Амет-Хан Султан – военный летчик-истребитель, прошедший всю Великую Отечественную войну, дважды удостоившийся звания Героя Советского Союза.
С годами события и герои Великой Отечественной войны отходят все дальше в историю. Их имена затирает время, остаются лишь самые известные, с героизмом и мужеством завоевавшие себе бессмертие на века. Один из них – героический летчик-истребитель Амет-Хан Султан, прозванный фашистами «Черным дьяволом». Они боялись его до дрожи в коленях, а он бесстрашно выполнил сто тридцать воздушных боев. Личный результат летчика – 30 сбитых вражеских машин, вместе со своей группой он уничтожил 49 самолетов.
Детство
Амет-Хан Султан появился на свет в прекрасном городе Алупке в Крыму, 20 октября 1920 года. Его отец, Султан Амет-хан, родом из дагестанского аула Цовкра-1, а мать, Насибе, была крымским татарином. Несмотря на притеснения со стороны советских властей, Амет-Хан всегда гордился своим крымско-татарским происхождением, что вызывало скрытое недовольство. Султана провозглашают национальным героем как в его родном Дагестане, так и среди крымских татар.
Отец парня был обычным работником, а мама занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Помимо Амет-Хана в семье воспитывалась его сестра Фатиме, которая умерла в четырехлетнем возрасте, и сын Имран. Они проживали в собственном доме у подножия гор, который напоминал ласточкиное гнездо.
После окончания Гражданской войны на полуострове Крым проживали русские, татары, евреи, греки, немцы, и все они жили вместе, не ввязываясь в национальные конфликты.
Мальчику, который появился на свет у моря, с детства снились приключения и путешествия, он мечтал о посещении различных стран. Весной 1935 года, во время проведения национального праздника под названием Хедерлез, Амет-Хан победил в одном из видов национальной борьбы – куреш. На празднике его действия наблюдал директор всесоюзной детской здравницы «Артек», который вручил ему награду – путевку в лагерь. Там юноша впервые увидел самолет.
Этот момент оказал огромное влияние на жизнь будущего военного героя, появилась мечта о небе. Желая воплотить ее в жизнь, Султан начал посещать занятия Симферопольского аэроклуба, а затем стал курсантом престижного летного училища – Качинского, где учился даже сын Сталина – Василий. Курсанты проходили ускоренный курс обучения.
Качинское училище было основным учебным заведением в Советском Союзе, где готовили пилотов. Султану учеба была легкой, он быстро освоил теорию и тактику полетов, а также воздушную стрельбу. Курсанты не только обучались летать, но и проходили общевойсковую, строевую и физическую подготовку, знали устав и несли дежурства.
С марта по декабрь 1939 года Амет-Хан совершил 270 вылетов. В его воинской характеристике отметили, что курсант с большим энтузиазмом относится к летной деятельности, выполняет задания умело и грамотно. После успешной сдачи выпускных экзаменов в марте 1940 года, Султан покинул училище в звании «младший лейтенант».
Амет-Хан завоевал почет, пройдя все испытания Великой Отечественной войны. Он начинал свой полетный путь на самолетах под названием «Чайка», и в конечном итоге перешел на знаменитый «Ла-7», сбивая вражеские самолеты и получая заслуженные награды. За его плечами были тысячи километров, но его душа всегда тянулась к родным местам.
После освобождения Крыма от немецкой оккупации, советские власти решили поднять дух местного населения. Они решили распространить листовки по деревням, рассказывающие о подвигах их земляка — Амет-Хана Султана. Однако это «послание» оказалось прочитанным и гестаповцами, которые не составили труда узнать, где живет семья «Черного дьявола». Родные летчика были арестованы и приговорены к смертной казни, но спасло их то, что брат Амет-Хана — Имран, служил в немецкой комендатуре.
Для крымских татар наступили тяжелые времена. Они стояли перед выбором, или уходить в горы и начинать партизанскую войну с фашистами или пойти к ним служить. Каждый поступал так, как велела совесть, однако главным желанием каждого человека было элементарно выжить. Немцы умели «промывать» мозги, пропаганда делала свое дело, постепенно выходили наружу старые обиды, разжигались межнациональные конфликты. Особенно после того, как оккупанты дали обещание отдать татарам на вечное пользование Крым.
