Анатолий Васильевич Эфрос – знаменитый кинорежиссер и театральный режиссер, также известен как преподаватель. Он является выдающейся личностью в искусстве РСФСР.
Детство и юность
В середине двадцатого века в Советском Союзе появилось множество талантливых кинорежиссеров. Среди них был и Анатолий Эфрос, который знаменит своим неповторимым стилем, особым видением театра и авторским подходом. Многие критики отмечали, что его постановки на сцене театра были оригинальны и отражали его саморефлексию. Хотя он не любил делиться своими мыслями с публикой и не стремился быть в тренде, он умел создавать нечто новое, удивительное и вызывающее интерес.
3 июля 1925 года в городе Харьков родился мальчик по имени Натан Исаевич. Его родители, евреи, занимались переводами технической литературы и работали инженерами на авиазаводе. Во время Второй мировой войны семья была эвакуирована за Волгу, где молодой человек работал на производстве вместе с отцом. На данный момент он известен как кинорежиссер.
Важно отметить, что во время эвакуации в городе собралось много творческих групп из Москвы. Кроме того, здесь пребывала труппа театра Моссовета. Анатолий, увлекавшийся театральным искусством с детства и интересовавшийся первыми постановками труппы МХАТ, изучал книги Константина Станиславского.
Парень воспользовался возможностью и начал учиться в 1943 году в студии Юрия Завадского. Кстати, это учебное учреждение было открыто при театре Моссовета. Через какое-то время преподаватели заметили, что молодому и талантливому ученику нужно что-то большее, чем простая актерская работа, и поэтому через год он уже учился на режиссерском факультете ГИТИСа, посещая занятия в мастерской Марии Кнебель и Николая Петрова.
Театр
После получения диплома в театральном учебном заведении, Эфрос представил свою дебютную работу — спектакль под названием «Прага остается моей», который был показан в 1951 году в Московском дворце железнодорожников и поразил зрителей. Позже Анатолий Васильевич поставил еще одну пьесу под названием «Приезжайте в Звонковое», которая была впервые представлена в Московском драматическом театре. После этого он получил предложение работать режиссером в драматическом театре в Рязани.
В процессе работы в спектаклях принимали участие уже известные актеры, а также молодые таланты, которые в будущем стали звездами советского кинематографа. Среди них были Олег Табаков, Олег Ефремов и Лев Дуров, которые дебютировали в пьесах «В поисках радости» и «В добрый час!». Эфрос следовал творческим принципам, предложенным Константином Станиславским, и боролся с явлениями, которые он называл «театральщиной». Анатолий Васильевич постановки были изумительны и уникальны, каждый спектакль захватывал зрителя своей искренностью и оригинальностью.
В 1963 году известный режиссер переехал и начал работать в театре Ленинского Комсомола. В пятидесятых годах этот театр был в творческом застое, но Анатолий Эфрос смог собрать вокруг себя молодых и талантливых актеров, которые впоследствии стали известными звездами, такими как Лев Дуров, Валентин Гафт, Ольга Яковлева и Александр Ширвиндт. В дополнение к постановкам современных пьес, таких как "104 страницы про любовь", "В день свадьбы", "Снимается кино" и "Мой бедный Марат", режиссер также поставил на сцене произведения Михаила Булгакова и Антона Чехова.
В 1966 году известный режиссер представил постановку чеховской «Чайки» на сцене, однако администрация театра признала ее неудачной и запретила спектакль через год. В этом же году Эфрос перешел работать в театр на Малой Бронной, под руководством Андрея Гончарова. Стоит отметить, что часть актерской труппы, с которой работал Анатолий Васильевич в «Ленкоме», осталась на своих местах, но десять человек, включая Ольгу Яковлеву и Льва Дурова, последовали за режиссером.
На нашем новом театральном крыльце режиссер вновь задумал поставить Чехова, но на сей раз это была пьеса «Три сестры», к сожалению, подвергшаяся жесткой критике, а после и запрету. Следующее творение Эфроса, которым стала «Обольститель Калабашкин», основанная на пьесе Эдварда Радзинского, также была запрещена. Александр Дунаев, займувший место нового художественного руководителя, решил помочь режиссеру и дал мастеру возможность проявить свой талант, используя классический репертуар.
