Имя Анатолия Адоскина встречается в заголовках более шести десятков фильмов, многие из которых заинтересуют современного зрителя. Особенно удачными можно считать такие работы, как "Братья Карамазовы", "Любовью надо дорожить", "Анюта", "Возвращение Будды", "Женщины шутят всерьез".
Детство и юность
Анатолий Адоский появился на свет 23 ноября 1927 года в Москве. Его ранние годы прошли в Козицком переулке, рядом с домом, где жили артисты и оперные певцы. Неизвестно, почему он почувствовал интерес к актерскому искусству — возможно, это было из-за соседства с известными личностями, или же он родился с этим талантом. Однако еще с самого детства он мечтал о сцене.
Оглядываясь из окна своего дома, он видел, как свет не гас в соседнем доме до самого утра, и представлял, как актеры учат свои роли или исполняют оперные партии. Он очень хотел вступить в их ряды.
Оперное искусство больше всего привлекало Толю, он был поклонником Федора Шаляпина и мечтал быть похожим на него. Однако по мере взросления Адоскин осознал, что ему нужно учиться актерскому мастерству, иначе ничего не получится. Анатолий так стремился погрузиться в мир искусства, что регулярно ходил в тот двор, пока не нашел там новых друзей. Среди них оказался театральный капельдинер, который позволял мальчику посещать все спектакли, проходившие в театре.
Его планы нарушила война. Актерство отошло на второй план, в условиях войны первоочередной задачей каждого, кто оставался в тылу, была помощь фронту. Анатолия тоже забрали на завод, где ему пришлось участвовать в сборке мин. Он проявил себя очень серьезно и трудолюбиво, имея лучшие показатели в цеху.
Когда отец Анатолия узнал о желании сына стать актером, он был крайне недоволен. В то время профессия актера была недостаточно серьезной и не подходила настоящему мужчине. Решительно настаивая на более приземленной профессии, отец в 1942 году отвел его в автотранспортный техникум. Анатолий, не желая учиться в неприятной сфере, начал прогуливать занятия, мечтая о своем любимом искусстве. Из-за постоянных пропусков его исключили из техникума после первого курса.
Потом Анатолий вспоминал, как рано утром он подошел к двери, постучал и увидел, что Захава был в домашнем халате. Он не растерялся, сразу начал говорить ту речь, которую заранее приготовил. Он сказал, что хочет учиться в его студии, понимает, что уже поздно, но очень настаивал на прослушивании. Захава был очень удивлен, но поддался этому настою, и после прослушивания принял Анатолия на курс.
Однако Адоскин проучился всего три дня. Ему выдали рабочую карточку, и он бросил учебу. Не потому, что передумал стать актером, просто ему не понравилось, что мальчики заигрывали с девочками на репетиции. Адоскин всегда считал, что искусство должно быть чистым и прекрасным, а люди искусства — высокодушными. Анатолий решил подождать, пока Завадский вернется из эвакуации.
Театр
Анатолий Адоскин начал обучение в студии при театре им.Моссовета в 1943 году под руководством Юрия Завадского. Он завершил обучение и получил диплом вуза в 1948 году. Сразу после окончания учебы он остался в труппе театра. Скоро его стали называть разносторонним артистом, способным мгновенно менять свои образы. Он принимал участие во многих постановках этого театра, включая «Модная лавка», «Трудовой хлеб», «Виндзорские насмешницы».
В 1961 году Адоскин покинул театр им. Моссовета и перешел в «Современник». Причиной этого решения была усталость от репертуара. В 1965 году он снова сменил место работы и был принят в Ленком. Под руководством Анатолия Эфроса Адоскин проработал до 1968 года.
Адоскин и Эфрос были близкими друзьями, поэтому никто не удивлялся, что они обращались друг к другу на «ты», а не на «вы». Именно по инициативе Адоскина в труппе театра появились Евгений Стеблов и Валентин Гафт. Однако эта эйфория не продлилась долго. В 1967 году Эфрос ушел в театр на Малой Бронной, и Анатолий тоже решил вернуться на свою первую службу – в театр им. Моссовета.