Настоящие планы по поводу Крыма враги держали в секрете, на самом деле на эти территории должны были заселить немецких колонистов, предварительно расправившись с местным населением.
Советская армия освободила Севастополь 10 мая 1944 года после невероятных усилий. Летчики 9-го гвардейского полка получили несколько дней передышки, и в это время Султан узнал, что его родные остались в живых.
Удачно отпросившись на отпуск, летчик отправился повидать отца и мать, привезя с собой всю свою эскадрилью.
17 мая 1944 года в дом летчика ворвались военные с приказом задержать его мать и отправить на сборный пункт вместе с другими крымскими татарами. Боевые друзья Амет-Хана встали на защиту женщины, благодаря чему Насибе избежала депортации.
Султан был потрясен несправедливостью, которая происходила. Он перестал верить в светлое будущее для своей семьи, особенно после ареста брата Имрана за пособничество фашистам. Летчик хотел увидеть брата и задать ему много вопросов, но, увидев осунувшуюся фигуру родственника, он решил ничего не спрашивать.
Амет-Хан присутствовал на заседании военного трибунала, когда решалась судьба Имрана. Он сказал, что если бы не «помощь» советской пропаганды, семья не оказалась бы в безвыходном положении, и Имрану не пришлось бы поступать на службу к немцам, чтобы спасти жизни близким людям. В последующие годы Султан не бросил брата, он оказывал ему поддержку во всем.
Военная служба
Младший лейтенант Султан оказался в Кишиневе, когда началась война, где он выполнял свои обязанности в 4-м истребительном авиаполку. К уже октябрю того же года Султан стал командиром 147-й истребительной дивизии и сражался на Юго-Западном фронте. На тот момент он совершил сто тридцать разведывательных и боевых вылетов, за что был удостоен своим первым орденом Красного Знамени.
Командиры описывали 21-летнего истребителя как смелого, настойчивого и опытного пилота, способного вести воздушную разведку. Султан в совершенстве владел своим самолетом, они вместе составляли неразрывный тандем.
После Сталинградской битвы Султан освобождал Ростов-на Дону, Мелитополь и Крым. 18 апреля 1944 года он был удостоен ордена Ленина, а затем еще одного ордена Красного Знамени.
24 августа 1943 года Амет-Хан Султан был награжден званием Героя Советского Союза, а 29 июня 1945 года гвардии майор Султан получил свою вторую «Золотую Звезду».
В середине пятидесятых годов он проходил испытания на новом истребителе, и чуть не погиб во время учебного полета. Султан был предназначен для третьего присвоения звания Героя Советского Союза, но не получил его из-за того, что всегда называл себя крымским татарином. Сталин объявил татар "предателями" и не мог терпеть, чтобы представитель этого народа имел такое высокое звание. Вместо этого Султан был награжден только Сталинской премией за этот полет.
Личная жизнь
Подробности личной жизни главного героя почти неизвестны, только известно, что супруга Султана носила имя Фаина Данильченко, и что у известного пилота в этом браке появились два сына — Станислав и Арслан. Станислав и его партнерша Вероника стали родителями девочки.
Смерть
Амет-Хан Султан продолжал проводить полеты, однако теперь это были обучающие или испытательные вылеты. Заключительным оказался вылет 1 февраля 1971 года, когда пилоту предстояло проверить новый двигатель модернизированного серийного бомбардировщика «Ту-16».
Экипаж приступил к выполнению задания, радист доложил о начале работы, и сразу после этого самолет исчез с радаров. Вертолеты были отправлены на поиски пропавшего самолета, и только через несколько суток его обнаружили, полностью обгоревшим. Самолет разорвало прямо в воздухе на мелкие куски.
Хвостовую часть и тело радиоинженера нашли немедленно, а кабину и носовой отсек искали четыре дня. Султан находился в кресле капитана, и эксперты пришли к выводу, что он даже не успел предпринять меры по спасению.
В копилке у черного дьявола насчитывается 4237 часов полетов, опыт работы с более чем сотней летательных аппаратов. Ему были вручены множество орденов и медалей за его заслуги.
Последнее место покоя для Амет-Хана Султана — Новодевичье кладбище в Москве. Его память сохранена в названии горного пика на родине его отца, в Дагестане, а также в улицах Волгограда, Махачкалы и Жуковского. Мемориальный памятник отважному летчику установлен в Ярославле, а в его родном городе Алупке открыт музей, посвященный ему.