Анастасия Вяльцева – замечательная исполнительница русской эстрады и оперетты. Ее концертная программа включала в себя русские и цыганские романсы.
Народные певица, сияющая звезда, «неповторимая» – вот как называли Анастасию Вяльцеву ее преданные фанаты. Ее история действительно удивительна: от простой горничной она превратилась в самую богатую, красивую и знаменитую женщину России. Билеты на ее концерты разлетались быстрее гусли, ее граммофонные записи пользовались невиданным спросом, а ее портрет можно было увидеть в каждом модном салоне столицы.
Детство
Анастасия Вяльцева родилась 1 (13 марта) 1871 года в слободе Алтухово Севского уезда Орловской губернии. Несмотря на бедность своей крестьянской семьи, она провела свое детство в Киеве, куда мать увезла ее и ее братьев после смерти отца.
Мать устроилась на работу в прачечную, где Анастасии также удалось найти занятие в мастерской дамского платья в качестве ученицы. Она трудилась целыми днями, выполняя различные обязанности и получая оплеухи от других работниц.
Таким образом, девочка научилась выживать и быть выносливой, готовой ухватиться за возможность изменить свою судьбу.
Благодаря материнским усилиям, жизнь девочки изменилась. Мать нашла для одиннадцатилетней Насти новую работу в гостинице на Крещатике. Хоть Настя оказалась в роли "старшего куда пошлют", но помимо зарплаты, ей платили и чаевые.
Через два года Настя убирала комнату опереточной примы Вельской и артистка услышала ее пение. Вельская заметила талант Насти и порекомендовала ей идти в оперетту для развития своего таланта и внешности.
На следующий день Настя пошла в театр, где ее принял антрепренер С. Ленчевский. Он взял пятнадцатилетнюю девочку в свою труппу, и его имя сохранилось в истории благодаря его роли в биографии Вяльцевой.
Начало творческого пути молодой артистки связано с Ленчевской труппой, после чего она сотрудничала с различными опереточными коллективами, часто отправляющимися в гастроли по провинции. Анастасия присоединилась к балетной труппе Ленчевского, затем стала участницей вокальной группы и хористкой Киевской опереточной антрепризы. У нее появились первые поклонники, однако достичь большого успеха ей не удалось. Вяльцева не всегда выступала на высоком уровне как в пении, так и в танце, что иногда приводило к освистыванию и даже к бросанию помидоров в молодую исполнительницу.
Творческий путь
В 1893 году молодую девушку приняли в Малый Петербургский театр, где она присоединилась к опереточной труппе. Анастасия Вяльцева сначала играла маленькие роли, но вскоре ей выпала удача сыграть в оперетте-мюзикле «Цыганские песни в лицах» под режиссурой Н.Куликова. В этой постановке задействованы были многие известные артисты, исполнявшие популярные городские песни и романсы конца 19 века. Для Вяльцевой эта роль стала очень успешной, она сыграла молодую цыганку по имени Катя, хотя роль была небольшой. В финале постановки Анастасии пришлось спеть веселую песенку под названием «Захочу – полюблю».
Молодая, стройная девушка привлекательной внешности и с излучающей улыбкой, получившей впоследствии прозвище «вяльцевская», настолько легко и естественно исполнила эту простую композицию, что вызвала настоящий ливень аплодисментов. Именно в этот вечер начался взлет карьеры Анастасии Вяльцевой. Через годы этот романс не потеряет своей актуальности, певица будет исполнять его почти на каждом своем концерте, иногда даже несколько раз в качестве биса.
Судьба свела Настю с богатым адвокатом из Петербурга Николаем Холевым, который влюбился в нее всей душой и поддерживал ее финансово. Вяльцева стала его подопечной, по крайней мере, так считалось в то время. Благодаря щедрой помощи мецената, Анастасия смогла оплатить уроки вокала у самых престижных педагогов в городе. Кроме того, она углублялась в саморазвитие, много читала.
Усердие Вяльцевой скоро принесло великолепные результаты, и менее чем через полтора года она стала звездой всех музыкальных салонов и эстрадных вечеров. Она позиционировала себя как исполнительницу романсов.
В 1897 году певица Вяльцева дала свой первый сольный концерт, который был воспринят зрителями как настоящее восхищение. Ее голос воспевал любовь и радость жизни, унося зрителей в волшебный мир, полный беззаботности, звучащих колокольчиков, звенящих гитар и бурлящего шампанского. Ее поклонники были очарованы легким, игривым и звонким голосом исполнительницы.
В 1902 году начались первые гастроли Вяльцевой по всей России. С этого момента певица стала гастролировать ежегодно. В течение первых четырех лет Анастасия дала по 40 концертов в год, а затем отправлялась в гастрольные туры только весной и осенью.