Картины
Сначала может показаться, что кино и театр очень похожи, но на самом деле они совершенно разные виды искусства. В театре актеры играют перед живой аудиторией, которая реагирует на происходящее на сцене своими эмоциями и переживаниями. В кино же артист испытывает совершенно другие чувства, играя перед камерой. Многим актерам трудно переступить порог съемочной площадки в первый раз, но Анатолий Адоскин справился с этим легко. За многие годы он сыграл более шестидесяти персонажей, и почти все они были характеризованы добротой и наивностью, что запомнилось зрителям.
Роль в киноадаптации «Братья Карамазовы» по произведению Достоевского стала еще одной значимой точкой в карьере Анатолия Адоскина в 1968 году. В этом фильме его партнерами были Кирилл Лавров, Михаил Ульянов и Андрей Мягков.
Параллельно с этим актёр участвует в комедийном проекте «Семь стариков и одна девушка», который снял режиссёр Евгений Карелов. Сюжет фильма заключается в том, что выпускница института физкультуры Лена назначена руководить «группой здоровья», состоящей из тунеядцев и алкоголиков. Девушка пытается приучить их к здоровому образу жизни, но понимает, что это бесполезно.
Теперь она решает любым способом избавиться от этой должности, заставляя своих подопечных выполнять сложные задания в надежде, что они на неё пожалуются и уволят. Но всё идёт наоборот: старики влюбляются в своего тренера и стараются показать лучшие результаты. В этом фильме Адоскин играет холостяка Анатолия Сидорова.
Карьера актера в кино развивалась успешно, каждый год он принимал участие в нескольких интересных проектах. В 1973 году он сыграл в фильме «Каждый вечер после работы», в 1976 году принял участие в съемках фильма «Про дракона на балконе, про ребят и самокат», в 1981 году получил роль в ленте «Женщины шутят всерьез», а в 1987 году снялся в фильме «Живой труп».
В последние десятилетия количество работы для актёров заметно уменьшилось. В 2002 году режиссёр Андрей Кончаловский предложил Анатолию Адоскину роль второго плана в фильме «Дом дураков», основная тема которого — чеченская война и психиатрическая клиника. За эту роль Адоскин был удостоен премии «Золотой орел» в номинации лучшая мужская роль второго плана.
В 2014 году актёр снялся в последнем фильме — телесериале «Кураж», после чего больше не появлялся на экране.
Личная жизнь
Ни разу не было случаев, чтобы у Анатолия были многочисленные романы, но он всегда откровенно признавался, что в молодости его тайной любовью была балерина Ольга Румянцева.
В интимной жизни актера была только одна женщина – его супруга Ольга Тарасова, которая работала балериной. Их знакомство произошло в 1944 году, когда девушка была родной племянницей Аллы Тарасовой. Молодые люди поженились, и спустя некоторое время у них родилась единственная дочь Мария. Она закончила институт и стала преподавать английский язык.
У неё есть защищённая диссертация и степень кандидата наук по филологии. В настоящее время она живёт со своей семьёй в США.
Смерть
20 марта 2019 года театр им. Моссовета сообщил о кончине Анатолия Адоскина. Причины его ухода из жизни не были озвучены, но, скорее всего, это были естественные причины, связанные с его преклонным возрастом.
Артист по имени Адоскин достиг столетнего возраста и был самым старым среди всех исполнителей в театре. Его последним местом покоя стало Донское кладбище в Москве.
- 1955 — Два капитана
- 1959 — Анюта
- 1959 — Любовью надо дорожить
- 1960 — Весенние грозы
- 1963 — Выстрел в тумане
- 1968 — Братья Карамазовы
- 1971 — Собака Баскервилей
- 1973 — Сибирский дед
- 1976 — Волны Чёрного моря
- 1994 — Возвращение Будды
- 2002 — Дом дураков
- 2008 — Ермоловы
- 2014 — Кураж
- Страница в Википедии
- Полная фильмография