Иногда природа бывает щедрой и дарит человеку все более чем достаточно. Это произошло и с Аллой Ларионовой. Она была наделена великолепной фигурой, выразительными глазами, роскошными шелковистыми волосами и пухлыми губками, которые хотелось целовать. Но помимо внешности ей был дан и актерский талант, который она смогла развить полностью.
Именно роль в фильме-сказке «Садко» принесла Алле Ларионовой славу. Ее успех был так велик, что всю творческую группу пригласили на кинофестиваль в Венецию.
Детство
19.02.1931 года в Москве появилась на свет Алла Ларионова. Отец Аллы занимал высокую должность – он был директором райпищеторга и ярым сторонником коммунистической партии. Её мама имела всего четырехлетнее образование и работала завхозом детского сада. Они познакомились во время Гражданской войны, когда служили в дивизии славного Котовского. Родители обожали актрису Аллу Тарасову, поэтому их дочь получила имя в её честь, что, возможно, сулило ей счастливое будущее.
В начале войны отец ушел на фронт, а мать с маленькой девочкой были отправлены в город Мензелинск. Мама нашла работу в местном госпитале, а 9-летняя Алла впервые выступила перед ранеными, читая стихи и поющая. Именно тогда она узнала, что такое благодарность зрителей, их похвалы и аплодисменты. На одном из таких выступлений ее заметил известный актер Зиновий Гердт. Через несколько лет их пути снова пересеклись, но к тому времени Алла уже стала известной актрисой.
Алла выросла как красивая девочка, которая не могла не привлечь внимание окружающих. Возможно, именно это привлекло совершенно незнакомую женщину, с которой она встретилась на улице. Увидев очаровательную девочку, женщина спросила, не хотела бы она попробовать себя в кино. Предложение заинтересовало Аллу, и она согласилась с удовольствием.
Ей было всего 15 лет, когда она сделала свой дебют в кино. Хотя это были только массовые сцены, но Алле очень понравился процесс творчества.
Путь в профессию
После окончания школы, Алла решила стать артисткой и подала документы в ГИТИС. Однако не смогла сдать экзамены, так как растерялась при виде очень известного режиссера В.Гончарова в экзаменационной комиссии.
Поступить во ВГИК тоже оказалось непросто. Сергею Герасимову Ларионова не понравилась по каким-то причинам. Но Тамара Макарова, супруга Герасимова, поддержала Аллу и уговорила его присмотреться к девушке внимательнее.
Тайна, как Тамара Макарова увидела будущую звезду экрана в Алле, осталась тайной, но Ларионова стала студенткой этого вуза.
Кино
От одной успешной роли может зависеть вся кинокарьера. Именно такой ролью для Ларионовой стала ее работа в сказке «Садко», которую снял режиссер А.Птушко. Это произошло, когда Алла была еще студенткой. Фильм вышел в 1952 году и имел огромный успех.
В 1953 году съемочная группа была приглашена на Венецианский фестиваль, где фильм был представлен в номинации «Золотой лев» и получил приз «Серебряный лев». Такого успеха советский кинематограф еще не испытывал.
Здесь, в Венеции, Ларионову настигла настоящая слава. Русская красавица была в постоянном окружении толпы поклонников и орды журналистской братии. У нее была возможность познакомиться со знаменитыми продюсерами и режиссерами, которые наперебой предлагали ей участие в самых выгодных проектах. Актриса вынуждена была дать категорический отказ – перед отъездом все актеры получили строжайшую инструкцию о том, как себя вести. К тому же их группа выехала за границу в сопровождении ответственных партийных работников, которые строго следили за всеми передвижениями актеров и не допускали даже малейшего контакта с западными режиссерами.
Если бы Алла Ларионова приняла решение и осталась за границей, то, скорее всего, ее жизнь развивалась бы совсем иначе. Но актриса была вынуждена вернуться на Родину, несмотря на свое разочарование. Возможность увидеть, как живут люди за рубежом, окунуться в их свободный мир, пощупать вещи, о которых она могла только мечтать дома — и все же вернуться, потому что ей не разрешили там остаться.
Актрису, разочарованную ситуацией, могло успокоить только новое предложение главной роли в фильме "Анна на шее".
В 1954 году фильм вышел в прокат, и Алла Ларионова стала настоящей звездой отечественного кино. Слава была еще больше, чем после ее первого фильма. Вокруг дома Ларионовой всегда толпились поклонники, даря ей букеты цветов. Билеты на сеансы раскупались моментально, каждое место в зрительном зале было занято. Но вскоре Ларионова почувствовала оборотную сторону своей популярности.