В 1979 году в театральной карьере Анатолия Эфроса случился творческий кризис, вызванный неудачной постановкой спектакля по роману Николая Гоголя «Мертвые души», который назывался «Дороги». Его режиссура по произведению «Три сестры» также не была оценена зрителями. Премьера состоялась в 1982 году. Через два года Эфрос был уволен из театра по решению дирекции театра на Малой Бронной.
В это же время в Театре на Таганке возникла необходимость заменить Юрия Любимова, который оказался в немилости у властей. Эфрос рекомендовал его Горкому партии, и Любимов принял это предложение, даже не подозревая ничего плохого. Труппа Любимова неодобрительно восприняла смену руководства, так как считала, что Анатолия Васильевича назначили те же люди, которые ранее лишили их руководителя места в театре и гражданства Советского Союза.
В то же время, находясь за границей из-за конфликта с властью, Юрий Петрович дал интервью зарубежной прессе, где назвал Эфроса предателем. Актеры обрушились на нового режиссера травлей: они порезали его одежду, препятствовали репетициям и прокололи шины его автомобиля. Венямина Смехова, Леонида Филатова и других артистов покинули театр "Таганка", переименовав его в "Современник". Но знаменитый режиссер не сдался: он продолжал трудиться над яркими спектаклями и старался изменить мнение о себе у оставшихся актеров.
Первые спектакли, среди которых "У войны не женское лицо", "На дне" и "Вишневый сад", провалились из-за равнодушия исполнителей. Однако режиссер, несмотря на сложную обстановку, не собирался уходить, так как у него не было куда уйти.
Фильмография
Помимо своей театральной деятельности, Анатолий Эфрос также занимался созданием телевизионных адаптаций лучших спектаклей. Он также снял несколько художественных фильмов, благодаря которым были созданы такие телеспектакли, как «Страницы журнала Печорина», «Борис Годунов», «Таня» и многие другие. Благодаря его работе, следующее поколение театральных любителей имело возможность насладиться творчеством этого великого режиссера и увидеть спектакли, которые в 60-70 годы пользовались огромной популярностью.
Знаменитый режиссер снял пять фильмов в истории кинематографа: «Високосный год», «Шумный день», «Фантазия», «Двое в степи» и «В четверг и больше никогда». Последний фильм вышел в 1977 году и стал конечной точкой в карьере этого великого мастера. В фильме снялись его любимые актеры: Олег Даль, Любовь Доброженская, Вера Глаголева и Иннокентий Смоктуновский. Музыку для киноленты сочинил Дмитрий Шостакович.
Творчество пронизывало и личную, и профессиональную жизнь Анатолия Эфроса. Ещё в пятидесятых годах он вступил в брак с Натальей Крымовой, театральным критиком, когда она только начинала свою карьеру. Их сын Дмитрий родился в 1954 году. В 1976 он окончил школу-студию МХАТ по постановочному факультету и в девяностые годы начал заниматься живописью.
Важно отметить, что мастеру своего дела приписывали романтические отношения с Ольгой Яковлевой, известной в то время артисткой. У режиссера и его музы были теплые отношения, однако, преодолели ли они границу, известно только им. В то время Ольга также была в отношениях, так как в свои восемнадцать лет стала официальной женой Игоря Нетто, футболиста и звезды пятидесятых. Девушка прожила с мужем до его смерти.
Смерть
В последние годы Анатолий Эфрос испытывал сильное эмоциональное напряжение из-за конфликта с актерами и руководством «Таганки». Ситуация продолжительного стресса, длившаяся три года, привела к диагнозу сердечной недостаточности у режиссера.
В январе 1987 года у Анатолия Васильевича произошел сердечный приступ, который в итоге привел к его кончине. Место захоронения известного режиссера находится на Кунцевском кладбище. Сегодня коллеги по театру и друзья утверждают, что фатальной ошибкой в его жизни стал переход в театр на Таганке.
Факты
- Анатолий Васильевич в своей профессиональной деятельности предпочитал постановки классических спектаклей, не прибегая к модным интерпретациям и политическим отсылкам. Один из кинокритиков того времени охарактеризовал его так: "кто-то критикует большевиков, кто-то злословит, а Эфрос просто их не замечает".
- Леонид Филатов, ставший руководителем артистов в Таганке и организовавший травлю Анатолия Васильевича, позднее сильно раскаивался в своих действиях. Он убежден был, что болезнь, от которой пострадал известный режиссер, стала результатом его собственных поступков.