Статистика показывает, что в период с 1908 по 1912 годы певица проехала 175 тысяч верст во время своих гастролей по России. Это равно половине расстояния от Земли до Луны или четыре с половиной оборота вокруг Земли по экватору. В то время, когда не было самолетов и ездить можно было только на поездах или экипажах, такое расстояние казалось невозможным. Кстати, Вяльцева передвигалась именно на поездах, у нее даже был свой собственный вагон, интерьер которого соответствовал ее вкусам и капризам.
Анастасия Вяльцева: певица радости жизни — так называли ее многочисленные почитатели, и это утверждение было полностью обосновано. Анастасия отказывалась исполнять цыганские романсы о горестях, разочарованиях, страданиях и смерти. Такой репертуар больше понравился Варваре Паниной. Вяльцева пела о любви, ее песни и романсы пронизаны желанием встреч, поцелуев, призывами освободиться от оков любви.
Анастасия исполняла песню «дай милый друг, на счастье руку» и протягивала свои руки в зал. Каждый из зрителей думал, что этот страстный порыв обращен к нему, что именно для него протянута рука знаменитой певицы, что именно ему она улыбается привлекательно и радостно. И в ответ на это в зале сияли улыбки.
Каждый год Анастасия Вяльцева давала от двух до трех концертов в Санкт-Петербурге. Её выступления проходили на сцене зала Благородного собрания. За один вечер она зарабатывала целых двадцать тысяч рублей, что было завораживающе высокой суммой, даже для знаменитостей мирового уровня. В то время средняя зарплата учителя составляла 35 рублей.
Одна грампластинка с записью Анастасии Вяльцевой стоила шесть рублей, а всего было выпущено около сотни пластинок. К сожалению, не все они дошли до наших дней, сохранилось примерно 55 записей.
Выступления артистки не имели конца в определенное время. Иногда они продолжались до глубокой ночи. Зрители неоднократно требовали артистку для энкора, иногда от 10 до 30 раз. Бывали случаи, когда зрители отказывались отпускать исполнительницу, и в результате ей приходилось повторять свою сольную программу несколько раз за вечер.
Ее уговаривали, предупреждали, что так делать не стоит, что это разгильдяйство, и ни к чему хорошему не приведет. Пытались доказать, что такое количество "энкоров" убьет ее, что зрители – настоящие тираны, и их желания невозможно удовлетворить. Но Вяльцева не сдавалась, считая, что зрители заплатили за билеты и имеют право требовать максимума от нее. Именно это стало ее губительной ошибкой, и в результате, погубило великолепную певицу.
Личная жизнь
По невероятному стечению обстоятельств, радость в личной жизни появилась у Анастасии Вяльцевой во время Русско-японской войны. В период с 1904 по 1905 годы певица выделяла часть своего гонорара на поддержку госпиталей, где оказывали помощь раненым.
Когда Анастасия узнала, что ее любимый мужчина Василий Бискупский, офицер конной гвардии, был ранен, она решила временно прекратить свои выступления. Она уехала на Дальний Восток и устроилась в полевой госпиталь в качестве обычной сестры милосердия, чтобы самой ухаживать за Василием. Примерно в 1905 году они тайно поженились, но у них не было детей.
Смерть
В 1912 году осенью у Анастасии диагностировали воспаление легких. Лечение не принесло полного выздоровления из-за предстоящего гастрольного тура. Во время выступления в Курске певица потеряла сознание от усталости. Воскреснув, Вяльцева настаивала на продолжении выступления.
Врачи настоятельно рекомендовали отменить гастрольный тур, но певица не послушала и дала еще десяток концертов. После этого больше не выходила на сцену.
Вскоре врачи выяснили причину ее болезни. В начале 1913 года у Анастасии был обнаружен рак крови. Даже сегодня, при более совершенной медицине, этот диагноз звучит как смертельный приговор, а тогда особенно. Врачи пытались спасти известную певицу, предлагали переливание крови. Нашелся даже донор — муж Анастасии, Василий Бискупский.
Однако эта попытка не увенчалась успехом. Несколько времени Вяльцева почувствовала облегчение, но затем болезнь вернулась, и 4 (17) февраля 1913 года певица скончалась. Ей исполнилось 42 года.
Огромное количество поклонников сопровождало Анастасию Вяльцеву в её последний путь. Тысячи людей прошли от дома № 84 на Мойке до Александро-Невской лавры, чтобы проводить её. Её похоронили на Никольском кладбище, а часовню-усыпальницу построили в 1915 году.
Смерть Вяльцевой погрузила всю страну в глубокую скорбь. Новости о состоянии здоровья певицы были размещены на каждом углу. В газете «Раннее утро» была опубликована статья, в которой выражалось удивление по этому поводу. Журналисты искренне не могли понять, кто такая Вяльцева, и почему ее состояние вызывает такой интерес. Некоторые сравнивали это с ситуацией писателя Чехова, который находился на грани смерти, но никто не обращал внимание на его болезнь.
В другой публикации — "Петербургская газета", был опубликован ответ на вопрос, заданный коллегами. В нем было сказано, что произведения Чехова были адресованы немногим, а талант Вяльцевой был полезен всем