Вокруг нее начали распускаться слухи и сплетни, и некоторые начали ей завидовать.
После завершения съемок фильма «Двенадцатая ночь», где она исполнила роль неподражаемой Оливии, поклонники начали массово осаживать киностудию и квартиру, где жила актриса. Они пытались наблюдать за ней через окно и постоянно ожидали ее у входа. Даже министру культуры захотелось познакомиться со звездой. Вскоре злые языки уже распускали слухи о ее предполагаемых романтических отношениях с высокопоставленным чиновником.
Внезапно ее перестали приглашать на съемки. Даже когда появилось предложение сыграть в фильме, Ларионовой постоянно мешали попасть на съемочную площадку. Доказательством этому служит картина «Илья Муромец». Аллу выбрали для роли в этом фильме, но ее просто не пустили на съемки.
В 60-х и 70-х годах актриса так и не смогла сыграть больше ни одной главной роли. Ей предлагали только второстепенные персонажи, и она соглашалась. В 1966 году Ларионову позвали сыграть в фильме «Дикий мед». Она играла грязную и неразличимую женщину.
Именно в этот период актриса раскрыла свой талант перед режиссерами, став возможным кандидатом для исполнения неповторимых ролей. Ее пригласили сыграть в спектакле «Дядюшкин сон», где она исполнила роль Н.Д.Паскудиной. После этого в ее актерском портфолио появился фильм «Длинный день Кольки Павлюкова», где Алла играла роль продавца Любавы. Далее последовали еще фильмы «Фокусник» и «Есть идея!», где ее пригласили на роли Елены Ивановны и Екатерины II. Однако звездных ролей как раньше у нее больше не было.
В год 60-летия яркой актрисы вспомнили о ней. Ей присвоили звание Народной артистки, провели праздничное поздравление, но не пригласили на съемки. Жизнь ранее популярной звезды была тихой и скромной, доходы небольшими. Она не сетовала на отечественных режиссеров из-за отсутствия ролей.
Единственное, о чем постоянно жалела Ларионова, это то, что не согласилась на предложение Чаплина сняться, хотя он очень долго уговаривал. Чтобы избавиться от гнетущих воспоминаний и не стать окончательной затворницей, Алла гастролирует по стране с театром им. Вахтангова, представляя постановку «Деньги, коварство, любовь».
Личная жизнь
Во время учёбы в институте Ларионова питала чувства к Николаю Рыбникову. Однако юноша совершенно не обращал внимания на привлекательную девушку.
Во время создания киноленты «Легенда Полесья» Ларионова знакомится с актером Переверзевым, и у них мгновенно вспыхивает страстный роман. Их совместная жизнь была недолгой – Переверзев увлекся другой женщиной. Несмотря на то, что Ларионова была беременна от него, она ушла.
Об одиночестве Ларионовой Рыбникову сообщили их общие знакомые. Он не задумываясь отправился в Минск с предложением руки и сердца. Оказалось, что он уже давно любит ее. Они поженились 2 января 1957 года. У них родилась дочь Алена, отцом которой был Переверзев, а в 1961 году они вместе появились на свет дочь Ариша.
Их совместная жизнь продолжалась 33 года в счастье и любви. Но после ухода из жизни Рыбникова, Ларионова почувствовала, что ее жизнь заполнена пустотой, а время словно остановилось. Одиночество стало для нее привычным состоянием, поэтому она избегала общества других людей. В конце концов, Ларионова приняла решение обменять их пятикомнатную квартиру, чтобы избежать боли, связанной с воспоминаниями о любимом муже.
Смерть
Алла Ларионова скончалась 25.04.2000 года, не дожив до своего 70-летия всего на год. Причиной смерти послужил обширный инфаркт. Ее похоронили на Троекуровском кладбище, рядом с Николаем Рыбниковым.
В 2004 году ушла из жизни их дочь Ариша, которая в последнее время слишком много употребляла спиртные напитки.
Избранная фильмография
- 1952 — Фильм "Садко"
- 1954 — Лента "Анна на шее"
- 1955 — Кинолента "Судьба барабанщика"
- 1958 — Фильм "Ведьма"
- 1961 — Лента "Две жизни"
- 1965 — Кинолента "Третья молодость"
- 1966 — Фильм "Дикий мед"
- 1967 — Лента "Фокусник"
- 1971 — Кинолента "Молодые"
- 1980 — Фильм "Атланты и кариатиды"
- 1993 — Лента "Троцкий"