людей, иногда сводит их вместе, а иногда разлучает. Все началось с встречи двух одиноких людей — Владимира и Татьяны.
Их знакомство было обычным: он пропустил свой поезд, а она угостила его чаем, чтобы скрасить время ожидания следующего поезда. Они пообщались всего лишь недолго, но этого времени хватило, чтобы они влюбились друг в друга с первого взгляда. Но судьба распорядилась иначе, и они снова пошли каждый своей дорогой.
В фильме «Последний визит» 1984 года Алла Балтер сыграла роль главной героини, Сэйрой Бертон, жены журналиста. Погибнувшего мужа, она решает продолжить его дело и начинает свое собственное расследование, сталкиваясь с множеством загадок и опасных приключений.
В 1992 году режиссер Юрий Мороз заметил актрису и предложил ей роль в своем фильме «Черный квадрат», где она сыграла вместе с Дмитрием Харатьяном, Арменом Джигарханяном и Виталием Соломиным.
Последним проектом актрисы стала картина «Каменская», где ей предложили роль Тамилы Шалвовны Бартош. На съемочной площадке этого сериала работали такие известные актеры, как Елена Яковлева, Сергей Никоненко, Дмитрий Нагиев.
Личная жизнь
Многие актрисы в обычной жизни восхищались Аллой Балтер и стремились быть похожими на нее. Ее красота была поразительной, и она уделяла ей особое внимание. В ее сердце не было места злу и зависти — она была доброй и отзывчивой женщиной, полной женственности и обаяния. Все, кто знал ее, обращались к ней на "Аллочка", что свидетельствовало о ее природной привлекательности и доброте.
Впервые она вышла замуж за вратаря футбольного клуба «Таврия» Анброха. Вторым мужем актрисы стал Виторган, и личная жизнь наконец-то наладилась. Мужчина был женат, но ради своей новой любви он в 1970-м оставил супругу Румянцеву и дочку Ксению. Ему очень трудно было расставаться со своей семьей, но любовь к Алле была настолько сильной, что он был готов на любые жертвы. В дальнейшем он заявил, что если бы ему пришлось снова выбирать между семьей и Балтер, то он выбрал бы Аллу.
В 1972-м они стали родителями сына Максима, который также стал актером, как и его звездные родители. У Максима Виторгана в фильмографии есть масса интересных проектов, самыми яркими из которых стали «Мамочки», «День выборов 2», «Лондонград».
Причина смерти
Алла и Эммануил создали крепкую и счастливую семью, основанную на взаимопонимании и любви, но судьба непрестанно ставила их на тяжкое испытание, посылая разного рода трудности и испытания. Алла всегда чувствовала вину перед первой семьей Эммануила, однако понимала, что они были созданы друг для друга. Она всегда верила, что час расплаты за грехи все равно наступит, и словно все время ожидала наказания от Бога.
Женщина даже не подозревала, насколько правдивы были ее предчувствия. Витторгана застали онкологией легких, и ему пришлось отправиться на операцию. И после диагноза онкологии Алле Балтер пришлось сражаться самой. У нее не утихали боли в спине, и она обратилась за помощью к врачам.
После первого осмотра, врачи посчитали, что дело в остеохондрозе, но вскоре выяснилось, что у нее рак позвоночника. Именно это заболевание привело к смерти.
Актриса обратилась к ведущим онкологам Израиля, которые провели ряд операций, но ее состояние не улучшалось. Алла Балтер решила утаить от всех, что у нее серьезное заболевание, и продолжала участвовать во всех спектаклях театра. Она не хотела, чтобы ее жалели зрители и коллеги, поэтому диагноз был оставлен под шифром «строго секретно». Во время спектакля «Смеющийся цветок» актриса случайно подвернула ногу. Руководство театра предложило отменить представление, однако Балтер настояла на его проведении, с трудом преодолевая боль.
Когда во время спектакля нога перестала подчиняться ей, доктор сделал актрисе укол. После антракта она снова вышла на сцену и доиграла постановку до конца, профессионально скрывая свое состояние от зрителей. После спектакля были цветы, аплодисменты и автографы, но на поклон актриса уже не смогла выйти.
Алла Балтер три года боролась с онкологией, но этой болезни оказалось невозможно победить. Она умерла 14 июля 2000 года в одной из онкологических клиник, на руках у своего любимого мужа, который был рядом с ней все это время.
Эти последние дни, проведенные вместе, Витторган вспоминал потом с грустью. Он получил звонок о том, что его жена находится на склоне жизни. Он прибыл к ней, провел с ней долгие часы разговоров, а затем отвез ее за город, чтобы полюбоваться природой, которую она так любила. Судьба подарила им еще один день счастья, но он закончился следующей ночью.
Ее не стало в ночь на 14 июля, и ее последние слова были адресованы мужу. Даже перед смертью она хотела поддержать своего любимого и сказала, что все будет хорошо.
Ваганьковское кладбище стало местом погребения для Аллы Балтер. Не далеко от ее могилы покоится известный сатирик Григорий Горин.
Избранная фильмография
- 1968 — Степень риска
- 1980 — Ларец Марии Медичи
- 1992 — Чёрный квадрат
- 1999 — Каменская
- Изучение рисков в 1968 году
- Исследование Ларца Марии Медичи в 1980 году